Будучи одной из самых зрелищных и интересных наук, химия не всегда является предметом обожания школьников. Но те, кто твердо решил связать свою будущую карьеру с медициной или химической промышленностью, уже в 9 классе выбирают ОГЭ по химии. И это действительно мудрое решение, ведь ОГЭ по химии полностью проверяет знания именно неорганической химии, которая не будет повторяться в старших классах, так как в них весь спектр внимания займет органика. Основательная подготовка к ОГЭ является отличным заделом на успешную сдачу ЕГЭ в 11 классе, что и обеспечит поступление в выбранный вуз. 

ОГЭ по химии не входит в перечень обязательных экзаменов при окончании 9 класса. На сегодняшний день каждый девятиклассник должен сдать два обязательных предмета – математику и русский язык, а также два любых предмета по выбору. Поэтому выпускник может выбрать химию как дополнительный предмет. Результаты экзамена учитываются при поступлениии в учебные заведения начального и среднего профессионального образования, а также при зачислении обучающихся в профильные классы общеобразовательной школы.

Для тех, кто выбрал ОГЭ по химии, важно помнить, что существует 2 модели экзамена: модель 1 состоит из 22 заданий, а модель 2 - из 23 заданий, одно из которых представляет собой проведение химического эксперимента. Выбор модели экзамена остается за субъектом РФ. В Санкт-Петербурге ринято сдаваать экзамен по модели 1. 

Содержащиеся в ОГЭ по химии задания проверяют знания по основным вопросам неорганической химии, которые распределены по следующим содержательным блокам:

1)     Вещество.

2)     Элементарные основы неорганической химии. Представления об основных органических веществах.

3)     Химическая реакция.

4)     Методы познания веществ и химических явлений.

5)     Химия и жизнь.

При этом обучающийся должен уметь называть и составлять формулы важнейших неорганических веществ, схемы строения первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева, уравнения химических реакций. Школьник должен уметь решать задачи с использованием:

·       массовой доли химического элемента в веществе и растворенного вещества в растворе;

·       количества, объема или массы вещества.

Кроме этого, ученик должен уметь определять принадлежность вещества к определенному классу, тип химической реакции по известным признакам, вид химической связи, степени окисления элементов в веществе и возможность протекания реакции ионного обмена.

Да, проверяется, ведь программа по химии в четвертой четверти 9 класса подразумевает знакомство обучающихся с основными классами органических веществ и изучение их свойств. Поэтому в ОГЭ по химии включены первоначальные сведения о следующих веществах:

·       предельные и непредельные углеводороды (этан, метан, ацетилен);

·       кислородсодержащие вещства: спирты (этанол, метанол, глицерин) и карбоновые кислоты (стеариновая и уксусная);

·       биологически важные вещства: жиры, белки, углеводы.

Учащийся должен знать молекулярные формулы данных веществ, уметь строить их структурные формулы, характеризовать их физические и химические свойства, писать с этими соединениями качественные реакции.

Все варианты экзаменационных работ ОГЭ по химии состоят из 2 частей, которые содержат 22 или 23 задания, в зависимости от выбранной субьектом модели экзамена:

·       часть 1 содержит 19 тестовых вопросов, где предоставляется выбор ответа;

·       часть 2 состоит из 3 или 4 заданий, на которые необходимо написать развернутое решение.

Все задания ОГЭ расположены по мере увеличения уровня сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. К каждому вопросу №1-15 предлагается 4 варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ и перенести в бланк №1 цифру, которой он обозначен. При этом, если учащийся написал две цифры, одна из которых верная, ответ не засчитывается. За каждый правильный ответ можно получить 1 балл. Так, за задания базового уровня сложности можно заработать до 15 баллов. 

Оставшиеся задания №16-19 относятся к повышенному уровню сложности и ответом на ниих является последовательность цифр. Правильное выполнение оценивается в 2 балла. Если ответ неполный или содержит одну ошибку, выставляется 1 балл. Если ошибок допущено две и более, учащийся получает 0 баллов. 

За часть 1 максимально можно заработать 23 балла.

Структура и контрольно-измерительные материалы ОГЭ в этом году не изменились. Экзаменационная работа включает два блока, состоящие из 22 или 23 заданий в зависимости от выбранной субъектом России модели экзамена. В Санкт-Петербурге учащиеся сдают экзамен по модели №1, которая включается в себя 22 задания. За правильное решение всех групп заданий максимально ставится 34 балла. На выполнение всего теста отводится два часа или 120 минут.

Проверка ответов на задания части 1 осуществляется компьютером, который за каждый правильный ответ выставляет от 1 до 2 баллов.

Минимальный балл по ОГЭ по рекомендации ФИПИ составляет 9 баллов. Правда данное число является лишь ориентиром, поскольку каждый регион может установить свой порог. Для преодоления минимального порога в 9 баллов достаточно правильно решить 9 заданий части 1. Данные задания содержат варианты ответов, наличие которых увеличивает шансы правильно ответить и заработать драгоценные баллы, даже если учащийся не владеет темой. 

Да, полученная оценка по ОГЭ влияет на выставление итоговой оценки по химии в аттестат. При этом стоит заметить, что оценка выставляется в пользу ученика. То есть, если на экзамене была получена оценка «3», а годовая в журнале стоит «4», то в аттестат будет выставлена четверка. Если наоборот: была получена «4», а годовая – «3», то в аттестат пойдет «4» с учетом выполненной экзаменационной работы.

За правильное выполнение экзаменационной работы максимально можно набрать 34 балла. Для успешного поступления в профессиональное учебное заведение необходимо набрать от 18 до 34 баллов. Для получения оценки «4» нужно набрать от 18 до 26 баллов, а для оценки «5» - 27-34. При этом предполагается, что выпускник должен выполнить задания части 1 полностью и, хотя бы частично, найти ответы к вопросам части 2. 

Задания в экзаменационной работе располагаются в порядке возрастания их сложности. Поэтому начинать лучше с более легких вопросов части 1 (задания №1-15), затем переходить к сложным упражнениям этой же части (задания №16-19). При этом в первую очередь следует выполнять задания, на которые знаешь ответ. Если же способ решения вопроса не приходит в голову в течение нескольких минут, то лучше его оставить и перейти к следующему. После выполнения всей работы к пропущенным заданиям необходимо вернуться и попытаться их решить. Ни в коем случае нельзя решать один вопрос до последней секунды, надеясь на его успешное выполнение.

Очень важно правильно распределить время на выполнение всех заданий, чтобы уложиться в отведенные для экзамена два часа. Рекомендованное время на выполнение каждого задания части 1 - от 3 до 7 минут, для решения одного вопроса части 1-12-17 минут. Конечно, такое ограничение требует определенной предварительной подготовки. Без навыка постоянного решения ОГЭ по химии уложиться в отведенное время сложно.

На выполнение всей экзаменационой работы дается 120 минут, то есть два часа. Конечно, времени не очень много, но вполне достаточно на решение заданий всех блоков. Не стоит уходить с экзамена раньше отведенного времени. Его лучше потратить на решение более сложных заданий части 1 и 2, которые оцениваются более высоким баллом. Возможно, именно нескольких баллов при сдаче ОГЭ по химии не хватит для преодоления минимального барьера или поступления в выбранный колледж или училище.

В экзаменационной работе ОГЭ по химии (модель 1) содержится 3 задания с развернутым ответом. При решении первого задания нужно составить уравнение реакции, которое отражает взаимосвязь между соединениями, принадлежащими к различным классам неорганических веществ, записать полное и сокращенное ионное уравнение.

Второе задание – комбинированная задача, требующая при решении два типа расчетов:

·       массовой доли растворенного вещества в растворе;

·       количества вещества, объема или массы одного из реагентов или продуктов реакции.

Третье задание проверяет умение школьников определять состав вещества, давать ему название, записывать его формулу и уравнения соответствующих реакций по описанным в задании физическим свойствам.

В модели 2 экзамена по химии присутствует четвертое задание, которое предполагает реальный эксперимент на основе задания №3. 

Контрольно-измерительные материалы проверяют знание на базовом уровне следующих вопросов:

·     химическую символику, включающую знаки химических элементов, формулы веществ, уравнения химических реакций;

·  важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, анион, катион, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, валентность, электроотрицательность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, тепловой эффект химической реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

·      смысл основных теорий и законов химии: молекулярная теория, Периодический закон Д.И. Менделеева, законы сохранения массы веществ и постоянства состава;

·       первоначальные понятия о строении органических веществ.

Задание №20 предполагает самостоятельное расставление коэффициентов в уравнении реакции и определение окислителя и восстановителя. Если составлен электронный баланс, расставлены коэффициенты, указаны окислитель и восстановитель, то выставляется максимальная оценка - 3 балла.
Задание №21 - задача, в решении которой должно содержатся три элемента ответа, оцениваемые в 1 балл. За данное задание можно получить три балла.
В задании №22 требуется выбрать вещества для составления двух реакций, описать признаки протекающих реакций, составить краткое ионное уравнение. За каждый правильно записанный элемент ответа выставляется 1 балл. Максимальная оценка за задание - 5 баллов.

Задания части 2 предполагают написание развернутых решений, которые проверяются специалистами-предметниками, прошедшими специальную подготовку. Но вариант решения задач может не совпадать с образцом, поскольку каждую из них можно решить несколькими способами. Если задача имеет верное решение, полученное другим методом, то оценка не снижается, а выставляется полностью. 

В комплекте каждой экзаменационной работы ОГЭ по химии в обязательно порядке должны быть следующие материалы:

·       периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

·       таблица растворимости солей, оснований и кислот в воде;

·       электрохимический ряд напряжения металлов.

В случае отстутствия этих материалов экзаменуемый вправе подать жалобу.

В аудитории у каждого экзаменуемого должен быть непрограмируемый калькулятор, который необходим для проведения расчетов при решении задач части 2. Ни в коем случае нельзя пользоваться для вычислений мобильным телефоном, поскольку его использование на ОГЭ по химии запрещено. 

Единство ОГЭ и ЕГЭ по химии заключается в преемственности контрольно-измерительных материалов, обусловленной едиными подходами при оценке учебных достижений по химии при окончании основной и средней школы. При разработке заданий используются одни требования к содержанию, сходная структура экзаменационных материалов, аналогичные модели заданий, идентичные системы оценивания двух блоков, содержащихся как в ОГЭ, так и в ЕГЭ по химии.

Для того, чтобы хватило времени на выполнение всех заданий экзаменационной работы, необходимо учиться распределять время на выполнение одного задания. При решении заданий части 1 лучше не задерживаться слишком долго на выполнении одного вопроса, а тратить на него несколько минут (согласно рекомендации специалистов ФИПИ - от 3 до 8 минут). Если задание вызывает затруднение, то его лучше совсем пропустить с расчетом на то, что при наличии свободного времени к нему можно вернуться. На задания части 2 стоит отводить от 45 минут до одного часа.

При выполнении экзаменационной работы ОГЭ по химии учащимся выдаются листы для черновиков, в которых они могут заносить все решения. При оценке работы все записи, сделанные в черновике, не учитываются и не влияют на общее количество баллов. 

Экзаменационная работа ОГЭ по химии включает две задачи: одна в части 1 (задание №15) и другая в части 2 (задание №21). Первая задача проверяет умение учащихся находить массовую долю элемента в известном веществе. Вторая – комбинированная задача, которая требует знания и умения рассчитать:

-количество вещества, содержащееся в исходном растворе, по известной массе или объему;

-массовую долю соли в исходном растворе.

Массовую долю вещества в растворе можно решить с использованием расчетной формулы: ω (раст. вещества) = m (раст. вещества)/m (раствора)×100% или методом пропорции. Решение в обоих случаях будет верным.

Рассмотрим решение задачи на следующем примере.

Задача: 170 г раствора нитрата серебра смешали с раствором хлорида натрия, взятого в избытке. Выпал творожистый осадок массой 8,61 г. Вычислите массовую долю соли в растворе нитрата серебра.

1) В первую очередь составляем уравнение реакции: AgNO3 + NaCl = AgCl ↓ + NaNO3

2) Затем рассчитываем количество вещества и массу нитрата серебра, содержащегося

в исходном растворе по уравнению реакции n (AgNO3) = n (AgCl) = m (AgCl) / M (AgCl) =

= 8,61 × 43,5 = 0,06 моль. Соответственно m (AgNO3) = n (AgNO3) × M (AgNO3) = 0,06 ×170 = 10,2 г

3) Вычисляем массовую долю нитрата серебра в исходном растворе:

ω(AgNO3) = m(AgNO3) / m(р-ра) = 10,2 / 170 = 0,06, или 6%

Задачи части 2 можно решить разными способами, поскольку массу или объем вещества можно найти не только с использованием количества вещества (n). Существует более простой способ – составление пропорции по уравнению реакции с использованием известной массы или объема какого-либо вещества. В конечном итоге различные методы решения приводят к одному верному ответу, поэтому вариант найденного правильного решения не влияет на выставление оценки. За верно выполненное задание выставляется максимальные три балла. 

При решении экзаменационной работы ОГЭ по химии школьники совершают много ошибок. В частности учащиеся имеют определенные пробелы в усвоении тем, связанных с химическими свойствами оксидов, простых веществ - металлов и неметаллов. Поэтому многие затрудняются для предложенного вещества выбрать соединения, с которыми оно вступает в химическую реакцию. Кроме этого, плохо решают задания, связанные с практическим применением усвоенных знаний и органическими веществами. В большей мере это связано с тем, что в большинстве школ практическая часть значительно урезана и многие опыты просто показываются на экране или в виде демонстраций, выполненных учителем.

Курсы по подготовке к ОГЭ по химии имеют ряд существенных плюсов. Во-первых, занятия проводятся с учетом всей специфики экзамена, поэтому основные навыки решения практических и расчетных задач отрабатываются в обязательном порядке. Во-вторых, школьник знакомится со структурой ОГЭ, особенностями формулировок заданий, алгоритмом выполнения заданий с выбором ответа. В-третьих, работа в небольших группах приводит к возникновению соревновательного эффекта, поскольку подростки не хотят в чем-либо уступать остальным, что в конечном итоге ведет к повышению успеваемости

В случае, если школьник не может выполнить большинство заданий из части 1 ОГЭ по химии, проверяющую усвоение базовых знаний по предмету, то опытный репетитор необходим. Он составит индивидуальную программу занятий с учетом выявленных прбелов в знаниях у подростка и подготовитего к успешной сдаче экзамена. Для сильного учащегося занятия с профессионалом также не помешают, так как на решение заданий, подобных части 2, в школьном курсе химии отводится мало времени. Как правило, даже успешные школьники имеют затруднения при решении комбинированных задач и составлении уравнений для качественного определения неизвестного вещества.

Для определения качественного состава вещества необходимо знать физические и химические свойства основных неорганических веществ, их качественные реакции, области применения в жизни человека. 

В части 1 экзаменационной работы ОГЭ по химии содержится 4 задания, на которые нужно записать краткий ответ в виде набора цифр. Их необходимо занести в специально отведенное в тестовой работе место. В случае неправильного ответа, предыдущий следует зачеркнуть и рядом написать новый.

При выполнени заданий №16 и 17 нужно выбрать два правильных ответа, обвести их номера, а затем перенести цифры в специально отведенное под заданием место. Для заданий №18 и 19 следует выбрать к элементам первого столбца ряд соответствий, а выбранные цифры записать под нужными буквами в таблице. Найденные значения в ответе могут повторяться. После проверки выполнения ответы необходимо перенести в бланк ответов №1 аккуратно, без запятых и пробелов. 

Результаты ОГЭ по химии учитываются при поступлении в профессиональные учебные заведения, связанные с медициной. В большинстве колледжей и училищ результат засчитывается в общий проходной балл, но при неудовлетворительной сдаче ОГЭ в новой форме, предоставляется возможность проведения дополнительного тестирования.

Задания части 1 с выбором ответа проверяют уровень усвоения на базовом уровне большого количества вопросов, изучаемых в 8-9 классах:

·       язык науки;

·       основные химические понятия, общие свойства классов неорганических и органических соединений;

·       свойства металлов и неметаллов;

·       признаки классификации элементов;

·       номенклатура неорганических и органических веществ;

·       типы химических реакций;

·       виды химических связей и др.

Задания повышенной сложности части 1 с кратким ответом проверяют усвоение следующего учебного материала:

·       химические свойства изученных классов неорганических веществ;

·       окислительно-восстановительные реакции;

·       закономерности изменения свойств элементов и их соединений, связанные с положением химического элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;

·       первоначальные сведения об органических веществах.

Задания части 2, требующие развернутого ответа, считаются наиболее сложными при выполнении экзаменационной работы ОГЭ по химии. Они проверяют уровень усвоения следующих теоретических вопросов:

·       способы получения веществ и их химические свойства;

·       условия протекания реакций ионного обмена до конца;

·       взаимосвязь неорганических и оганических веществ, относящихся к различным классам;

·       молярная масса и молярный объем вещества;

·       количество вещества;

·       массовая доля растворенного вещества.

Все вопросы изучаются в курсе химии любой обещеобразовательной школы в 8-9 классах.

Для успешного решения части 2 ОГЭ по химии, нужно сформированность нескольких умений в комплексе. Учащийся должен знать основные способы получения и свойства веществ, обусловленные их составом и строением, понимать взаимосвязь неорганических веществ. Кроме этого, он должен уметь проводить различные комбинированные расчеты по химическим уравнениям с использованием не только количества вещества (n), но и составленных пропорций. Все расчеты требуют простейших математических знаний на решение пропорций, округления до целого числа.

При сдаче ОГЭ по химии школьник должен уметь объяснять:

·       физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым предложенный элемент относится;

·       закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах трех малых периодов и главных подгрупп, а также химические свойства образуемых ими высших оксидов;

·        сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

Кроме этого выпускник должен уметь харктеризовать:

·       химические элементы на основе их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева;

·       взаимосвязь между строением, составом и свойствами важнейших классов неорганических веществ;

·       химические свойства солей, кислот, оксидов и оснований;

·       взаимосвязь между строением, сотавом и свойствами отдельных представителей органических веществ.

Програма по химии любой общеобразовательной школы не готовит к успешной сдаче по ОГЭ по химии. Основная причина в том, что не хватает времени на отработку полученных знаний на уроках из-за большого объема теоретического материала, который требуется изучить в курсе химии за 8-9 класс. Формально, школа готовит ученика только к аттестации на базовом уровне, то есть к выполнению первых пятнадцати заданий части 1. Более сложные задания №16-22 подразумевают самостоятельную подготовку обучающегося к ОГЭ по химии с репетитором или на соотвтествующих курсах.

Полученные при выполнении заданий первичные баллы складываются и переводятся в школьную отметку. При наборе менее 9 баллов ставится оценка «2», при 9-17 баллах ставится оценка «3», при 18-26 баллах ставится оценка «4», а при получении свыше 27 баллов ставится оценка «5». На получение аттестата оценка за ОГЭ не влияет, поскольку химия не является обязательным предметом для сдачи в виде государственной аттестации. Но полученная отметка влияет на оценку в аттестате. При ее выставлении учитываются годовые оценки по предмету, поэтому итоговая оценка выводится в пользу ученика.

В первую очередь при выборе нужно обратить внимание на его педагогический стаж. Не стоит выбирать специалистов с небольшим опытом работы или студентов высших учебных заведений, которые имеют смутные представления о структуре и содержании ОГЭ по химии. Лучше всего остановиться на человеке с опытом подготовки к ОГЭ не менее 2-3 лет, работающем в учебном заведении и подготовившем большое число успешно поступивших воспитанников. Квалифицированный педагог быстро обнаружит пробелы в знаниях и успешно подготовит выпускника к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

© 2012 - 2019, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ОГЭ
Профориентация
Стоимость курсов
Пробные ЕГЭ
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы