НАВИГАЦИЯ СТРАНИЦЫ

Химия – это очень интересный и эффектный предмет, хотя и довольно сложный в обучении. При изучении химии очень важно усвоить базовые понятия для последующего понимания вопросов из всех областей этой науки. Без них невозможны дальнейшие успехи и получение высокого балла при сдаче ЕГЭ. При этом нельзя выучить весь материал наизусть, нужно научиться понимать предмет, то есть видеть и находить определенные химические закономерности.  Опытные преподаватели и отличная техническая база гарантируют получение высокого результата. 

В нашем центре ежегодно проводится ограниченный набор на курсы по подготовке к ЕГЭ. Для каждого слушателя разрабатывается индивидуальный план изучения всех сложных вопросов неорганической, органической и общей химии, гарантирующий получение отличного результата. Ниже наши эксперты постарались ответить на основные вопросы выпускников школ при подготовке к ЕГЭ по химии. Удачи в подготовке!

Задание базового уровня сложности, предполагающие краткий ответ, проверяют основные умения и навыки выпускника – 42 из 56 элементов. Они касаются таких важных разделов школьного курса химии как:

1. Органическая химия.

2. Неорганическая химия.

3. Химия и жизнь. Методы познания.

4. Теоретические основы химии.

Согласно новым требованиям ФГОС, эти разделы химии должен знать и уметь использовать каждый обучающийся средней общеобразовательной школы.

Да, демоверсия ЕГЭ по химии опубликована на сайте ФИПИ и содержит примерный вариант экзаменационной работы. Он не включает весь перечень элементов, проверяемых на Едином государственном экзамене в 2019 году. Полный список требований к уровню подготовки выпускника средней школы и содержание контролируемых элементов представлено в кодификаторе 2019 года, который также доступен на сайте ФИПИ. 

Во-первых, демоверсия позволяет ознакомиться со структурой экзаменационных заданий, – она в последние годы часто меняется: какие-то задания убираются, какие-то добавляются. Например, в 2018 году появилось новое задание № 30, которое до этого времени не встречалось в экзаменационных вариантах прошлых лет. Поскольку демоверсия публикуется не менее, чем за 7-8 месяцев до проведения ЕГЭ, у преподавателей и школьников было время для его разбора и отработки.

Во-вторых, благодаря демоверсии педагоги и учащиеся могут оценить степень сложности представленных заданий и выработать стратегию по подготовке к экзамену.

И в-третьих, в демоверсии представлены развернутые ответы на задания высокого уровня сложности. Это помогает школьникам понять, какие требования предъявляются к их оформлению, правильности и полноте представленного решения.

Количество ионов в растворе, образующиеся при диссоциации 1 моль вещества, опеределить несложно. Для этого достаточно учесть индексы, указанные в формуле вещества. Например, 1 моль сульфата алюминия диссоциирует:

Al2(SO4)3 = 2Al-3 + 3SO42-

В итоге, получается, пять ионов (2 катиона алюминия и 3 сульфат-аниона). При этом необходимо помнить, что нерастворимые соли, основания и кислоты в водных растворах не диссоциируют на ионы. Например, ортофосфат кальция Са3(РО4)2 или карбонат кальция СаСО3 не растворяются в воде, поэтому данные соли не подвергаются диссоциации и ионов не образуют.

В ЕГЭ по химии за последние годы было изменено задание № 30. Теперь в нем нужно выбрать из 5 представленных веществ те, которые вступят между собой в окислительно-восстановительную реакцию. Для этого нужно определить окислитель и восстановитель, определить среду раствора и продукты реакции исходя из взятых веществ. Далее необходимо расставить коэффициенты и уравнять уравнение методом электронного баланса.

Нет, не имеет, задание с развернутым ответом может быть выполнено различным способом. Главное, чтобы основные элементы ответа содержались и были правильными. В соответствии с установленным порядком, ответы проверяются двумя экспертами. При расхождении в баллах, назначается проверка третьим специалистом из числа членов предметной комиссии, который ранее данную работу не проверял. Он выставляет баллы только за те ответы, где были обнаружены расхождения в оценке, и они считаются окончательными.

Многие выпускники средних общеобразовательных школ допускают ошибки или вовсе не могут решить задание № 26, направленное на проверку знаний о способах получения и областях применения веществ. Несмотря на изменение уровня задания в прошлом году до базового, процент его выполнения остался на низком уровне. Это объясняется спецификой задания.

Помимо этого, существенные трудности у одиннадцатиклассников вызывает задание № 25, проверяющее их знания о качественных реакциях органических и неорганических веществ. Связано это с тем, что при изучении химии на базовом уровне школьники мало выполняют практических работ, плюс ко всему лишь некоторая часть опытов посвящена качественным реакциям на неорганические и органические вещества. И «зубрить» их – не выход! Проще несколько раз провести реакцию, увидеть особенности окраски полученного раствора или запаха выделяемого газа, – это гарантированно запомниться.

Да, знание понятия «массовая доля» обязательно для успешной сдачи экзамена по химии, поскольку для решения задач нужны расчеты с использованием ω. Доля показывает, какую часть занимает во всей системе искомый компонент, и может быть выражена:

·       в единицах (вся система принимается за единицу);

·       в процентах (вся система принимается за 100%).

Доля может быть массовой, объемной и молярной, в зависимости от того, в каких единицах измерения выражены компоненты системы. 

Это задание № 31 высокого уровня сложности, ориентированное на проверку умения составлять реакции ионного обмена и объединенное с заданием № 30 одинаковым перечнем предложенных веществ. Выпускнику предлагается выбрать вещества, способные реагировать между собой, составить одно полное и сокращенное ионное уравнение.

Выпускник для успешной сдачи ЕГЭ по химии должен получить 13 первичных баллов, но это не означает, что нужно решить 13 заданий из 29 представленных, так как задания оцениваются по-разному.

Так, за задания 1-6, 11-15, 19-21, 26-29 можно получить 1 балл. Задания 7-10, 16-18, 22-25 максимально оцениваются в 2 балла. 

Поэтому для преодоление минимального порога можно выполнить и меньше заданий, но с большим баллов за ответ. Но в любом случае стоит попытаться решить все задания экзамена - и из первой, и из второй частей. Ведь нет никакой гарантии, что все задания будут решены правильно и  помогут достигнуть минимального барьера. А выпускнику, ориентированному на поступления в высшие учебные заведения на бюджетной основе, нужно постараться выполнить все задания экзаменационной работы и не довольствоваться минимальным баллом. 

Очень часто в задании предлагаются в качестве реагентов нерастворимые соли, оксиды и простые вещества. Считая, что нерастворимые в воде соли не могут вступать в реакции ионного обмена, выпускники используют простые вещества и оксиды в качестве реагентов, а это ошибка. Дело в том, что все соли относятся к сильным электролитам, а реакции ионного обмена протекают только в водных растворах электролитов. Поэтому при составлении ионных уравнений следует использовать лишь растворы солей!я.

Каждый представленный вариант экзаменационной работы включает в общей сложности 35 заданий и состоит из двух частей:

 

Первая часть содержит 29 заданий с кратким ответом. Из них 21 задание относится к базовому уровню сложности (это задания под номерами: 1–7, 10–15, 18–21, 26–29), а 8 заданий – к повышенному уровню (задания 8, 9, 16, 17, 22–25).

 

Вторая часть работы представлена 6 заданиями (№ 30-35) высокого уровню, требующими развёрнутого ответа. 

При записи развернутого ответа особое внимание уделить «мелочам», то есть не забывать указывать условия проведения химических реакций, поскольку данная ошибка приводит к снятию балла за неправильно написанное уравнение. В окислительно-восстановительной реакции следует обязательно определять: какое вещество является окислителем, а какое - восстановителем. Безусловно, для получения максимального количества баллов следует подробно записывать все элементы ответа.

Нет, не снижается. В случае, когда ответ содержит ошибку в вычислениях, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл. При этом не важно, в каком из трех элементов ответа – первом, втором или третьем, сделаны неправильные действия, которые привели к неверному ответу.

Среди основных вопросов из курса органической химии в ЕГЭ встречаются следующие:

1.  Типы связей в молекулах органических веществ. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах.

2.     Классификация и номенклатура (тривиальная и международная) органических веществ.

3.  Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).

4.     Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал и функциональная группа.

5.     Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.

6.     Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.

7.     Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.

8.     Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).

9.     Взаимосвязь органических соединений.

Как правило, экзаменационная работа проверяет знание качественных реакций из органической химии:

·       реакцию «серебряного зеркала» с осаждением блестящего налета чистого серебра на стенках пробирки;

·     взаимодействие многоатомных спиртов и альдгидов со свежеприготовленным раствором Cu(OH)2 с получением ярко-синего раствора;

·       окисление спиртов оксидом меди (II) до выделения альдегидов;

·       реакцию Кучерова с образованием ацетальдегида из ацетилена;

·       реакцию тримиризации ацетилена до выделения бензола;

·       цветные реакции на белки: биуретовая, ксантопротеиновая, цистеиновая;

·       реакцию Вюрца с выделением этилена и бромида натрия;

·       взаимодействие фенола с хлоридом железа (III) до образования фиолетового раствора;

·       реакцию Коновалова до образования нитроалканов;

·       окисление непредельных углеводородов растворами перманганата калия и бромной воды с последующим их обесцвечиванием.

 Да, особые свойства серной и азотной кислот входят в перечень тем контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по химии.

1)     Азотная кислота НNO3 с металлами реагирует по-особому:

-    Металлы никогда не вытесняют из азотной кислоты водород. Образуются различные соединения азота со степенями окисления от +4 до -3. Наиболее часто выделяются следующие вещества: NO2, NO, N2, NH3.

-      В реакцию с азотной кислотой вступают металлы, стоящие в ряду активности до и после водорода.

2)     Концентрированная серная кислота Н2SO4 является сильным окислителем, поэтому при ее взаимодействии с металлами водород не вытесняется, а образуются серосодержащие соединения (SO2, S0, H2S). Продукт восстановления зависит от активности металла и условий протекания реакции. Неактивные металлы, то есть стоящие в ряду напряжения металлов после водорода, восстанавливают серу до степени окисления +4 (SO2) . Более активные металлы способны восстановить серу до степени окисления 0 и -2 (S0, H2S). 

В основном, ошибки связаны с неправильным выбором веществ, которые при взаимодействии друг с другом не образуют малодиссоциирующего вещества или осадка. Помимо этого, выпускники часто составляют реакции ионного обмена с участием простого вещества или оксида, что является ошибкой, поскольку эти соединения не относятся к электролитам. Многие из них забывают указать заряд ионов, а так же поставить коэффициенты в полном ионном уравнении, в результате чего решение считается выполненным неверно.

Наибольшие затруднения вызывают вопросы части 2:

·       осуществление цепочки превращений;

·       окислительно-восстановительные реакции;

·       задачи на вывод формулы органического вещества.

На Едином государственном экзамене по химии проверяются следующе вопросы из неорганической химии, которые объединяют в четыре блока:

·       вещество;

·       химический элемент;

·       химическая реакция;

·       познание и применение веществ и химических реакций.

Основные разделы курса неорганической химии, знание которых необходимо на экзамене:

1)     Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь.

2)     Основные классы неорганических веществ: соли, кислоты, основания и оксиды, их классификация и химические свойства.

3)     Химическая реакция.

4)     Электролитическая диссоциация. Растворы.

5)     Методы познания веществ в неорганичекой химии и их применение.

На протяжении многих лет самым сложным заданием для выпускников считается задача № 34. В ней необходимо составить несколько уравнений химических реакций и провести различные расчеты по формулам. Здесь выпускнику нужно хорошо знать химические свойства веществ, уметь вычленять из текста главное и выстраивать последовательность уравнений, исходя из условий задачи. Математические расчеты можно выполнять с помощью калькулятора. Максимальная оценка за задачу – 4 балла. Если допущена ошибка в вычислениях, а ход решения правильный, эксперт вправе снять лишь один балл.

Ряд электроотрицательности не выдается в качестве дополнительного материала на ЕГЭ, так как для решения всех заданий достаточно иметь:

·         ряд напряжения металлов;

·         таблицу растворимости солей, оснований и кислот в воде;

·         периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева.

Задания на ЕГЭ по химии лучше всего выполнять задания по порядку, то есть начинать от более простых вопросов первой части и переходить к более сложным заданиям второй части.

Да, может. Правда при очень слабых знаниях процесс подготовки к ЕГЭ по химии займет более продолжительное время, чем подготовка более «сильного» ученика. Поэтому занятия лучше начать не за полгода или за год до экзамена, а сразу после окончания 9 класса. В этом случае у репетитора будет больше времени, чтобы объяснить нужный теоретический материал и отработать практические навыки решения заданий.

К выбору преподавателя стоит подойти с особой серьезностью, ведь его услуги вы будете оплачивать реальными деньгами. Чтобы не выбрасывать деньги на ветер, выбирайте репетитора, работающего в учебном заведении, обладающего большим педагогическим стажем и рекомендациями.

Нет, поскольку все записи, сделанные в бланке для черновиков, не учитываются при выставлении суммарных баллов.

Минимальный порог, необходимый для сдачи ЕГЭ по химии в 2019 году, составляет 36 тестовых баллов (13 первичных баллов). При наборе данного значения обучающийся получает сертификат об успешном освоении программы среднего общего образования по химии и может использовать полученный результат для продолжения обучения в профессиональных учебных заведениях различного уровня.

Да, в задании №34 могут присутствовать элементы задачи на избыток и недостаток, то есть в условии будет задано два или более исходных вещества. В данном случае расчет нужно производить по веществу, находящемуся в недостатке – полностью расходуемому в реакции. Чтобы выяснить, какое вещество в недостатке, необходимо найти количество веществ (ν), имеющиеся в условии задачи и их соотношение. Например: СuCl2 массой 2,7 г прореагировал с 1,68 г гидроксида калия КОН.

1)     (СuCl2) = m(СuCl2) / М(СuCl2) =2,7г/135г/моль=0,02 моль;

 (КОН) = m(КОН) / М(КОН) = 1,68г/56г/моль = 0,03 моль;

(СuCl2)/  (КОН) = 2/3

2)     Составляем соотношение количеств веществ по уравнению реакции.

СuCl2 + 2КОН = Cu(OH)2↓ + 2KCl

(СuCl2)/  (КОН) = 1/2

3)     Сравниваем полученные соотношения: 2/3 больше, чем 1/2, поэтому СuCl2 взят в избыке, а КОН в недостатке. Таким образом, расчет ведем по КОН, который полностью прореагировал.

На экзамене часто встречаются задания, которые требуют определить степени окисления в органических веществах для составления электронного баланса. При этом можно пользоваться:

1)      средней арифметической степенью окисления углерода и учитывать все его атомы;

2)     степенью окисления каждого атома углерода и вносить в электронный баланс только те атомы, у которых изменилась степень окисления.

В первом случае легче составить баланс, поскольку необходимо только написать молекулярную формулу вещества и с помощью простого уравнения определить степень окисления атома углерода.

Например:

Уксусная кислота СН3СООН имеет молекулярную формулу – С2Н4О2. Определяем степени окисления у кислорода постоянная – (-2), у водорода постоянная – (+1), у углерода (обозначаем за х) – (2х = (+1)×4 + (-2)×2), что в конечном итоге дает х=0. Степень окисления углерода – 0.

К сожалению, без дополнительных занятий с репетитором или на специализированных курсах не обойтись. В 10-11 классах предусмотрен лишь 1 урок химии в неделю, то есть 68-70 часов. При этом в 10 классе изучается вся органическая химия, а в 11 классе – общая химия. Времени не хватает на подробное рассмотрение номенклатуры, физических и химических свойств, способов получения основных классов органических веществ, а также решение задач на вывод формулы соединения. Так, по программе на изучение непредельных углеводородов отводится лишь один урок, так же один час дается на рассмотрение аминокислот и белков, жиров и высших эфиров и др. классов органических веществ. Учащиеся лишь знакомятся с некоторыми представителями каждого класса органических веществ, учатся составлять структурнее формул и уравнения реакций, характеризующие их химические свойства. На обработку полученных умений, а также на решение задач на вывод формул органических веществ, времени не остается. Именно поэтому, задания на проверку знаний органической химии вызывают наибольшие сложности у выпускников при решении ЕГЭ по химии.

Количество занятий в неделю определяется уровнем знаний выпускника. Но не стоит сокращать консультации до 1 раза в неделю, поскольку к следующему занятию все изученные вопросы просто сотрутся в памяти у подростка. Самый оптимальный вариант – 2, а лучше 3 встречи с репетитором в неделю. Более частые занятия также не эффективны, поскольку ученик не успевеет усвоить большой объем рассмотренного теоретического материала в короткий срок. Кроме этого, школьник в промежуток между встречами должен иметь достаточное количество времени на выполнение письменной домашней работы, развивающей практический навык решений заданий различного уровня сложности.

Наиболее успешно экзаменуемые выполняют традиционные задания по химии, проверяющие следующие умения:

определять степень окисления атомов;

характеризовать строение атомов химических элементов;

распределять неорганические и органические вещества по классам;

составлять реакции ионного обмена в кратком и полном виде.

Большая часть выпускников справляется с заданиями на скорость химических реакций, с электролизом расплавов и растворов. Это объясняется тем, что существует четкий алгоритм действий по решению подобных заданий и многие обучающиеся без труда его осваивают.

Безусловно, репетитор нужен для подготовки выпускника к успешной сдаче ЕГЭ по химии. Ведь только высокий балл может обеспечить последующее поступление подростка в высшее учебное заведение, который невозможно получить без выполнения заданий второй части экзамена. Отработка навыка решений вопросов повышенного и высокого уровня сложности не предусматривается школьной программой, поэтому дополнительные занятия даже сильному ученику пойдут только на пользу. Конечно, услуги частного репетитора довольно дороги, но будущее выпускника намного важнее, чем материальные затраты.

На решение экзаменационной работы дается три с половиной часа, что соответствует 210 минутам. Этого вполне достаточно для решения всех блоков ЕГЭ по химии.

Не следует уходить из аудитории раньше окончания экзамена. Свободное время лучше потратить на решение заданий более сложного уровня, ведь именно некольких баллов может не хватить для получения сертификата ЕГЭ или поступления в высшее учебное заведение. 

Несмотря на большие изменения, которые произошли в структуре экзамена за последние три года, в продаже можно найти специальные пособия и тесты-тренинги для подготовки к ЕГЭ по химии. Единственный нюанс – они должны быть одобрены ФИПИ, то есть на них должна стоять печать с этой аббревиатурой. Помимо этого, издание должно быть выпущено не ранее 2018 года, более ранние версии содержат старые варианты тестов ЕГЭ по химии, состоящие из 34 заданий.

Задания, используемые для составления ЕГЭ по химии 2019 года, представлены на сайте ФИПИ во вкладке «Открытый банк заданий ЕГЭ». Все задания разбиты на четыре группы в соответствии с проверяемыми элементами по темам: «Теоретические основы химии», «Органическая химия», «Неорганическая химия», «Методы познания в химии. Химия и жизнь». К сожалению, задания не имеют решения.

Также на сайте ФИПИ появилась новая версия «Открытого банка заданий», функционирующая в тестовом режиме.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по химии возможна, но только при наличии сформированной базы знаний по предмету в 8-9 классах. Если выпускник с легкостью выполняет большую часть первого блока, то он способен освоить решение более сложных заданий второй части. В данном случае потребуется дополнительная литература, которую сегодня в большом количестве можно найти в глобальной сети Интернет.

Но если подросток не может набрать при онлайн-тестировании даже 13 баллов, что соответствует минимуму, то не стоит говорить о самостоятельной подготовке к ЕГЭ. Лучший вариант решения - это услуги профессионального репетитора или запись на соответствующие курсы. 

Несколько факторов влияют на скорость химической реакции:

·       природа реагирующих веществ;

·       концентрация взаимодействующих веществ;

·       температура;

·       присутствие ингибитора или катализатора;

·       давление (газовая фаза);

·       площадь соприкосновения реагирующих веществ.

Часть 2 считается сложной в экзаменационной работе, поскольку требуют самостоятельного написания развернутого ответа для шести заданий. Упражнения, в отличие от остальных блоков ЕГЭ по химии, предусматривают одновременную проверку уровня усвоения сразу нескольких важных вопросов из различных тематических блоков и подразделяются на несколько типов:

№ 30. Окислительно-восстановительная реакция, для которой нужно выбрать из списка 2 вещества, составить электронный баланс, указать окислитель и восстановитель, а также выставить коэффициенты в полученном уравнении.

№ 31. Реакция ионного обмена между двумя выбранными из списка веществами. Задание требует написан молекулярного, структурного и сокращенного ионного уравнения реакции.

№32. Описание химического эксперимента между неорганическими веществаами. Необходимо записать уравнения реакций.

№  33. Цепочка превращений с пропущенными элементами. Неизвестные вещества нужно определить и составить химические уравнения реакций в соответствии со схемой превращений. Органические вещества необходимо записать структурными формулами. 

№   34. Комбинированная задача с несколькими расчетами по химическим уравнениям.

№  35. Задача на определение молекулярной формулы вещества, включающей три последовательных этапа для решения:

·       составление уравнения химической реакции ;

·       установление молекулярной формулы вещества и расчеты;

·       составление структурной формулы полученного вещества.

Занятия в небольших группах дисциплинирует подростков, ведь ни один из них не хочет быть отстающим. В результате появляется мотивация, которая неизбежно ведет к получению более высоких результатов. Кроме этого, у каждого обучающегося есть возможность пройти пробный экзамен, в проверке которого участвуют эксперты ЕГЭ. Все условия проведения пробного тестирования полностью соответствуют настоящим, что позволяет выпускнику психологически подготовиться к процедуре будущего экзамена.

Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр или число. Ответ необходимо записать по приведённым в КИМе образцам в поле ответа  в тексте работы, а затем перенести в бланк ответов № 1. Важно помнить, что последовательность цифр в заданиях №1-26 необходимо записывать без пробелом и запятых. Все записи следует делать гелевыми или капиллярными ручками с яркими черными чернилами. 

В новом банке содержится 1865 заданий ЕГЭ по химии. К сожалению, они не распределены по тематическим блокам, что затрудняет отработку навыка решения заданий различной степени сложности. С другой, теперь задания можно решить в онлайн-режиме и сразу посмотреть, какой ответ – правильный или неправильный. Но и здесь существенный минус – не объясняется, почему ответ неправильный! Может быть, в будущем эту функцию и введут, но пока она не доступна и без педагога разобраться в своих ошибках выпускнику очень сложно.

И последнее – задания с развернутым ответом, например, задачи на вывод формулы органического вещества или составление реакции ионного обмена, не содержат оценки «верно»/»неверно».

Все задания в ЕГЭ по химии представлены по мере возрастания их сложности, поэтому лучше начать с части 1, затем перейти к части 2. В обязательном порядке следует контролировать затраченное время на выполнение упражнений и делать только те, на которые вы знаете ответ. К заданиям, вызвавшим сложности при решении, можно вернуться спустя некоторое время.

В задании необходимо установить соответствие между приведеными уравнениями реакций и свойствами химического элемента, которые он проявляет в данных реакциях. Для того чтобы определить, чем является элемент – окислителем или восстановителем, не обязательно составлять электронный баланс и определять переходы электронов. Достаточно определить степени окисления для указанного элемента в правой и левой части уравнения. Если элемент - восстановитель, то степень окисления повышается (например: Mg0 →Mg2+), окислитель - степень окисления понижается (например: Na+ →Na0). Элемент, одновременно повышающий и понижающий степень окисления, будет являться окислителем и восстановителем. При неменяющихся степенях окисления элементов реакция не относится к окислительно-восстановительной. 

За все верно выполненные задания экзаменационной работы можно получить 60 первичных баллов.

За правильный ответ на каждое из заданий 1–6, 11–15, 19–21, 26–29 первой части ученик получает 1 балл.

Задания 7–10, 16–18, 22–25 оцениваются в 2 балла, если правильно указана последовательность цифр. Если ученик допустил 1 ошибку, он получает 1 балл. А в случае более 1 ошибки или отсутствия ответа, ставится 0 баллов. 

Задания части 2 (с развёрнутым ответом) предусматривают проверку от двух до пяти элементов ответа в зависимости от задания. За верное выполнение каждого предусмотренного критерия, начисляется 1 балл. Таким образом, за задания второй части можно получить от 2 до 5 баллов: за вопросы № 30 и 31 – 2 балла, № 32 – 4 балла, № 33 – 5 баллов, № 34 – 4 балла, № 35 – 3 балла.  

Тестирование в режиме онлайн – это прекрасная возможность проверить свои силы и знания в ЕГЭ по химии. Кроме этого, при регулярном выполнении тестов формируется навык быстрого решения заданий и появляется возможность разработать индивидуальную стратегию деятельности при подготовке к экзамену. Поскольку каждый вопрос соответствует определенной теме, то после нескольких тестирований становится ясно, какие темы следует «подтянуть» до необходимого уровня. Конечно, задания высокого уровня сложности (вторая часть) требуют помощи педагога или репетитора, которые не только объяснят возможные способы решения, но и научат правильному оформлению ответа, учитываемому при выставлении баллов.

В этом году изменений в КИМах и структуре ЕГЭ по химии не произошло. По-прежнему экзаменационная работа включает два блока: первую и  вторую  части. Первая часть содержит 29 вопросов базового и повышенного уровней сложности, а вторая – 6 заданий с развернутым ответом высокого уровня.

Для преодоления минимального порога необходимо набрать 13 первичных баллов, которые переводятся в 36 итоговых.

На выполнение экзамена дается три с половиной часа, что составляет 210 минут.

Как и раньше разрешается пользоваться периодической системой химических элементов, рядом активности металлов, таблицей растворимости  кислот, солей и оснований, а также непрограммируемым калькулятором.

При выполнении ЕГЭ по химии каждому экзаменуемому в аудитории разрешается пользоваться дополнительным оборудованием и материалами, прилагаемыми к экзаменационной работе:

- непрограммированным калькулятором;
- периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева;
- таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- электрохимическим рядом напряжения металлов.

В аудиторию запрещено проносить и использовать мобильные телефоны, портативные компьютеры, планшеты и другие электронные устройства.

Ответы учащихся на задания первой части выполняется компьютером после сканирования бланков с решениями. Ответы к заданиям второй части проверяются экспертной комиссией, состоящей из опытных учителей, методистов и преподавателей ВУЗов. Каждый элемент проверяемого решения сравнивается с существующим образцом ответа и анализируется. Если экзаменуемый правильно решил задачи оригинальным способом, то баллы не снижаются, а начисляются в соответствии с установленным для данного задания значением.

Для экономии времени на ЕГЭ по химии необходимо пропускать те задания, на которые не знаешь ответа, и переходить к следующему вопросу. При наличие свободного времени можно вернуться к пропущенным заданиям.

При выполнении ЕГЭ выпускник набирает так называемые первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые баллы по специальной шкале. Например, 13 первичных баллов дадут 36 тестовых, что соответствует минимальному порогу, а 30 первичных баллов – 52. Максимально можно набрать 60 первичных баллов, что соответствует 100 тестовым баллам.

Не стоит ожидать, что в задаче будут использованы реакции, характеризующие общие свойства различных классов органических веществ. Чаще всего на экзамене проверяют знания выпускников о частных свойствах различных представителей органических соединения. Поэтому стоит досконально разобрать такие реакции как:

термические превращения солей карбоновых кислот с образованием карбонатов;

образование сложных эфиров из многоатомных спиртов (этиленгликоля, глицерина);

окисление муравьиной кислоты аммиачным раствором нитрата серебра и гидроксидом меди (II);

получение карбоновых кислот из трехзамещенных галогеналканов путем щелочного гидролиза;

гидролиз сложных эфиров в щелочной и кислой средах;

гидролиз дипептидов в щелочной и кислой средах.

Снизить оценку могут в следующих случаях:

1 балл за ошибку, совершенную при математических вычислениях в заданиях с развернутым ответом;

1 балл за одну ошибку, допущенную при указании ответа к заданиям 7-10, 16-18, 22-25;

1 балл за незаписанную структурную формулу вещества в задании 35;

1 балл за неправильно сделанные вычисления с использованием физических величин в задании 34;

1 балл за отсутствие логической взаимосвязи между физическими величинами, на основании которой проводятся математические расчеты, в задании 34.

1 балл за ошибки в уравнениях реакций, указанных для задания 34.

При подготовке к ЕГЭ обязательно требуется заучивание теоретического материала. И здесь главное – это правильно распределить количество повторений во времени. Рекомендуется повторять тему в течение 15-20 минут, а затем через 8-9 часов и сутки, осмысливая ошибки и обращая внимание на наиболее сложные места. Чтобы информация зафиксировалась в долговременной памяти, нужно пересказывать материал спустя день, два и так далее, постепенно увеличивая временной промежуток между повторениями. Обращения тексту следует делать только в том случае, если информация не вспоминается в течение 2-3 минут.

Задание оценивается в 3 балла. Самая распространенная ошибка при записи ответа – отсутствие структурной формулы органического вещества, которая отражает порядок химических связей, расположение заместителей и функциональных групп в молекуле. 

Еще одна ошибка – запись уравнения реакции без указания структурных формул органических веществ. Допустимо указание молекулярных формул, но если речь идет о простейших представителях гомологических рядов. Например, можно написать CH4 (метан), C2H2 (ацетилен), C6H6 (бензол), C2H5OH (этанол), CH2O (этаналь), C6H12O6 (глюкоза) и др. в реакциях полного окисления или брожения.

Особое внимание следует уделить взаимодействию амфотерных гидроксидов с кислотами и щелочами, особенно Аl(ОН)3:

1)     Аl(ОН)3 + NaOH = Na[Al(OH)4] (тетрагидроксоалюминат натрия);

2)     2Аl(ОН)3 + 3Н2SO4 = Аl2(SO4)3 +6Н2О (сульфат алюминия).

Гидроксид цинка также проявляет аналогичные химические свойства:

1)     Zn(ОН)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)4] (тетрагидроксоцинкат натрия);

2)     Zn(ОН)2  +  Н2SO4 = ZnSO4 +2Н2О (сульфат цинка).

Оксид алюминия реагирует с кислотными и основными оксидами до образования солей:

Аl2О3 + Na2O = 2NaАlО2 (метаалюминат натрия)

Аl2О3 + SО3 = Аl2(SО4)3 (сульфат алюминия)

Максимальная оценка за правильно решенную цепочку превращений – 5 баллов. Каждое правильно написанное уравнение оценивается в 1 балл. Если во всех уравнениях допущены ошибки, задание оценивается в 0 баллов. Каждое уравнение считается верным, если записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции, а также поставлены все коэффициенты. При указании коэффициентов допускается использование дробных и удвоенных чисел.

Ответ считается неправильным, если в уравнении допущены следующие ошибки:

записаны не структурные, а молекулярные формулы веществ, не отражающих порядок связи, расположение функциональных групп и заместителей в молекуле;

указанные условия проведения реакции не соответствуют протеканию этой реакции с образованием записанных выпускником продуктов;

при записи производного бензола радикал записывается с сокращенном, а не в структурном виде;

отсутствует один из продуктов реакции;

продукт указывается как катализатор;

не указаны один или несколько коэффициентов в уравнении;

запись структурной молекулы бензола или его производного с указанием атомов углерода в вершинах карбоцикла.

И последнее – запись схемы реакции. Например, окисление этилового спирта нужно записывать в виде уравнения реакции: C2H5OH+CuO=CH3COH+H2O+Cu, а не схематично – СН3-СН2-ОН+ [О]= CH3-COH+H2O. Указание окислителя в виде [O] принимается за ошибку, и уравнение считается неправильным, хотя продукт в обоих случаях получается верный (уксусный альдегид).

Существуют некоторые ситуации, когда сделанная ошибка допускается и за нее не снимается 1 балл. Допускается следующее:

отсутствие условий протеканий реакции, если в условии задания это не указано;

отсутствие стрелочек осадка или газа в продуктах реакции;

указание молекулярных формул для простейших представителей различных органических веществ (метан, ацетилен, бензол, метаналь и др.);

Во время подготовки к ЕГЭ и решения цепочек превращений, подобных заданию № 33, необходимо сразу учиться записывать уравнения реакций с полными или сокращенными структурными формулами веществ. В обязательном порядке проверять выставленные коэффициенты, не записывать взаимоисключающие друг друга ответы.

Анализ работ выпускников предыдущих лет показывает, что наибольшие сложности вызывают задания на проверку следующих элементов:

вывод молекулярной и структурной формул органического вещества (задание № 35);

общие и специфические свойства углеводородов и их производных;

характерные химические свойства неорганических веществ, включая качественнее реакции;

расчеты на определение массы, количества вещества и объема продукта реакции, когда одно вещество дается в избытке или в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Ввиду того, что задания ЕГЭ по химии содержат задачи, требующие математических расчетов, выпускникам разрешается пользоваться на экзамене непрограммируемым калькулятором. Устройство должно обеспечивать выполнение арифметических вычислений и решение логарифмических функций, но не сохранять в памяти данные экзаменационных заданий. Чтобы без затруднений пользоваться калькулятором на ЕГЭ, эксперты рекомендуют приобрести его за несколько месяцев до сдачи ЕГЭ и использовать на уроках.

На экзамене распечатывается в присутствии экзаменуемых и выдается черно-белая Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Конечно, она не показывает деление элементов на металлы, неметаллы и переходные элементы по цветам, но все же служит хорошей шпаргалкой. Работа с ПСХЭ Д.И. Менделеева не вызовет затруднений, если в процессе подготовки к ЕГЭ по химии использовать черно-белый вариант.

Результаты можно узнать различными способами:

в школе;

на портале ЕГЭ;

на сайте Госуслуги.

Раньше всего оценки появляются на официальном портале ЕГЭ. Для того, чтобы их просмотреть, необходимо вбить ФИО выпускника, регион и паспортные данные или специальный код, которые выдается в общеобразовательном учреждении, где он проходил обучение.

Узнать оценки можно на сайте Госуслуги. Для этого необходимо пройти регистрацию, подтвердить свою запись и оставить электронную заявку на получение услуги. Ответ придет на указанную электронную почту после того, как экзаменационная работа будет обработана и оценена.

© 2012 - 2019, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ОГЭ
Профориентация
Стоимость курсов
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы