Обществознание выбирают как экзамен по выбору большинство девятиклассников. Многим кажется, что общей эрудиции хватит, чтобы его успешно сдать. Для первой тестовой части такое суждение, возможно, правильное. Но вот вторая часть заданий ОГЭ по обществознанию потребует тщательной подготовки.  Вам необходимо будет на основе предложенного текста сделать анализ социальной ситуации, высказать собственное суждение, привести примеры в его подтверждение. Это будет трудно сделать, если не обобщить и не систематизировать знания, полученные при изучении школьного курса. 

КИМ состоит из двух частей, которые вместе включают 31 задание. В первой части 25 заданий с кратким ответом, за которые можно максимум получить 26 первичных баллов. Во второй части 6 заданий с развернутым ответом, за которые даются 13 баллов.

Первая тестовая часть проверяется автоматически. Проверку второй части выполняют независимо друг от друга два прошедших обучение эксперта. Если возникает расхождение в 2 и более балла назначается проверка третьим экспертом, который назначается председателем предметной комиссии. Его оценка является окончательной. 

В первой части все задания имеют два уровня сложности: базовый — 15 и повышенный — 10. Во второй части одно задание базового уровня, три повышенного и два высокого. 

Лучше двигаться в логике представления заданий в КИМе, начиная с более простых. Если что-то не получается нужно перейти к следующему вопросу и вернуться к выполнению проблемного задания позже. Более сложные задания второй части, объединенные общей темой, лучше выполнять в конце, чтобы не отвлекаться на другие вопросы. В спецификации прописано рекомендуемое время выполнения каждого задания — от 1-2 минут на базовые задания до 20-25 минут для составления плана. На эти показатели стоит ориентироваться при подготовке, чтобы не испытывать дефицит времени. 

Экзаменационная работа пишется в течение 180 минут (3 часа). 

Использование дополнительных материалов на ОГЭ по обществознанию не предусмотрено. Бланки заполняются черной пастой, разрешается пользоваться капиллярными и гелевыми ручками. 

Каждое задание имеет свой уровень сложности и максимальный балл от 1 до 3. Сначала формируется тестовый балл ученика как сумма первой и второй частей. Максимально возможный результат — 39 баллов. Затем баллы переводятся в пятибалльную шкалу. Оценка важна не только для подведения итогов по предмету, но и для получения аттестата. 

В эту часть входит 6 заданий с 26 по 31. Каждое из них имеет свою специфику:

26 — требует составить план на основе текста (повышенный уровень).

27 — проверяет умение искать социальную информацию (базовый уровень).

28 — диагностирует умение искать информацию и объяснять взаимосвязи (повышенный уровень).

29 — комплексное задание, проверяющее сформированность одного из трех возможных умений — объяснять, приводить примеры и искать информацию (высокий уровень).

30 — задание на диагностику умения решать задачи, объяснять и искать информацию (повышенный уровень).

31 — предполагает проверку умения оценивать, объяснять и выполнять поиск информации (высокий уровень).

Проверка второй части выполняется экспертами по критериям, предложенным составителями работы. Допускается признание правильными ответов в отличных от ключей формулировках, не искажающих смысл. Ознакомиться с примерами критериев можно в Демоверсии работы, где прописаны условия выставления каждого балла.

Оценка «хорошо» (4) выставляется ученику при условии получения за работу от 25 до 33 баллов. Чтобы сдать экзамен на «отлично» (5) нужно набрать от 34 до 39 баллов. Минимальный порог, который нужно преодолеть, чтобы не получить «2» составляет 15 баллов. Полученная отметка учитывается при выставлении итоговой оценки в аттестат об основном общем образовании.

Традиционно наибольшие затруднения у выпускников 9 классов вызывает задание 29 (высокий уровень), требующее объяснения взаимосвязи различных социальных объектов, например, политики и социальной сферы, а также приводить примеры социальных явлений в контексте содержания предложенного текста. Многие учащиеся сталкиваются с трудностями в составлении простого плана текста (задание 26), показывая неумение разделять его на смысловые части и тезисно формулировать их название.

Определенные проблемы у слабо подготовленных учащихся вызывает задание 24, где необходимо выбрать из предложенного списка выводы, которые можно сделать, опираясь на статистические материалы 23 задания. Ежегодно высокий процент учащихся не справляется с заданием 31, в котором нужно привести аргументы в подтверждение собственной позиции или мнения автора текста.

Ученик должен демонстрировать грамотность при выполнении любой письменной работы и обществознание не исключение. Отсутствие орфографических, пунктуационных и речевых ошибок является одним из компонентов, характеризующих общий уровень развития девятиклассника, но не влияет на систему оценивания ОГЭ по обществознанию.

От ученика требуется составить план текста, выделив его главные смысловые фрагменты и предоставив наименование каждого. Для успешного выполнения требования нужно придерживаться следующего алгоритма:

внимательно прочитать фрагмент;

выделить смысловые части текста;

определить ключевые слова, используя которые можно назвать каждую часть;

проверить правильность работы путем воспроизведения фрагмента на основе плана.

Названия пунктов не должны точно повторять целые предложения. Нередко смысловые блоки совпадают с абзацами — в таком случае остается озаглавить каждый из них. Ученик может составить план в виде вопросов или представить названия пунктов тезисно.

В экзаменационной работе по обществознанию таких заданий два — номер 29 и 31. Оба проверяют умение объяснять взаимосвязь социальных объектов и выполнять поиск социальных сведений по предложенной теме из разнообразных источников. Также в 29 задании (оценивается максимум 3 баллами) требуется приводить собственные примеры социальных отношений или объектов, а в 31 задании нужно показать умение оценивать поведение людей с позиций социальных норм и экономической рациональности (максимум 2 балла). Еще 13 заданий имеют повышенный уровень сложности.

Это задание высокого уровня сложности, за которое дается максимум два балла.

2 — приведено два предположения, аргумента, довода, уместных вопроса (в зависимости от типа вопроса).

1 — приведено одно предположение, аргумент, довод, уместный вопрос. 

0 — ответ неверный или имеет общий характер, который не соответствует заданию.

Предмет состоит из шести содержательных линий. Каждая из них представлена на экзамене со своим количеством тем, отраженных в кодификаторе:

Человек и общество — 8.

Духовная культура — 5.

Экономика — 12.

Социальная сфера — 7.

Политика — 10;

Право — 17.

Теоретически это возможно, так как ученику доступно множество пособий, тренажеров и онлайн-ресурсов. Однако на практике все гораздо сложнее. Качественная подготовка требует, прежде всего, хорошей теоретической базы, понимания закономерностей и осознания взаимосвязей социальных объектов. Чтобы прийти к такому результату нужен квалифицированный специалист, способный правильно направить, указать на ошибки и ответить на возникающие вопросы. 

ЕГЭ по обществознанию гораздо более сложное испытание, нежели ОГЭ. Однако между двумя экзаменами есть определенная связь:

почти те же содержательные линии, хотя в ЕГЭ каждая усилена большим объемом теоретического материала;

проверка аналогичных умений (иллюстрация примерами, осуществление поиска социальной информации, объяснять социальные взаимосвязи);

наличие похожих типов заданий (работа со статистикой 23 ОГЭ и 21 ЕГЭ, установление соответствия 22 ОГЭ и 14, 18 ЕГЭ.

Также предусмотрена работа с текстом, хотя в ЕГЭ представлен иной алгоритм. 

В 2019 году в содержательном и структурном плане КИМы ОГЭ по обществознанию не изменились. 

Обществознание — модульный предмет, состоящий из отдельных содержательных линий. Для его успешного освоения необходимо обладать знаниями основ множества гуманитарных и социальных наук — философии, социологии, психологии, политологии, экономики и других. Кроме того, нужно уверенно ориентироваться в вопросах социальной жизни и обладать социальным кругозором, который очень хорошо формируется в результате знакомства с материалами СМИ. 

Полный перечень проверяемых на экзамене умений приведен в кодификаторе. Всего их 7 — сравнивать, описывать, выполнять поиск, объяснять, оценивать, иллюстрировать примерами, решать практические и познавательные задачи.

Рекомендации по переводу баллов публикует Рособрнадзор. В 2019 году шкала пересчета первичного балла в отметку по 5-балльной системе выглядит так:

«2«— 0-14;

«3; — 15-24;

«4» — 25-33;

«5» — 34-39.

В первую очередь экзамен необходим тем ученикам, которые намерены дальше учиться в профильном гуманитарном или социально-экономическом классе. По положению во многих школах для зачисления в них нужно сдавать обществознание. Такой выбор разумен для ребят, интересующихся предметом, участвующих в олимпиадах и конкурсах обществоведческой направленности. Обоснованным выглядит выбор тех учеников, которые через 2 года планируют сдавать ЕГЭ по обществознанию.  

© 2012 - 2019, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ОГЭ
Профориентация
Стоимость курсов
Пробные ЕГЭ
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы