НАВИГАЦИЯ СТРАНИЦЫ

Школьный предмет "Обществознание" включает в себя целый комплекс дисциплин: экономику, право, философию, историю и т.д. Все они изучают различные сферы жизни человека, поэтому обществознание не только очень интересный и популярный для поступления в вузы предмет, но и, что важнее, полезный и практичный. Ни про одну из тем по обществознанию нельзя задать столь "любимый" вопрос большинства школьников: "А это мне как в жизни пригодится?". Действительно, чтобы комфортно жить в любой стране, необходимо понимать ее государственное и политическое устройство, систему налогооблажения, знать основные законы и указанные в них свои права и обязанности.

Но не стоит думать, что, раз предмет столь популярный и практикориентированный, то сдать ЕГЭ будет просто.  Особую сложность для современных учеников составляет необходимость грамотно высказать мнение в письменной форме с аргументами и использованием обществоведческих терминов, а не бытовой лексики. А именно это и является основным критерием, по которому эксперты оценивают работы. 

Курсы по обществознанию ЕГЭ рассматривают вопросы относительно глобальных проблем человечества.
Глобальные проблемы – это важные проблемы, которые касаются всего человечества в целом независимо от национальности, языка, государства. Такие проблемы связаны, чаще всего, с природой, взаимоотношениями между мировыми державами, а также с ресурсообеспечением.
Особенность данного вида проблем заключается в том, что ни одна держава, какой бы могущественной она не была, не в состоянии решить хотя бы одну проблему. Только общими усилиями всего мира можно устранить тот или иной глобальный вопрос. 

В 2019 году минимальный порог ЕГЭ по обществознанию составляет 42 тестовых баллов. Это означает, что если вы набрали менее 42 баллов, то экзамен по обществознанию не сдан. Для того, чтобы обеспечить себе уверенное поступление в вуз, необходимо набирать как можно больше баллов. В большинство вузов будет достаточно, если вы набрали 80 баллов, однако, элитные вузы могут предъявлять и более высокие требования к абитуриентам, тем более, что количество бюджетных мест в 2019 году существенно сократилось.

Обобщающим понятием можно назвать такое понятие, которое включает в свой состав  все остальные понятия. Чтобы правильно ответить на этот вопрос нужно дать определения всем понятиям, которые даны в условии и найти самое широкое по смыслу.

Как известно, каждая страна следует какой – либо религии. На данный момент сформировались 3 мировых религиозных направления, о которых расскажет подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
·       Христианство.
Развитие данного течения началось в первом веке нашей эры. Основные идеи направлены на заботу об униженных людях, на помощь тем, кто ждёт справедливых решений.
·       Буддизм.
Считается древнейшей мировой религией. Основана на понятии того, что жизнь есть страдание, которое возникает из-за постоянной страсти и многочисленных желаний.
·       Ислам.
Наиболее молодая из мировых религиозных течений. Основателем является легендарная личность по имени Мухаммед. Огромное значение в исламе отдаётся многочисленным обрядам и святым местам.

Высказывая свое мнение необходимо оставаться в рамках русского литературного языка. Также обязательно убедитесь в том, что ваш пример строго соответствует тому тезису, который вы доказываете. Если вы не уверены в абсолютной правильности своего примера, ограничьтесь сведениями из литературы или средств массовой информации. Кроме этого, аргументы должны быть развернутыми и не дублирующими друг друга. 

Одна из классификаций научных дисциплин подразделяет их на две группы. Это естественные науки, предметом которых является изучение мира природы, тех процессов, которые не связаны с человеческой деятельностью, а носят «естественный» характер. К таким наукам относятся физика, химия, биология и т.д. Другая группа наук предметом своего изучения сделали человека и различные аспекты его деятельности. Они получили название гуманитарных наук. Иногда в этой группе отдельно выделяются социальные науки, которые изучают закономерности общественного развития. Но так как развитие общества – результат человеческой деятельности, то эту группу наук можно назвать и социально-гуманитарными. При ответе на этот вопрос необходимо приведение примеров, показывающих разницу в предметах изучения.

К врожденныйм качествам относится характер, благородство, храбрость, подлость. Очень часто можно услышать фразу о тяжёлом характере. Это и есть пример врождённого качества личности. Характер невозможно полностью изменить, но можно его постоянно улучшать с помощью приобретённых качеств.
Приобретённые качества – это качества, которые человек постоянно старается улучшить в течение жизни. Проще говоря, приобретённые качества являются слабо развитыми врождёнными, например, уважение, любовь.

Невозможно написать ЕГЭ на высокий балл, если вы не знакомы с простейшими понятиями сфер общества. Любой репетитор по обществознанию ЕГЭ скажет вам, что общественная жизнь включает следующие сферы:
·       Политическую.
Простыми словами: государство, законы, политику, а также отношение между правительством и обществом.
·       Экономическую.
Данная сфера включается в себя все материальные процессы: функционирование рынка, производство материальных благ, их распределение и обмен.
·       Социальную.
Данная сфера жизни изучает непосредственно общество, а точнее деление его на классы, страты. Изучаются взаимоотношения между гражданами, взаимодействие между собой.
·       Духовную.
Курсы подготовки ЕГЭ обществознанию чуть меньше внимания уделяют данному вопросу, так как духовная сфера включает в себя любой уровень общественного сознания (искусство, науку, мораль, совесть и так далее), поэтому считается наиболее лёгкой в объяснении.

Чтобы не попасться в многочисленные «ловушки», что присутствуют в заданиях А1 и А2, подготовка к ЕГЭ по обществознанию вам поможет.
·       Сферы.
В обществе присутствуют характерные сферы жизни, например, политическая или духовная. Вспомните историю, ведь миллионы лет назад ничего этого не было, так как не существовало и человека.
·       Общество – часть.
Любые курсы по обществознанию ЕГЭ скажут ученику, что общество – это часть природы. Всегда помните, что человек не может существовать независимо от природы. Ярким примером является наличие воздуха или воды.
·       Науки.
И самое простое отличие: общество и природы изучается различными видами наук. Но очень часто они пересекаются во многих вопросах.

Как показывает статистика результатов прошлых лет, ученики путают понятия массовой и народной культуры.
Народная культура не содержит в себе идею получения прибыли. В то время, как массовая культура создаётся только с этой целью. Лучше представить ситуацию на примере.
Любой гражданин нашей страны знаком с русским народным фольклором: колыбельные, добрые детские сказки, многочисленные песни. Они создавались народом в течение многих лет, с простой целью – создать развлечение.
В то время, как различные компакт – диски с песнями популярных исполнителей выпускаются только для сбора денежных средств. Помните про эти примеры, и вы не сделаете ошибки даже в самых сложных заданиях.

К экзамену нужно готовиться не только по предмету, но и психологически. Нужно постараться свести волнение к минимуму, настроиться таким образом, чтобы все, кроме экзамена отошло на второй план. Перед экзаменом абсолютно необходимо выспаться, а за день до ЕГЭ желательно не тренироваться в выполнении тестов. Если вы очень волнуетесь, можно принять легкое успокоительное, например глицин или экстракт валерианы.
Во время экзамена необходимо соблюдать спокойствие, внимательно слушать преподавателя. После получения теста не нужно торопиться, лучше внимательно и спокойно проглядеть задания. Наверняка вы найдете много знакомых вопросов. Обязательно нужно читать задание целиком, а не предполагать верный ответ после первых слов задания. Старайтесь выполнить все задания, и ни в коем случае не оставляйте вопросы нерешенными. Даже если чего-то не знаете, лучше ответить наугад.
Никогда не пререкайтесь с преподавателями, старайтесь не вызывать раздражение у наблюдателей. Ведите себя корректно и вежливо.

Человек – это частица природы. Прежде всего, следует запомнить главную фразу:
«Природа может существовать без человека. Человек без природы существовать не может». На этой фразе построены практически все задания А1. Поэтому курсы по подготовке ЕГЭ обществознание указывают на важность изучения данного вопроса.
Большинство заданий связано с влиянием человека на природу. Помните, что глобальные проблемы, например, разрушение озонового слоя – это проблема всего человечества в целом. Будьте внимательны!

При выборе репетитора по обществознанию для подготовки к ЕГЭ обратите внимание на ряд деталей.
1. Уровень образования. Предложений по репетиторству очень много, причем за это дело берутся люди без специального образования или студенты. Оптимально найти репетитора с высшим профильным образованием (исторический факультет вуза). Выбирать в качестве репетитора студента не рекомендуется, результаты могут быть непредсказуемые.
2. Опыт работы. Лучше всего выбирать репетитором преподавателя, имеющего опыт работы в школе, высшую квалификационную категорию и опыт подготовки учеников именно к ЕГЭ. Крайне желателен опыт подготовки учащихся к различным олимпиадам и конкурсам. Вузовский преподаватель без опыта работы в школе  - не лучший вариант. 
3. Программа подготовки. Хороший репетитор обязательно расскажет о том, как именно он будет с вами заниматься, на что будет сделан акцент при подготовке.
4. Открытость и общение. Дружелюбие и общительность обязательный признак классного репетитора. Вам должно быть комфортно во время занятий, поэтому высокомерие, язвительность недопустимы. У школьника не должно складываться впечатление, что ему делают одолжение. Также, квалифицированный репетитор не сочтет за оскорбление, если у него попросить документ об образовании.
В заключение, еще одна рекомендация: на первую встречу с репетитором лучше приходить с родителями.

Отвечая на вопрос о морали, следует обратить внимание на то, что в морали аккумулируются представления людей о правильном, «нравственном» поведении. Поэтому мораль выступает в качестве жизненного ориентира для всех людей. Хотя это не единственная функция морали. По мнению некоторых ученых, мораль призвана утверждать в человеке его «истинные человеческие качества». В то же время, надо отметить, что моральные нормы носят конкретно-исторический характер и меняются с течением времени, иногда превращаясь в свою полную противоположность. В целом, моральные нормы являются частью системы социального контроля, позволяющего управлять жизнью общества.

Под искусством понимается особая форма человеческой деятельности и общественного сознания, которая проявляется в отражении окружающего мира в художественных образах. При помощи искусства осуществляется один из видов познавательной деятельности – художественное познание. Основной формой, в которой существует искусство, является художественное произведение, которое может принадлежать к различным жанрам. Искусство чрезвычайно важно для общества, так как оно позволяет выражать в художественной, а значит, доступной форме определенные идеи и пропагандировать социально значимые ценности. Таким образом, искусство может выступать как одна из форм социального управления. Кроме того, искусство представляет собой культурное наследие человечества, необходимое для усвоения новыми поколениями.

Научное познание – это сбор доказанных факторов, на основе которых формируется знание в определённой области. Главное отличие научных методов от других видов познания заключается в полной достоверности фактов. 
Цель получения знаний имеет три значения: описание чего – либо, объяснение процесса, а также предсказание дальнейшего развития предмета и всего, что с ним связано.

Теоретическая аргументация в эссе представляет собой научные понятия, положения и выводы, которые автор использует для доказательства свое точки зрения. Причем, если школьник употребил научное понятие ошибочно, например, вложил в него иное содержание, то оценка уменьшается на 1 балл.

Человека часто называют биосоциальным существом. Это значит, что он сочетает в себе признаки и свойства не только обусловленные его природным происхождением, но и сформировавшиеся в результате его взаимодействия с окружающими людьми. Природным началом в человеке можно считать все, что он получил при рождении, его видовые признаки. Это строение тела и внутренних органов, особенности нервной системы, развитый мозг, комплекс инстинктов и рефлексов и многое другое. Природная сущность человека является той основой, на которой сформированы его черты как социального существа. В отличие от всех других животных, человек приобретает собственно человеческие качества, только находясь в обществе себе подобных. Происходит это в процессе освоения общественных норм и правил, культурных ценностей, под влиянием общения с другими людьми. Особенно это касается таких важнейших, собственно человеческих качеств, как сознание, речь, моральные и нравственные принципы. Единство биологического и социального начал проявляется в том что, будучи в основе своей существом природным, программа формирования «человечности» запускается только в социуме, в процессе социализации. 

Задачи для подготовки к ЕГЭ включают задания, которые нацелены на проверку более глубоких знаний по каждому виду культуры. В данном случае, речь пойдёт  элитарной.
Элитарная культура – это многочисленные достижения человечества, которые представлены во всевозможных формах. Главное отличие данного вида заключается в том, что для восприятия субъектов необходимы специальные знания и навыки. Например, для понимая, казалось бы, абсурдного искусства, художники имеют не один год стажа, опыта и знаний, полученных в процессе обучения. Так скажет любая книга обществознание ЕГЭ, подготовка с помощью которой принесёт весомые плоды.

Образование  - это один из важнейших социальных институтов, целью которого является передача от одного поколения другому системы ценностей, знаний, сохранение культурного наследия. Основное значение образования для общества заключается в том, что оно позволяет обеспечить преемственность поколений, а также способствует ретрансляции главных общественных ценностей, норм и правил, без которых невозможно существование самого общества. Качество и уровень образования во многом определяют уровень развития самого общества, а также его жизнеспособность. Значение образования для личности в том, что оно позволяет усвоить определенный набор знаний, умений, навыков, воспитать определенные качества личности, которые помогут человеку приобрести профессию и реализовать свой потенциал в общественной жизни.

Фактическая аргументация это примеры и факты, которые взяты из литературы, средств массовой информации, личного опыта автора эссе и используются для доказательства его точки зрения. Фактическим аргументом могут быть и личные житейские представления. Любая фактическая аргументация должна быть разнообразной и точно соответствовать тому тезису, которые доказывается.

 

 

 

Вопросы познания – это проблемы, которые связаны с миром и всей его целостностью. Более того, вопросы познания, как говорит подготовка к ЕГЭ по обществознанию, затрагивают аспекты параллельных и религиозных миров.
Таким образом, человечество развивается не только в научной области, где всё построено на фактах, но и пытается понять, в чём заключается смысл существования, мыслей.
Вопросы познания затрагивают как сущность человека, так и устройство мира в целом. Таким образом, цели познания достичь полного совершенствования каждого индивидуума, а значит, улучшения пространства в целом.

Свободу часто определяют как «осознанную необходимость». Здесь имеется в виду то, что приобретаю свободу, человек одновременно начинает нести ответственность. Причем чем больше ему позволено, тем больше ответственность. Можно свободно выбрать университет и специальность для поступления, но этот выбор влечет за собой многочисленные обязанности, связанные с обучением, трудоустройством и т.д. Если человек обладает свободой принимать решения за других, то, естественно, он должен выполнять массу обязанностей, обеспечивая интересы доверившихся ему людей. Поэтому в человеческой деятельности свобода и необходимость между собой тесным образом взаимосвязаны. Свобода без ответственности и обязанностей приводит к вседозволенности, что является одной из основ и причин отклоняющегося поведения.

В современном обществе можно выделить несколько типов обществ. Во-первых, в зависимости от формы правления можно выделить демократические и монархические общества. Демократические, в свою очередь, подразделяются на парламентские и президентские республики, а монархические - на абсолютные и конституционные монархии. Также можно выделить общества клерикальные, т.е. опирающиеся на религию и соответствующий набор ценностей и норм (например, шариат), и светские. В зависимости от отношения власти к правам и свободам можно выделить правовое, авторитарное или тоталитарное общество. Отвечая на этот вопрос на экзамене, необходимо подобрать пример таким образом, чтобы стало понятно отличие одного типа общества от другого. Наиболее удачное в этом отношении – российское общество, которое за период своего исторического развития принадлежало к различным типам.

Вопросы, касающиеся человека, встретятся в экзамене при любом раскладе. Поэтому понятия, «человек», «индивид», «личность» следует заучить наизусть.
Человек – это целостное, биопсихосоциальное существо. Высшая степень развития природы. Развитие человека определяется генетической предопределённостью, а также собственным развитием в течение всей жизни.
Индивид – индивидуальный представитель человеческого рода. Тут всё просто. Курсы по обществознанию ЕГЭ не оставляют без внимания понятие «личность».
Личность – это общие признаки всего человечества и уникальные навыки индивидуума.

 

На данный момент, человек очень сильно воздействует на природу, чаще всего, в негативном свете. Общество нуждается в постоянном удовлетворении своих потребностей, которые всегда растут. Поэтому для успешного функционирования человечества необходима постоянная добыча ресурсов. Самые ценные из них – не восполняются или восполняются, но крайне медленно.
Такое отношение приводит к глобальным проблемам. Подготовка к обществу ЕГЭ обязательно рассматривает вопрос данного вида проблем. Помните, что предпосылками их возникновения являются человеческие потребности и невосполнимость природных ресурсов.

Самостоятельно подготовиться к ЕГЭ можно, хотя и довольно сложно. Для успешной самостоятельной подготовки нужно обладать навыками самостоятельной работы, иметь под рукой необходимые и полные учебные пособия. Кроме того, многие задания по обществознанию, выносимые на ЕГЭ, очень многозначны и самому разобраться даже с помощью пособия довольно сложно. Поэтому оцените трезво свои силы и способности перед тем, как принимать решение о самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Особенно это касается взрослых абитуриентов, которые окончили школу за несколько лет до экзамена.

Задание №10 связано с экономикой и проверяет умение читать графическую информацию и способность анализировать информацию, обращаться к социальным реалиям. График всегда представляет собой прямую, на одном конце которой, как правило, указана стоимость товара, на другом – объем производства. Важно понять, как меняются показатели графика S по сравнению с S1, а потом среди предложенных вариантов найти те факторы, которые объясняют такое изменение.

Часть 2 содержит 30 первичных баллов из 65. Поэтому, если вы не будете отвечать на часть 2, то сможете заработать 35 первичных баллов. Если перевести их в тестовые , получится 58 тестовых баллов. С одной стороны, этого достаточно, ведь для сдачи экзамена достаточно 42 тестовых баллов (21 первичных). С другой стороны, вы уверены, что абсолютно правильно ответите на все вопросы части 1? А для поступления в вуз 58 баллов откровенно мало. Поэтому мы советуем стараться ответить на все вопросы теста, таким образом можно существенно повысить шансы на успешную сдачу экзамена.

Понятие «свобода» очень многогранно. Прежде всего, стоит отметить, что свобода – это возможность совершать любые поступки или отсутствие всяких ограничений. Это, так называемая, абсолютная свобода. В то же время абсолютной свободы быть не может, так как отвергая ограничения в своих поступках, человек начинает ущемлять интересы других людей, т.е. ограничивать их свободу. Поэтому в реальной жизни мы имеем в виду свободу относительную, т.е. возможность совершать те действия и поступки, которые на запрещены законом и не ограничивают свободы других людей. Также в ответе надо акцентировать внимание на том, что идея всеобщей свободы была мечтой для многих поколений людей, как реакция на тяжелые условия существования. Поэтому часто достижение свободы ассоциируется с обретением счастья.

Мышление – это высший уровень познавательной деятельности, позволяющий человеку познавать те элементы окружающего мира, которые не воспринимаются органами чувств. Мышление опирается на два психологических механизма. Во-первых, накопление информации, различных знаний, сведений, на основе которых потом будут производиться мыслительные операции. Во-вторых, постоянное образование понятий, производство выводов и умозаключений.
Соответственно, качество и уровень мышления зависят от качества исходного материала, т.е. фактов, знаний, информации, а также от умения человека  и его способностей к умозаключением, т.е. от уровня владения мыслительными операциями. Основными видами мышления являются теоретическое и эмпирическое мышление, причем в сознании человека они представлены в равной степени и одно невозможно без другого.

Прежде всего, стоит запомнить, что общественное развитие – это необратимый процесс. В этом процессе есть два главных фактора, без которых развитие было бы невозможным.
Первым фактором являются материальные субъекты: человек, общности, многочисленные общественные институты.
Вторым фактором выступают духовные потребности: цели, результаты, научные достижения и так далее.
Общественное развитие обязательно включает в себя понятие «прогресс» и «регресс».

Отвечать на вопросы можно в любом порядке, как вам удобно. Однако помните, что задания в разных частях идут от простого к сложному, поэтому, отвечая по порядку, вы сможете «размяться» и приготовиться к решению сложных задач в конце теста.

Ошибок при написании эссе делают всегда много, но можно выделить несколько, наиболее распространенных. Во-первых, многие школьники начинают эссе словами: «Я согласен с мнением автора…». Между тем, один из главных критериев оценки – умение правильно раскрыть основную мысль высказывания. Если учащийся не сумел этого сделать эссе просто не проверяют, поэтому надо начинать с объяснения основной мысли автора.
Во-вторых, стараясь показать собственную эрудицию некоторые употребляют слишком много терминов, причем делают это неправильно. Термины и понятия использовать надо обязательно, но делать это нужно правильно, не искажая смысл высказывания.
Третья распространенная ошибка заключается в том, что школьники стараются привести примеры и аргументы из собственного опыта, но поскольку личный опыт ограничен, то аргументация получается неубедительной. Лучше приводить примеры из литературы или общественной жизни, например, из новостей.

Под интересом понимается разновидность потребности, которую человек осознал, и которая имеет для него важное значение и очень привлекательна. Интерес, таким образом, характеризует избирательное отношение человека к окружающему миру. Какие–то его элементы более привлекательны для нас или, наоборот, совсем не привлекательны. Интересы, как правило, осознаются людьми и часто выступают в качестве мотива человеческой деятельности. Интересы можно классифицировать на индивидуальные или общественные, по направленности они классифицируются в соответствии со сферами общественной жизни (политические, экономические и др.). Особенность интересов по сравнению с другими потребностями в том, что они направлены не на сам предмет, а на те условия, при которых этот предмет становится доступным.

Во многих заданиях ЕГЭ по обществознанию в большей или меньшей степени затрагивается тема ВВП и государственного бюджета, так как это две неразделимые части.
ВВП – это сумма всех рыночных цен государства. Все показатели берутся за годовой период внутри страны, также в сумму входят товары, которые были произведены национальными фирмами.
Очень важно разобраться в данном определении, так как вам может попасться сложное задание с оценкой верности суждения, где, казалось бы, подвоха негде ждать.
Государственный бюджет – это неотъемлемая часть экономики страны. Гос.бюджет представлен свободным планом доходов и расходов страны. Данный план обязательно подтверждается парламентом, чаще всего, на год. Это минимальная информация, которой необходимо владеть, чтобы решить задания из первой части, а также написать эссе.

Если вы не сильны в такой дисциплине, как обществознание, и идёте на экзамен с «пустой» головой, то советы относительно преодоления минимального порога вам пригодятся.
Во – первых, всегда выполняйте все данные вам задания, даже если не уверены. Сначала выполните те, где что – либо знаете или в правильности которых уверены.
Во-вторых, часть 2 является самой «прибыльной» по баллам. Проанализировать сочинение и ответить на вопросы, ответы на которые содержатся в тексте не так уж и сложно. Поэтому не стоит оставлять без внимания вторую часть экзамена, будучи уверенным, что она слишком сложная. 

Под проблемой в эссе по обществознанию понимается социально значимая задача, которую необходимо решить или тема, которую затрагивает высказывание. Часто проблема формулируется как противоречие, требующее разрешения.
Тезис – это высказывание, утверждение. Как правило, с помощью тезисов раскрывается смысл высказывания, точка зрения автора. Это также точка зрения, которая в дальнейшем доказывается автором эссе. Например, тезисом может быть согласие с точкой зрения автора, которое будет доказываться в ходе эссе.
Аргумент – это доказательство выдвинутых тезисов (утверждений). В эссе по обществознанию используется научная аргументация (теоретическая), которая заключается объяснении смысла понятий. Аргументами могут быть факты из личного опыта школьника, его житейские представления, но их использование должно быть обосновано содержанием эссе. Они должны строго соответствовать тому тезису, который аргументируют.

Задание №12 проверяет обращение к социальным реалиям. Чаще всего необходимая для ответа информация содержится либо в столбчатой, либо в круговой диаграмме. Чтобы правильно ответить на вопрос, нужно внимательно прочитать легенду диаграммы. Далее из предложенных вариантов необходимо выбрать те выводы, которые можно сделать исходя из данной диаграммы.
Можно идти другим путем. Для этого нужно проверять каждый из предложенных выводов по диаграмме и смотреть, насколько они согласуются друг с другом. Это достаточно сложное задание, поэтому, чтобы набить руку, требуется тренировка.

Как показывает статистика, задания в ЕГЭ по обществознанию с оценкой верности суждения вызывают у экзаменуемых наибольшие затруднения. Такими заданиями являются №4, №11, №13 и №17.
В каждом варианте предлагается определить правильность или неправильность суждения. При решении заданий следует помнить, что каждое суждение относится либо к простому, либо к сложному виду.
Пример простого суждения.
«Человек – творец культуры».
Проанализируйте каждое слово. «Человек» - все знают, что это индивид, единица общества. Даже, если вы не знакомы с таким понятием, то подойдёт и определение на простом языке, ведь вы составляете его сами для себя. «Творец» - тот, кто что – либо создаёт. «Культура» - развитие общества на определённом уровне. Простыми словами (как вы понимаете) - это знания, навыки, умения, обычаи, традиции и так далее. Суждение верно.
Пример сложного суждения.
«Процесс самопознания является бессмысленным из-за субъективности происходящего».
Тут важно проявлять внимательность, так как в вопросе частенько закрадывается ошибка. «Самопознание» - познание себя. «Бессмысленным» - не имеет смысла. «Субъективность происходящего» - видение человека, свой взгляд на всё происходящее. Другими словами можно сказать, что познание себя не имеет смысла из-за собственного взгляда на мир. Согласитесь, что звучит абсурдно? Ведь взгляд на происходящее формируется в процессе самопознания, следовательно, выражение имеет смысл.

В современном обществознании деятельность рассматривается как активность, направленная на изменение или преобразование окружающего мира. Однако не всякая активность, преобразующая мир, может считаться деятельностью. Так, например, активность животных деятельностью не является, хотя часто носит преобразующий характер. Поэтому, отвечая на вопрос о деятельности, следует акцентировать внимание на то, что это специфическое человеческое качество.

Главным элементом деятельности является цель, т.е. образ или представления о желаемом результате деятельности. Если цели нет, то и деятельности также нет. Если вопрос предполагает ответ в свободной форме, то обязательно привести примеры, сравнивающие деятельность человека и активность животных. Например, несмотря на внешнюю схожесть строительства дома и строительства муравейника, во втором случае цель отсутствует и поэтому деятельности нет, есть только инстинкт.

Особенностью глобальных проблем является то, что они затрагивают все стороны общественной жизни и каждого человека. Теоретически, добиться решения глобальных проблем можно при условии объединения человечества в единое целое. Именно на это акцентируют внимание сторонники процессов глобализации в современном мире. С другой стороны, глобальные проблемы настолько сложны и многогранны, что решение одной из них приведет к появлению комплекса новых. По мнению ряда ученых, такие проблемы представляют собой цивилизационный вызов, отвечая на который происходит развитие человечества. Поэтому наличие глобальных проблем – закономерное явление, которое является ответом природы на преобразующую деятельность человека.

Все разделы курса «Обществознание», которые представлены на ЕГЭ, содержатся в Кодификаторе. Всего на экзамене представлено 5 разделов: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Причем содержание представлены на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком. Надо отметить, что обществознание на высоком уровне в большинстве школ не изучается. Чтобы узнать, какой уровень обществознания изучается в вашей школе, достаточно глянуть на учебник, там написано к какому уровню он принадлежит.

Прогресс и регресс – это антонимы или абсолютно противоположные по смыслу слова.
Прогресс – это движение вперёд, развитие, с помощью которого общество достигло всего того, чем мы можем довольствоваться, например, информационными технологиями.
Регресс – это обратная форма развития. Другими словами – застой, деградация. Во время регресса развитие приобретает форму начального этапа.
Задачи для подготовки к ЕГЭ по обществознанию должны включать в себя вопросы относительно сходств и различий данных понятий.

Как правило, задания в ЕГЭ по обществознанию относительно правового государства включают всего лишь два определения: «правовое государство» и «гражданское общество».
Помните, что в правовом государстве главным элементом является законодательство и права граждан. Правовое государство имеет чёткую структуру механизмов деятельности государства. Граждане имеют право на политическое участие.
Гражданское общество – сформировавшаяся группа людей, где преследуются личностные или групповые интересы граждан. Гражданское общество может воздействовать на государственную власть любым законным путём.
 

Выражение «стратификация» произошло от слова «страты», что означает «специальные слои». Поэтому социальная стратификация – это разделение всего общества на социальные слои по определённым критериям. Таковыми являются доход, образ жизни, престиж и образование,  а также многие другие факторы.
В современном типе общества распространено классовое разделение. Но каждый экзаменуемый должен знать, что существует кастовая и сословная стратификация. Очень часто в заданиях заготовлены своеобразные «ловушки», которые направлены на выявление знаний о понятии «стратификация и её типы». Вопрос №11 нельзя назвать сложным, нужно лишь проявить должную внимательно и логически поразмыслить.

Критерий 29.1 является важнейшим в оценке эссе, так как если он не выполняется, то работа не засчитывается и не проверяется. Этот критерий связан с умением раскрыть смысл высказывания, по которому пишется эссе. Это значит, что прежде чем соглашаться или не соглашаться с точкой зрения автора, необходимо ее раскрыть, то есть объяснить своими словами, что он имел в виду. Только после этого идет выражение своего отношения к смыслу данного высказывания, которое будет в дальнейшем аргументировать школьник.

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как для каждого школьника требуется свой, индивидуальный подход к подготовке. Курсы ЕГЭ предполагают коллективную работу, решение практических ситуаций, дух состязательности. Поэтому они идеально подходят школьникам, которые имеют неплохую теоретическую подготовку, но хотят потренироваться в решении задач, выносимых на ЕГЭ по обществознанию.
Репетиторы больше внимания уделяют теоретической подготовке. Здесь можно повысить уровень своих знаний по предмету, научиться решать обществоведческие задачи. Обращаться к репетиторам можно рекомендовать тем школьникам, которые имеют слабую подготовку или пробелы в знаниях по отдельным разделам. Так как репетитор более тесно сотрудничает с учащимся, то его услуги подойдут тем школьникам, которые не имеют навыков самостоятельной работы.

 

 

Термин «наука» в ЕГЭ не распространён, но всё же существует множество вопросов, касающихся данной темы. Поэтому курсы подготовки ЕГЭ обществознания должны обязательно рассматривать тематику науки.
Наука – это одна из отраслей человеческой жизни, которая сочетает в себе знания достигнутые человечеством в процессе своего развития. Благодаря науке многочисленные знания анализируются, проверяются на достоверность, происходит их систематизация. С помощью систематизации происходит дальнейшее развитие и получение новых знаний в научной области.
 

Удалить с экзамена могут за использование мобильных телефонов, за нарушение распорядка и дисциплины во время экзамена, за использование шпаргалок и иных несанкционированных источников информации. Помните, что известны случаи, когда результат экзамена был аннулирован после того, как школьник сфотографировал свой тест на камеру телефона и выложил эту фотографию в Интернет. Во время экзамена мы рекомендуем строго придерживаться установленных правил. Также не забудьте взять все необходимые документы на экзамен, иначе вас могут на него не допустить.

Любой репетитор по обществознанию ЕГЭ скажет своему ученику: «Понятие «общество» и понятие «культура» - это два тесно связанных термина. Кроме того, без одного не существовало бы и другого».
Общество – это обособившаяся часть природы, которая творит (!) культуру. Это важно запомнить, так как в первой части очень часто встречаются задания такого типа. Общество и культура связаны непрерывным взаимодействием. Ярким примером того является православная церковь. Если бы люди не пожелали посещать православные храмы, то данная религия вымерла. Однако, если люди не посещали бы церковь, то их нравственное здоровье и духовное состояние ступило на путь регресса.  Обращайте внимание на такие мелочи, ведь в этом и заключается эффективная подготовка к ЕГЭ.

Задания теста ЕГЭ по обществознанию оцениваются в зависимости от сложности вопроса. В первой части задания №1-3, 10 и 12 оцениваются в 1 балл. За вопросы №4-9, 11, 13-20 максимально можно получить 2 балла.

Задания второй части также оцениваются неодинаково: задания № 21 и 22 - максимальный балл - 2, задания 23, 24, 26, 27 - 3 балла, задания № 25 и 28 - 4 балла. И самое объемное задание № 29 оценивается максимально в 6 баллов. 

Эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию подразумевает тщательную проработку всех представленных заданий. Рассмотрим задание №1, где предлагается провести анализ схемы и вставить недостающий термин.
Прежде всего, прочитайте термины, которые даны в задании. Например:

Сфера

Организация, учреждение, предприятия

Духовная

Церковь, музей, научный центр.

***

Парламент, партия, суд, государство.

 В данном случае, термином является вторая колонка таблицы. Фраза «церковь или научный центр» уже говорит о том, что дело связано с духовной сферой общества. Как это и сказано в левой колонке. Всего существует 4 сферы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Нетрудно догадаться, что государство или партия относятся к политической сфере. Если вы начнёте решать задачи для подготовки к ЕГЭ в таком направлении, то высокий балл обеспечен!

 

Экзамен по обществознанию считается несданным, если выпускник не преодол установленный минимальный порог в 42 балла. В таком случае,  пересдать экзамен можно только на следующий год. Данный результат не повлияет на получение диплома. Однако поступить в вуз возможности уже не будет.  Поэтому отнеситесь к подготовке серьезно.

Сложный план предполагает выделение нескольких подпунктов. Чтобы правильно составить сложный план нужно выделить в теме два основных понятия, которые нужно раскрыть для полного ответа. Это будут два пункта, которые нужно будет детализировать. Затем надо вспомнить определения этих понятий и из этих определений сформулировать по два подпункта.
Другой вариант детализации – вспомнить все, что связано с этими понятиями. Например, если одно из центральных понятий «налоги», то с налогами связаны: система налогообложения, виды налогов, функции. Которые они выполняют в экономике и т.д. Все эти аспекты могут быть подпунктами сложного плана. Надо сказать, что подавляющее большинство социальных явлений имеют несколько видов, выполняют определенные функции или входят как элемент в какую-то систему. Поэтому универсальной формулировкой для подпункта может быть «Виды ….(явление)».
Согласно требованиям, сложный план должен состоять не менее чем из трех подпунктов, из которых два должны быть детализированы.

Задание 28 предполагает составление сложного плана ответа. Минимальными требованиями являются наличие трех пунктов, два из которых детализированы в подпункты. Максимальная оценка за это задание - 4 балла. Для ее получения нужно корректно с научной точки зрения сформулировать наименования пунктов, которые должны раскрыть сущность темы. Также оценивается то, есть ли в плане пункты, обязательные для раскрытия темы. То есть, имеются ли понятия, которые входят в состав главного понятия темы. Вопрос очень сложен для оценки, так как предполагает многозначность формулировок, поэтому здесь часто проявляется субъективизм экспертов.

Знание – это очень широкое понятие. Чаще всего оно определяется как «итог познавательной деятельности человека». Говоря о знаниях, имеется в виду три аспекта. Первый касается знаний как информации, которой владеет человек, второй связан с умениями, навыками, способами деятельности, которыми владеет человек, и третий аспект подразумевает отношение человека к окружающей действительности.

Отвечая на вопрос о знаниях на экзамене, следует помнить, что они соотносятся с видами познания. Поэтому можно выделить научное знание, житейское, личностное и т.д. Также надо обратить внимание на примеры, иллюстрирующие ответ. Если вопрос предполагает свободную форму ответа, то примеры должны быть в обязательном порядке.

Специальных требований к объему эссе по обществознанию не существует. Однако оно должно содержать достаточное количество аргументов в поддержку или опровержение точки зрения автора и быть структурировано. Это значит, что в эссе должно выделяться вступление, основная часть и выводы. Поэтому можно говорить о целесообразном объеме эссе. Оно должно быть не менее одного и не более двух листов. 

Форма познания включает в себя несколько видов. Так как человеческая сущность очень многогранна, имеют место быть следующие формы познания:

- Научное познание. Является одним из наиболее развитых форм. Благодаря научным достижениям каждый человек может довольствоваться определёнными благами.

- Художественное познание. С помощью данной сферы человек имеет возможность передать свои мысли и чувства путём претворения их в реальный мир – картина, статья и так далее.

- Философское. Эффективная подготовка к ЕГЭ включает и некоторые вопросы философии. Таким образом, данный вид сознания помогает понять и определить место человека во Вселенной, понять целостность бытия.

- Мифологическое. Относится к древним видам культуры.

- Религиозное. Главным аспектом в религиозном познании является Бог, который способствует спасению человечества.

Структура деятельности представляет собой единство следующих компонентов: объект, субъект, цель, средства и результат. Некоторые ученые включают в состав структуры деятельности еще и мотивационный компонент, т.е. потребности и мотивы.

Объектом деятельности можно назвать то, на что деятельность направлена, например, строительство жилья, субъект – это человек, который эту деятельность реализует. Перед началом любой деятельности формулируется цель, т.е. образ того результата, который планируется получить. Для достижения цели требуются определенные средства – это знания, орудия труда, материалы и т.д. Завершает деятельность получение результата, того самого продукта, ради которого осуществлялась деятельность.

Деятельность обычно подразделяется на духовную и практическую, или, по другой классификации, трудовую, образовательную, досуговую. 

Тип мировоззрения, который опирается на достижения науки, и соответствующий тип мышления называется научным. Оно отражает современные представления о существующей картине мира. Второй тип мировоззрения связан с религией и верой, поэтому он называется религиозным, или, иногда, религиозно-мифологическим. Третий тип называют "обыденным", оно стихийно возникает в процессе практической деятельности любого человека.
Особенностью человека является то, что в его сознании мирно уживаются все три типа мировоззрения, которые друг друга взаимно дополняют. Нет человека, у которого бы не прослеживался хотя бы один из компонентов мировоззрения. Можно только говорить о преобладании в сознании того или иного человека научного, или, предположим, религиозного мировоззрения.

Выделяют следующие основные социальные институты:

- "Семья", который отвечает за сохранение и передачу из поколения в поколение ценностей и норм, связанных с заботой о младших и старших поколениях, а также за воспроизводство населения в обществе.

- "Образование" - отвечает за воспитание нового поколения таким образом, чтобы обеспечить стабильность и развитие общества.

- "Церковь", которая включает в себя всю совокупность религиозных верований и идеологий.

- "Армия", обеспечивающая защиту установленного общественного порядка.

- "Деньги", обеспечивающие функционирование экономической системы общества.

- "Государство", которое обеспечивает способы управления обществом.

Общество можно охарактеризовать как сложную, открытую, саморазвивающуюся систему. Напомним, что система представляет собой совокупность элементов, которые взаимосвязаны друг с другом и находятся в отношениях соподчинения. Также в сложных системах свойства самой системы отличаются от свойств ее отдельных элементов. Характеризуя общество как систему можно начать с характеристики сфер общественной жизни, которые имеют свои особенности, но все же настолько тесно друг с другом связаны, что не имеют смысла друг без друга. Например, социально-экономическое положение населения имеет отношение как к социальной, так и экономической сфере, но в то же время оказывает воздействие на сферу политики и культуры.

Тщательная подготовка к ЕГЭ по обществознанию включает в себя разбор видов культуры.
·       Народная.
К данному виду относится те «творения», которые пользуются спросом среди огромного количества населения, например, сказка «Колобок» или же русские народные песни. К данному типу также относится религия – христианство, в данном случае.
·       Элитарная.
К элитарной культуре относятся те творения, которые доступны для понимания малой группе людей, например необычные картины или музыка.
·       Массовая.
Все творения, которые связаны с получением прибыли, относятся к массовой культуре. Ярким примером являются многочисленные романы Дарьи Донцовой, которые выпускаются с целью сбора денежных средств.

Эссе по обществознанию оценивается экспертом по четырем основным критериям. Первый, и самый главный – раскрытие смысла высказывания. Если школьник не смог правильно объяснить смысл высказывания, то эксперт эссе проверять не будет и поставит оценку 0 баллов. Если смысл высказывания раскрыт, то есть выделена одна или более основных идей, то дальше проверяют качество теоретической аргументации. Это значит, что тему эссе нужно раскрыть с использованием научных обществоведческих понятий и терминов. Если такой аргументации нет, то есть школьник не сумел объяснить теоретические положения, понятия, сделать выводы, то по этому критерию оценка не ставится. Третий критерий - корректность рассуждений - оценивается экспертом в 1 балл. Последний четвертый – факты и примеры, которые используются в качестве аргументов, если школьник сумел использовать не только личные и житейские представления, но и примеры из средств массовой информации, из личного социального опыта, то по этому критерию можно заработать 2 балла. Всего, максимальная оценка за эссе составляет 6 баллов.

Ответ на вопрос об истине требует умения рассуждать и привлекать знания из области философии. Поскольку истиной является соответствие полученных человеком знаний содержанию определенного познаваемого объекта, то в качестве критерия истины можно выделить только практику. То есть практическое, экспериментальное подтверждение полученных знаний.
Поскольку практика – это активное сознательное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, то в ходе такого взаимодействия появляется возможность либо подтвердить истину, и таким образом она становится объективной, абсолютной, либо ее опровергнуть. Надо отметить, что в некоторых случаях на практику нельзя опереться при проверке истины, так как не всякое знание можно экспериментально подтвердить. В этом случае используется другой критерий истины – формально-логический, который предполагает отвлеченные логические рассуждения для доказательства.

Наиболее популярной общественной пирамидой, на основе которой можно решить огромное количество заданий в ЕГЭ, является пирамида потребностей Маслоу. Нужно её заучить.
Всего пирамида разделена на пять (в подробном варианте семь) частей. Самая нижняя имеет название «физиологические потребности». Это значит, что ни один человек не в силах прожить без воздуха, еды, воды, полового влечения. Выше располагается «потребность в безопасности». Ни один человек не может развиваться и нормально жить без чувства безопасности и уверенности.
Затем следуют духовные потребности, а именно, следующая ступень пирамиды называется «потребность в принадлежности и любви». Без поддержки трудно чего – либо добиться в жизни, поэтому каждый человек стремится завести друга и найти «вторую половинку».
Последние две ступени занимают потребности в уважении и самовыражении. Не зря они стоят в самом верху пирамиды, где мало места, так как данные потребности играют небольшую роль в жизни. 

Каждый школьник знает, что государственная власть подразделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Следует всегда помнить, что каждая ветвь существует независимо от другой. На ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо знать соответствующие властные органы.
Законодательная власть сосредоточена «в руках» Федерального собрания. Федеральное собрание включает в себя два органа: Совет Федерации и Государственная Дума.
Исполнительная власть «принадлежит» правительству РФ.
Что касается судебной власти, то придётся потрудиться, чтобы запомнить все органы, так как власть сосредоточена в Конституционном суде РФ, Верховном суде РФ, Высшем Арбитражном суде РФ, прокуратуре РФ.  Следует дословно заучить данные о представительных органах государственной власти.

Угрозами XXI века в современном обществознании называют глобальные проблемы, которые ставят под угрозу само существование человека как вида и, соответственно, человеческого общества. В первую очередь к таким угрозам относится состояние экологии, которое включает в себя целый комплекс проблем, от загрязнения воздуха и мирового океана, до исчезновения растений и животных. Не менее важной проблемой, которую можно отнести в разряд угроз является проблема «север – юг», которая связана с отсутствием баланса в развитии и уровне жизни развитых государств и стран Азии, Африки, Латинской Америки. Несоответствие в уровне жизни приводит к нагнетанию социальной напряженности и межнациональным конфликтам, которые могут поставить под угрозу существование человека. Также в разряд угроз можно отнести проблему терроризма, войны и мира, болезней и т.д. Практически каждая глобальная проблема несет в себе угрозу обществу, если не предпринимать мер по их решению.

Для того, чтобы написать эссе по обществознанию, нужно внимательно изучить критерии оценивания этого задания. Они есть в демонстрационном варианте теста. Остановимся кратко на основных моментах.
Во-первых, вступление должно быть кратким. В нем необходимо раскрыть актуальность поставленной проблемы, а также дать свое понимание высказывания. Если вы неправильно раскрыли смысл высказывания, то работу даже не будут проверять.
Во-вторых, основная часть должна содержать обоснование вашей точки зрения. Для этого нужно согласиться или опровергнуть точку зрения автора высказывания и привести аргументы. Крайне желательно использовать понятия из курса обществознания и примеры из опыта школьника.
В-третьих, вывод должен содержат краткое резюме всего текста. Приветствуется, если школьник предложит свое видение решения проблемы.
Эссе - очень сложное задание. Для того чтобы научиться его хорошо писать обязательно требуется помощь специалиста (учителя или репетитора).

Тема истины всегда была сложна для восприятия, однако, с помощью пособия «Обществознание. Баранов. Подготовка к ЕГЭ» можно преодолеть все сложности и понять тонкости данной тематики.
Всего существует три определения истины.
·       Истина – это утверждение, которое основано на личном опыте или опыте других людей.
·   Истина – это личное мнение человека относительно той или иной ситуации, следовательно, его личное понимание проблемы.
·      Истина – это воспроизведение проблемы, ситуации, субъекта независимо от личного мнения. Описание его в настоящем виде.

В обществознании под социальным институтом понимается исторически сложившаяся, устойчивая форма общественных отношений (иногда говорят социальной практики), при помощи которых общество позволяет сохранять, передавать и воспроизводить те ценности, нормы и правила, которые необходимы для его нормального функционирования и развития. Каждый из социальных институтов отвечает за определенную сферу общественных отношений, необходимых для общества. Если уничтожить некоторые социальные институты, то произойдет изменение организации общества. Иногда такие процессы происходят и в результате мир меняется до неузнаваемости. Например, в 1917 году в России был уничтожен такой социальный институт как монархия, что привело к коренному изменению общественного и государственного устройства страны.

Научное мышление опирается, в первую очередь на синтез и анализ, поэтому его иногда называют аналитико-синтетическим. С помощью этого типа мышления человек становится способен к производству суждений и умозаключений. Что позволяет ему, опираясь на эмпирические данные, делать выводы о сути вещей, которые нельзя воспринимать при помощи органов чувств. Научное мышление является творческим, так как его результатом всегда является новая идея или умозаключение. Иногда научное мышление ассоциируют с логическим, так как они оба опираются на одни и те же мыслительные операции (синтез, анализ, сравнение, обобщение, экстраполяция), но это не совсем верно, так как основной критерий научного мышления – новизна продукта.

 

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей. В части 1 содержатся 20 заданий, предполагающих краткий ответ. Он записывается словом, словосочетанием или последовательностью цифр в специальном бланке для ответов №1. Вопросы этой части оцениваются 1 или 2 баллами в зависимости от сложности. Часть 2 предполагает развернутый ответ и состояит из 6 заданий. Это самая сложная часть теста, за которую можно получить 46% от максимального количества баллов. Задания части 2 оцениваются экспертами по единыи критериям. 

Структуру общества можно рассматривать в двух аспектах.

Первый – соответствие структуры сферам общественной жизни. Каждая из четырех сфер (экономическая, политическая, социальная и духовная) имеют собственную структуру, состоящую из определенных институтов, норм, правил, ценностей и т.д.

Второй аспект  - социальная структура общества, которая представляет собой  разделение общества на определенные слои, которые находятся в достаточно сложных иерархических отношениях. Также в социальную структуру общества входят социальные институты и система отношений между этими институтами.

Под мировоззрением обычно понимают систему взглядов человека на окружающий мир (т.е. природу, общество), самого себя, а также ценностное отношение ко всем происходящим в мире явлениям и событиям. Ученые выделяют несколько форм мировоззрения. Наиболее распространенным является обыденное мировоззрение, которое еще называют житейским. Этот тип мировоззрения опирается исключительно на личный жизненный опыт самого человека и других, как правило, лично знакомых ему людей. Также выделяется религиозное и научное мировоззрения. 
В основе любого типа мировоззрения лежат ценности. Это те высшие представления, нормы и правила, которые регулируют поведение человека, определяют причины его поступков. Ценности также соотносятся с типами мировоззрения и бывают научными, религиозными и т.д.

В словарях власть определяется как "способности и возможность подчинить своей воли и влиянию других людей или социальных групп, невзирая на возможное сопротивление". Появление власти связывается с развитие человеческого общества, которое требует делегирования властных полномочий для организации взаимодействия, выполнения трудовых функций, обеспечения безопасности.

В качестве источников власти выступают насилие, авторитет и право. Самый простой вид власти – основанный на насилии, т.е. на угрозе физической расправы. Надо сказать, что государство использует все три источника, начиная от прямого насилия, заканчивая властью, основанной на правовых нормах.

Виды власти выделяются в зависимости от сфер общественной жизни. таким образом, выделяют политическую и экономическую власть, которые, в основном, опираются на насилие и право. В духовной и социальной сферах власть опирается на авторитет.

Отвечая на вопрос о государстве на ЕГЭ нужно иметь в виду, что государство является продуктом сложных процессов общественного развития, его становление происходило на протяжении сотен лет. Существование государства обусловлено необходимостью регулировать деятельность людей, обеспечивать стабильность в обществе, упорядочивать их взаимоотношения.

Несмотря на то, что государство часто рассматривается как результат «общественного договора», для выполнения всех функций ему необходимо прибегать к насилию. В современной литературе "государство" определяется как "специфическая организация власти и управления, которая имеет собственный аппарат для принуждения и обладает возможностью делать свои распоряжения обязательными для всех без исключения граждан".

Также для полноценной подготовки к экзамену, нужно знать признаки государства и уметь раскрыть его функции.

Признаками являются: публичная власть, аппарат власти, территориальная организация, налоги, суверенитет, монополия на право.

Функции подразделяются на внешние и внутренние, охранительные регулятивные.

Характеризуя политическую систему общества необходимо начать с определения политики. Поскольку обобщенное определение политики звучит как «взаимоотношения между государством, политическими партиями и другими социальными группами по поводу власти», то очевидно, что политическая система  - это «совокупность всех институтов и групп, форм взаимоотношений между ними, которые реализуют политическую власть». В структуру политической системы входят: государство, партии и общественно-политические организации и движения, люди и взаимоотношения между всеми субъектами политической жизни.

Тип политической системы определяется в зависимости от особенностей взаимодействия власти, общества и личности. Соответственно, выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы общества. Далее необходимо дать характеристику этим системам, сравнить между собой и выделить их особенности.

Задания на знание типологии политических режимов могут встретиться во всех трех частях теста ЕГЭ. В части А, это задания с А14 по А16, причем задание А15 предполагает обращение к социальным реалиям, А16 – повышенного уровня.

Части В и С проверяют умение использовать полученные знания на практике. Соответственно, чтобы хорошо ответить на вопросы ЕГЭ по типологии политических режимов, нужно знать их определения и признаки (для ответа на А14), иметь достаточный кругозор и ориентировку в текущих общественно-политических процессах в стране, чтобы уметь выделить в них признаки, соответствующие тому или иному политическому режиму. Для ответа на вопрос А16, нужно проанализировать два суждения и определить их истинность. В принципе, если учащийся понимает сущность политических режимов и знает их признаки и проявления, то вопрос не будет представлять трудностей.

При характеристике демократии нужно обратить внимание на историю становления этой политико-правовой системы (античная демократия), и условия, благодаря которым она стала возможной. Отмечая, что при демократии источником и субъектом власти признается народ, необходимо охарактеризовать систему избирательного права, обеспечивающую возможность участия народа в политической жизни. Целесообразно проводить сравнение демократической формы государственного устройства с тоталитарной и монархической, выделяя их достоинства и недостатки.

Выделяют ряд признаков демократии:

- народ признается источником власти и единственным носителем суверенитета;

- равноправие граждан;

- наличие и признание государством прав и свобод человека;

- принятие властных решений большинством;

- право меньшинства на оппозицию;

- политический плюрализм;

- система разделения властей;

- гласность действий государства;

- выборность органов власти посредством всеобщего избирательного права;

- существование системы органов местного самоуправления.

Задания, в которых может проверяться знание особенностей гражданского общества -  с А14 по А16. А14 – базовый уровень, предполагающий выбор единственного правильного варианта ответа. Соответственно, для успешного ответа надо знать определение гражданского общества, его признаки и функции.

В обществознании гражданское общество понимается как область самореализации и самопроявления граждан и их ассоциаций и организаций, которые обеспечиваются законодательной защитой от вмешательства со стороны государства. Гражданское общество выполняет важнейшую функцию общественного контроля над государственной властью, не позволяя ей скатываться в сторону тоталитарной диктатуры. Также, гражданское общество является важнейшим условием существования правового государства.

Задание А15 предполагает обращение к социальным реалиям, поэтому нужно ориентироваться в современной социально-политической ситуации, и уметь выделить в происходящих событиях примеры проявления гражданского общества в Росси и за рубежом.

 

Задание А16 – повышенного уровня, требует умения анализировать две точки зрения. Для правильного ответа на этот вопрос, нужно ориентироваться не только в современных реалиях, но и знать историю становления основных институтов гражданского общества.

Под политической элитой подразумевается группа людей, обладающая привилегиями, занимающая высшее положение в социуме и властных управленческих структурах.  Элита принимает важнейшие решения в области управления и использования власти. Возникновение элиты определяется рядом причин:

- социальным неравенством людей, в том числе их различными способностями, возможностями и мотивацией к участию в политике;

- системой разделения труда, которая предполагает достижение максимального профессионализма в любой области, в том числе и в политике;

- высоким авторитетом и престижем управленческого труда, что приводит к высокой конкуренции в этой сфере и, соответственно, формированию элиты;

- большая часть населения не имеет интересов, связанных с политикой, поэтому не желает в ней участвовать и таким образом способствует появлению слоя политической элиты, профессионально занимающейся управлением.

Сама элита является неоднородной социальной группой. В ней выделяется правящая элита – высший слой, обладающий властью, контрэлита – оппозиция, которая часто не менее влиятельна и в любой момент может заменить правящую. Высшая элита – управленцы и политики федерального и регионального уровня. Также можно выделить среднюю элиту – или региональную, административную – служащие среднего и высшего звена.

Отвечая на вопрос о партиях, следует отметить, что они являются важнейшим элементом политической системы общества. В современном обществознании под политической партией понимают особую группу, которая объединяет активных сторонников какой-либо идеи или цели, имеет четкую организационную структуру, и ставит конечной целью приобретение политической власти в обществе.

Любая партия обладает следующими признаками:

- программа, которая определяет глобальные цели и методы их достижения, регламентирует членство;

- устав, содержащий нормы и правила внутрипартийного взаимодействия членов;

- руководящие органы и партийные лидеры, как правило, выполняющие свои обязанности на постоянной основе и получающие вознаграждение;

- система местных  (первичных) ячеек или организаций;

- фиксированное членство и уплата членских взносов (в большинстве случаев).

Также, ответ будет неполным, если не будут раскрыты классификации политических партий и их социальные функции. Если вы отвечаете на вопросы части 2, необходимо приводить примеры из истории и современной политической жизни.

Средства массовой информации - это часть политической системы и одним из институтов гражданского общества. Их роль настолько велика, что СМИ еще называют «четвертой властью», так как они имеют колоссальное влияние на взгляды и мировоззрение населения.

Также выступая «рупором» различных социальных групп, СМИ оказывают влияние на принятие политических решений. Существует несколько типов СМИ: правительственные, оппозиционные и независимые; электронные и печатные.

В современном обществе все больше влияние приобретают электронные СМИ (Интернет-сайты - блоги, информационные порталы и т.д.). Появляются новые виды средств массовой информации, например, блогосфера, которая позволяет любому человеку высказать свою точку зрения и быть услышанным большой аудиторией.

Вопросы по избирательному праву на ЕГЭ охватывают довольно широкий круг проблем. Прежде всего, начинать надо с характеристики истории становления системы избирательного права и обозначить его связь с развитием институтов демократии в обществе. Далее надо обратить внимание на типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Уметь привести примеры из политической жизни.

Завершает подготовку к ответу характеристика избирательного права в Российской Федерации и существующего избирательного законодательства.

Выбор такой схемы подготовки позволяет сформировать представление об истории избирательного права в мире, а также хорошо ориентироваться в современных социальных реалиях. При подготовке надо акцентировать внимание на ориентировке в современной политической жизни в стране, так как наибольшую трудность представляют задания части 2, которые требуют не только знания теории и но и социальных реалий общества.

Вопрос по политическому процессу относится к разделу «Политика» и часто встречается в разделе 2, задание №25, которое предполагает составление сложного плана. Готовясь к этому вопросу, необходимо знать определение политического процесса (обычно это последовательность событий, происходящих в политической сфере общества). Также, для составления плана нужно будет выделить основные субъекты политического процесса, его типологию и уметь привести примеры взаимодействия реальных субъектов в политической жизни.

К субъектам политического процесса можно отнести существующие политические системы, социальные институты и организации, а также отдельных людей, принимающих участие в политической жизни. Существует несколько типологий политического процесса, наиболее распространенной в отечественной науке является выделение технократического, идеократического и харизматического типов политического процесса.

Под политическим участием понимают действие или бездействие, направленное на политику государства с целью оказания влияния на принятие решений в политической сфере. Субъектом политического участия может быть только личность. Политологи выделяют несколько степеней политического участия, в зависимости от того, насколько сильно индивид включен в политический процесс: занятие политикой на профессиональном уровне, участие в политике, так как к этому обязывает сфера деятельности, эпизодическое участие в политике.

Формами политического участия могут быть участие человека в митингах и манифестациях, выборах, различных референдумах, членство в политической партии или общественно-политической организации. 

Политическое лидерство – это особый тип взаимоотношений лидера и массы людей, в результате которых он оказывает влияние на социум. Проблема лидерства является одной из самых разработанных в политической науке.

Так, Макс Вебер выделял типы лидерства в зависимости от вида общественного управления: традиционный тип лидерства,  рациональный (легальный) тип и харизматический тип.

Другими основаниями для типологии могут быть стили лидерства (демократический или авторитарный), отношение к существующей общественной системе.

Отвечая на данный вопрос, нужно уметь привести примеры каждого типа лидера из современной политической жизни или истории.

Формальные требования к сложному плану на ЕГЭ включают в себя три пункта, из которых два детализировано (т.е. имеются подпункты). Чтобы написать сложный план по разделу «Политика», нужно уметь выделить основные и второстепенные понятия в предложенной теме. Например, в теме «гражданское общество и правовое государство» можно выделить два понятия, которые соответственно будут первым и вторым пунктом плана, и получат дальнейшую детализацию. А третьим пунктом могут быть основные формы взаимодействия и перспективы развития гражданского общества и государства.

Если тема включает в себя одно понятие, то необходимо сначала расписать его содержание, а затем выделить наиболее крупные блоки и сформулировать на их основе пункты плана. Например, тема «Политическая элита» в качестве первого пункта может включать характеристику этого понятия, вторым пунктом может быть классификация и типология элит, а третьим источники формирования элиты и ее роль в современном обществе.

Таким образом, написать сложный план можно без особых затруднений, если вы хорошо ориентируетесь в содержании самого раздела (оно подробно представлено в Кодификаторе).

Под системой органов государственной власти понимают совокупность органов и учреждений, осуществляющих функции государственного управления. В РФ такая система включает в себя: федеральные органы власти (например, Совет Федерации) и органы власти субъектов (региональные Думы и правительства). 

Органы государственной власти РФ могут быть классифицированы по различным основаниям.

- место и роль в властной иерархии (высшие, центральные, региональные, территориальные);

- по способу формирования (выборные и назначаемые);

- по способу реализации властных полномочий (единоначальные и коллегиальные).

Характеризуя систему органов госвласти на экзамене, необходимо не только знать их место в системе и функции, но и уметь привести примеры из жизни общества.

Федеративное устройство РФ представлено республиками, областями, краями, автономными округами и областями, городами федерального значения. В настоящий момент всего насчитывается 85 субъектов федерации. Российская Федерация функционирует на основе определенных признаков: целостность; единство системы органов государственной власти; разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти; равноправие всех народов РФ и их право на самоопределение.

Отвечая на этот вопрос, нужно дать характеристику основным федеральным органам власти, показать их роль в общей системе и привести примеры их деятельности.

Схемы и таблицы по обществознанию являются эффективным средством организации мыслительной деятельности и способом обобщения фактического материала, поэтому грамотное их использование поможет подготовиться к экзамену. Можно сформулировать ряд рекомендаций.

1. Постарайтесь составлять свои собственные схемы и таблицы по каждому пункту Кодификатора. Такая работа позволит вам систематизировать знания про курсу.

2. Если у вас есть готовые таблицы и схемы, обязательно соотнесите их с текстом учебника или справочника. Помните, что их автор составлял таблицы на основе собственных представлений о содержании курса, что не всегда может отвечать вашим потребностям.

Аудиолекции - довольно популярная форма представления материала. К достоинствам аудиолекций можно отнести их универсальность. Их можно прослушивать везде: в транспорте, в перерывах между занятиями. Они компактны, редко их продолжительность составляет более 15 минут. Они имеют важное преимущество перед видеоуроками, для которых нужно дополнительное оборудование, а по сути они являются такой же лекцией. К определенным минусам аудиолекций можно отнести то, что не все люди одинаково хорошо воспринимают содержание малознакомого материала на слух, в этом случае требуется печатная версия аудиолекции.

Поэтому, если вы хорошо воспринимаете информацию на слух и доверяете автору курса, то аудиолекции помогут вам подготовиться к экзамену, но не смогут заменит занятия с репетитором или на курсах.

© 2012 - 2019, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ОГЭ
Профориентация
Стоимость курсов
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы