Мы предлагаем записаться на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку к лучшим репетиторам нашего центра. Все они являются экспертами по ЕГЭ и гарантируют превосходные результаты сдачи госэкзамена 2023. Ниже мы представляем ответы на самые интересные вопросы от репетиторов русского языка, которые преподают в центре подготовки абитуриентов «Выпускник». Внизу страницы можно пройти онлайн-тестирование, которое поможет оценить начальный уровень знаний ЕГЭ по русскому языку. Помните - заниматься с репетитором по русскому для убедительной сдачи ЕГЭ мы считаем необходимым обстоятельством для поступления в вуз.
Как показывает практика, очень сложно для выпускников написать сочинение ЕГЭ по русскому языку без нарушения связности и цельности текста. Какую бы композицию работы ученик ни выбрал, главное, чтобы в ней на всем протяжении прослеживалось коммуникативное намерение, то есть цель сочинения. В данном случае имеется в виду, что необходимо доказать свое мнение по проблеме, поднятой автором текста: все части сочинения должны быть связаны этим общим замыслом, без отступлений от темы. Кроме того, сочинение ЕГЭ по русскому языку должно быть разделено на смысловые части – абзацы, соответствующие развитию основной мысли.
В ЕГЭ по русскому языку вторая часть составляет 41% максимального первичного балла. По предусмотренным критериям за сочинение может быть поставлено максимально 24 первичных балла, что в переводе в шкалу тестовых оценок составляет 41 тестовый балл. Получив наивысшие оценки (от 1 до 5) по 12 критериям, по которым оценивается сочинение, вам предоставляется шанс увеличить первичный балл экзамена по русскому языку на 24 балла, а тестовый – на 41 балл. Успехов в работе!
Если вы прочитаете несколько вариантов текстов и вопросов к ним для части С, то сможете убедиться, что они во многом однотипны, поэтому шаблон ответа вполне реально подготовить заранее.
Тем не менее, именно на этом задании выпускники часто спотыкаются. При работе над ним нужно помнить, что это проверка вашего умения читать, ведь почти все необходимые подсказки содержатся в самом тексте.
Другой камень преткновения – грамотность: не столько орфография и пунктуация, сколько речь и грамматика. Развить грамотность можно, как ни странно, проверяя задания, выполненные с ошибками. Меняйтесь тетрадями с соседями по парте: чужие ошибки легче увидеть, потом начнете видеть и свои.
Хотя выпускники профильных классов обучаются по углубленной программе по русскому языку, они должны сдавать такой же экзамен, как и все школьники.
Возникает вопрос, как приемные комиссии филологических или лингвистических факультетов могут оценить уровень подготовки абитуриента, опираясь только на данные ЕГЭ? Во-первых, от обучавшихся по этому профилю стоит ожидать высокого балла, полученного в том числе и за выполнение заданий высокой сложности. Во-вторых, необходимые в этом случае результаты ЕГЭ по литературе или иностранному языку расставят все по своим местам, позволяя продемонстрировать глубокие знания и навыки по предмету.
Кроме того, общий для всех экзамен по русскому языку дает возможность поступить на языковые специальности тем, кто не заканчивал профильных классов.
Минимальный балл ЕГЭ по русскому языку, который необходимо набрать, чтобы получить аттестат о среднем образовании, составляет 36 тестовых баллов. Это значит, что для преодоления порога, необходимо получить не менее 16 первичных баллов. Каждое задание из первой части оценивается в 1 балл. Кроме заданий № 8, 16 и 26, ценность которых выше – 5, 2 и 4 балла соответственно. Таким образом, набрать минимальный балл можно выполнив 16 заданий из первой части правильно.
Как демоверсии ЕГЭ по русскому языку, так и кодификатор, и спецификация к ней, в которых подробнейшим образом расписаны все элементы содержания экзаменационной работы, давно доступны. Однако до сих пор бытует мнение, что в КИМ ЕГЭ по русскому языку включаются вопросы, не изучаемые по школьной программе или не рассматриваемые в том или ином учебнике. На самом деле это совершенно не так. Дело в том, что знания многих выпускников бессистемны, не основаны на логике языка, поэтому задания, требующие анализа языкового явления с привлечением смежных понятий, кажутся совершенно незнакомыми. Поэтому подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна быть направлена на углубление знаний.
Баллы за ЕГЭ суммируются по двум частям работы. Существует два взаимосвязанных понятия - первичный балл и тестовый балл. Первичные баллы – это баллы, набранные учеником за правильные ответы в заданиях тестов по русскому языку. Тестовый балл – это преобразованный первичный балл в момент шкалирования по стобалльной шкале. Тестовый балл является окончательным результатом ЕГЭ и выставляется в свидетельство о результатах ЕГЭ. Так, максимальный первичный балл, который можно получить при правильном выполнении всех заданий, составляет 58 баллов, которые соответствуют 100 тестовым баллам.
Безусловно, сложнейшим из всех критериев, которым должно соответствовать сочинение ЕГЭ по русскому языку, является точность и выразительность речи. Это значит, что необходимо отбирать слова, наиболее точно соответствующие замыслу сочинения, то есть требуется умение различать оттенки лексического значения. Кроме того, речь должна быть чистой: не допускается употребление просторечных, жаргонных и грубых выражений, а также иностранных слов без надобности. Выразительная речь предполагает уместное применение изобразительных средств языка. Если необходимого опыта нет, добиться приемлемых результатов можно только индивидуальной работой с репетитором по русскому языку.
В этом году установленный минимальный порог баллов, свидетельствующий о сдаче предмета, не изменился – он все также представляет собой отметку в 36 тестовых баллов. Тестовые баллы не соответствуют количеству сделанных заданий, они получаются путем шкалирования первичных баллов. Так, чтобы преодолеть минимальный порог и сдать экзамен, нужно набрать 16 первичных баллов. Практически все задания в первой части оцениваются в 1 балл (кроме заданий № 8, 16 и 26 – они «дороже»), поэтому, чтобы набрать 16 баллов, необходимо верно выполнить 16 заданий из первой части.
Да, безусловно, набрать минимальный балл без написания сочинения можно. Однако необходимо понимать, что из возможных 58 первичных баллов, которые соответствуют 100 тестовым, на первую часть приходится только 34 балла. Это означает, что при безукоризненном выполнении всех 26 заданий первой части, вы сможете рассчитывать только на 59 баллов из 100. А учитывая стрессовую обстановку и иные неблагоприятные факторы на экзамене, результат, скорее всего, будет еще ниже, поэтому все же стоит уделить некоторое время и подготовиться к сочинению, чтобы увеличить свои шансы.
В контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ по русскому языку включены задания на проверку усвоения всех тем, изучаемых в курсе русского языка, начиная с пятого класса. Вопреки распространенному мнению, никаких вопросов, которые выходят за рамки школьной программы, тесты ЕГЭ по русскому языку не содержат. Однако надо учитывать, что КИМ построены таким образом, чтобы проверить изученные темы на трех уровнях сложности, из-за чего и возникает впечатление, что не все необходимые сведения есть в учебниках. Это впечатление исчезает после систематизации знаний на курсах подготовки к ЕГЭ.
По уровню сложности задания в КИМ ЕГЭ по русскому языку распределяются на две части. Первая часть экзамена состоит из 26 заданий, из которых задания №1-24 предназначены для проверки усвоения материала на базовом, общедоступном уровне сложности. В общей сложности за них можно получить 29 первичных баллов. Задания №25 и №26 из первой части относятся к повышенному уровню сложности. Также к данному уровню сложности традиционно относят и задание №27 (сочинение) из второй части, хотя Федеральный институт педагогических измерений отмечает, что сочинение можно выполнять на любом доступном уровне сложности - базовом, повышенном или высоком. За эти задания также можно получить 29 первичных баллов.
Безусловно, самым важным этапом в работе над сочинением ЕГЭ по русскому языку является выявление проблемы исходного текста. Дело в том, что если выпускник ни в одной из частей своего сочинения никак не упомянул ни одну из проблем, поднятых автором, то он автоматически лишается от 4 до 7 баллов из 24 возможных: в этом случае проверка по критериям, касающимся содержания сочинения, просто не проводится. Проблем в любом тексте не менее трех. Самый простой способ сформулировать проблему – это попытаться ответить на вопрос, в чем автор хочет убедить читателя. Однако все-таки лучше отрабатывать этот навык под руководством преподавателя на курсах подготовки к ЕГЭ.
Распределение заданий в КИМах происходит по содержанию учебного предмета «Русский язык» и по уровню сложности заданий. Содержательный аспект предусматривает проверку усвоения материала по всем основным разделам языкознания, за исключением фонетики (ее элементы необходимы для выполнения задания по орфоэпии), а также оценивает уровень сформированности орфографических и пунктуационных навыков. При этом в процентном отношении наибольшую часть от максимально возможного первичного балла составляют баллы за раздел «Развитие речи», то есть за сочинение ЕГЭ по русскому языку.
По уровню сложности задания распределяются следующим образом: задания №1-24 проверяют базовые знания и навыки, а оставшиеся задания №25-27 представляют повышенный уровень сложности.
Среди школьников бытует мнение, что отвечать на вопросы с выбором ответа можно «методом тыка». Элемент везения в данном случае опровергается статистикой, так что при таком подходе на хороший балл рассчитывать сложно.
Главный секрет подготовки – осознать, что задания, независимо от варианта, строятся по определенной схеме. Достаточно подготовиться к основным темам, составляющим эту схему, чтобы чувствовать себя защищенным при любом содержании вопросов.
Как показывает практика, наибольшие затруднения вызывают задания, где требуется найти предложение с речевыми или грамматическими ошибками. Подготовиться к ним можно, используя дополнительные пособия по редактированию текста.
Соблюдение языковых норм при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку – одна из труднейших задач, стоящих перед выпускниками. Под этими нормами понимаются словообразовательные нормы (правильное соединение частей слова) и грамматические – морфологические и синтаксические – нормы, то есть правильное изменение слов и правильное построение словосочетаний и предложений. Автоматического соблюдения языковых норм можно добиться только при постоянной тренировке: при чтении образцовых текстов и самостоятельном написании собственных высказываний. Так как у большинства выпускников подобная ежедневная тренировка отсутствует, то они не могут не только правильно писать, но и найти ошибки в сочинении. В данном случае без помощи репетитора по русскому языку мало кто может обойтись.
Соблюдение фактологической точности - 12-ый критерий, который при проверке сочинения оценивается в 1 балл. Фактической ошибкой считается неверное изложение информации, которая не встречается в исходном документе, а также приведение фактов, противоречащих действительности. Преуменьшение или преувеличение информации также относится к такому виду ошибок. Как правило, фактичекие ошибки свидетельствуют либо о невнимательном прочтении исходного материала, либо о недостаточности общих знаний. В данных случаях советы предельно простые - внимательнее вчитываться в текст и не привирать факты, фамилии и названия, если вы не уверены в их правильности.
Исходя из структуры ЕГЭ по русскому языку и способов его проверки, первая часть экзамена представляет собой задания с выбором ответа или кратким ответов в виде 1-2 слов. Так, в заданиях, где ответом является цифра, у выпускников нет шансов допустить орфографическую ошибку. Однако орфографическая или иная ошибка в вопросах, где ответом является слово, которое нужно внести в бланк ответов, приведет к тому, что компьютер засчитает ответ как неправильный. Но основную массу ошибок можно допустить при написании сочинения. Орфографические ошибки в сочинении оцениваются по разработанным критериям, где один из критериев – «Соблюдение орфографических норм». Именно там указывается количество ошибок, которые допускается сделать, чтобы набрать соответствующие баллы: 3 балла – орфографические ошибки отсутствуют (или есть 1 негрубая орфографическая ошибка), 2 балла – 2 и менее орфографических ошибок, 1 балл – 3-4 орфографические ошибки, 0 баллов – 5 и более орфографических ошибок.
Не выполнять задание № 27 (сочинение) можно, но нужно хорошо подумать, есть ли в этом смысл. Напомним, что сочинение хоть и считается заданием повышенного уровня сложности, но в действительности может быть выполнено на любом доступом для конкретного ученика уровне - базовом, повышенном или высоком. В отличие от экзамена по литературе, где требуется продемонстрировать знание программных произведений, здесь дан готовый фрагмент. Если вы совсем не поймете текст и не сможете сформулировать и аргументировать проблему, то есть возможность набрать до 16 баллов за грамотность и речевое оформление. Если вы сомневаетесь в своей грамотности, смело меняйте предложения, опираясь на известные вам нормы, упрощайте конструкции и выражения.
Обычно школьникам предлагают публицистические тексты, поэтому ответы выдерживаются в том же стиле. Для публицистического стиля характерна образность и эмоциональность, призванная оказать воздействие на читателя. Поэтому здесь вполне подойдут эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, риторические вопросы, которые, кстати, можно заодно использовать и для выстраивания композиции. Не лишним будет вспомнить какую-нибудь поговорку или пословицу, правда, важно не исказить их состав, иначе снизят балл за речевую ошибку. При всей красочности и яркости публицистического стиля должна быть соблюдена строгая логичность и четкость изложения.
Конечно, самостоятельная подготовка к ЕГЭ по русскому языку не только возможна, но и необходима. Под этим понимается выполнение упражнений, работа на уроках, посещение дополнительных занятий. Однако хорошо подготовиться к экзамену только в условиях школы практически невозможно: формат не предусматривает индивидуальной работы с учеником и в школе нет возможности уделять достаточное количество времени целенаправленной подготовке к ЕГЭ. Тем более невозможно абсолютно самостоятельно подготовиться к сочинению ЕГЭ по русскому языку – хотя бы потому, что необходимо хорошо разбираться в критериях оценивания сочинения. Поэтому рекомендуется, по крайней мере, на заключительном этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку посещение курсов или занятия с репетитором.
В части В проверяется, как сформирована лингвистическая компетенция школьника, связанная с владением теоретическими языковедческими понятиями.
Здесь нельзя надеяться на везение, как в части А, или фантазию и природную одаренность, как в С. Помогут только прочные знания по всем разделам программы. С другой стороны, бояться этих заданий не стоит, ведь их сложность заключается именно в отсутствии готовых ответов: каких-либо углубленных познаний не требуется, все в пределах госстандарта. Чтобы правильно ответить на вопрос, выпускнику достаточно выписать из текста слово или номер (номера) предложений.
Существует 12 критериев оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку, которые делятся на несколько групп. По критериям К1 – К4 оценивается содержание сочинения, К5 и К6 – речевое оформление работы. Грамотность оценивается по критериям К7 – К12, при этом К11 и К12 – своего рода «бонусные» баллы: ими оценивается этичность манеры изложения мыслей и точность фактов, приведенных выпускником. Критерии оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку не взаимосвязаны, за исключением К6 (выразительность речи): высший балл в этом случае зависит от количества баллов по критерию К10 (соблюдение речевых норм) и не может быть поставлен, если в работе допущено более одной речевой ошибки.
Этические нормы – это особый вид речевых норм: отсутствие речевой агрессии, недоброжелательности. В сочинении ЕГЭ по русскому языку недопустимы оскорбительные высказывания, выражение презрения, высокомерия и цинизма, унижение человеческого достоинства. Какое бы отношение ни вызывал у выпускника автор текста или его позиция, свое мнение надо формулировать корректно, не подменяя анализ проблемы, поднятой в тексте, эмоциональной оценкой личности автора и темы, к которой он обращается. К нарушению этических норм относится также употребление только имени и отчества – без фамилии – писателей, художников и других известных людей. Кроме того, нельзя использовать грубые жаргонные слова и выражения. В случае соблюдения этических норм (критерий 11) можно получить дополнительный балл.
Коммуникативные навыки предполагают всестороннее овладение этическими нормами – уважением к собеседнику (в случае с сочинением – к автору фрагмента и проверяющему текст). Оскорбить можно, если оценивать не слова, а личные качества автора, критиковать не конструктивно, а эмоционально. О недопустимости употребления ненормативной и грубо-просторечной лексики и говорить не стоит – это очевидно.
Пренебрежение этическими нормами расценивается как нарушение грамотности. Этому есть логическое объяснение. Аморальные высказывания (оскорбление, клевета, брань) выражаются в словесной форме, следовательно, неумение подбирать корректные выражения свидетельствуют о недостаточном уровне обученности.
Речевые нормы в сочинении ЕГЭ по русскому языку (критерий оценивания К10) – это соблюдение правильности употребления слов в соответствии с их лексически значением в имеющемся контексте. Несоблюдение речевых норм ведет к нарушению точности речи и затрудняет восприятие смысла текста. Наиболее распространенными ошибками являются смешение паронимов, ошибки в выборе синонимов и антонимов, использование разговорных и просторечных выражений, неоправданные повторы слов и употребление слова в несвойственном значении, канцеляризмы. Самостоятельно освоить все разнообразие речевых норм практически невозможно, поэтому для усвоения данной темы необходима помощь репетитора.
В тестовых заданиях проверяется уровень знаний по всем разделам дисциплины «Русский язык» – фонетике, словообразованию и морфемике, морфологии, синтаксису, стилистике и лексикологии.
Более сложная задача, предполагающая демонстрацию применения знаний на практике, поставлена в задании №27 - сочинении. Здесь выпускник должен продемонстрировать владение лингвистическими терминами, свободную ориентацию в предложенных темах.
ЕГЭ не предполагает глубокие филологические познания предмета. Однако необходимо знать и свободно применят все, что дается в школе.
Сложность заданий КИМ ЕГЭ по русскому языку имеет разный характер и находит свое отражение в распределении заданий. Так, например, из 27 заданий 7 приходится на орфографию и 6 на пунктуацию, то есть на темы, требующие усвоения многих разноплановых навыков. На синтаксис, анализ текста и речевые нормы – на самые сложные темы школьной программы, требующие не только знания правил, но и умения систематизировать изученный материал, – отводится от 1 до 6 заданий. Труднее всего справиться с заданием 26: оно во многом интегрировано с материалом, изучаемым в курсе литературы. Поэтому подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна быть системной.
При оценке содержания сочинения одним из главных критериев считается аргументированноПри оценке содержания сочинения одним из главных критериев считается аргументированное выражение собственного мнения, поэтому чаще баллы снижают за его отсутствие или недостаточную самостоятельность.
Ваше мнение может не совпадать с авторским. Однако свою позицию необходимо выражать мягко, уважительно, без оскорбительных и дискриминационных высказываний. В противном случае вы не только настроите проверяющих против себя, но не получите 1 дополнительный балл по критерию К11 – соблюдение этических норм.
При ответе на вопрос вы обязаны раскрыть позицию автора и представить свое собственное мнение. Совершенно не обязательно, что они должны совпадать. От вас требуется продемонстрировать уважение к авторской точке зрения, показать, что вы правильно ее понимаете, а если не можете с ней согласиться, то грамотно указать причину и подтвердить ее вескими аргументами. В этом случае, если вы вели спор корректно, к вам невозможно будет придраться, более того, у вас появится возможность получить высший балл за аргументированное выражение собственного мнения.
ЕГЭ по русскому языку имеет две части: первая тестовая часть А, где ответ записывается словами или цифрами, и вторая часть – сочинение. Для ответов на данные части предусмотрены два бланка ответов: бланк ответов № 1 и № 2. Первый бланк, в котором располагаются ответы, помеченные крестиком и записанные словами и цифрами, проверяется компьютером при помощи сканирования. Второй бланк, где экзаменуемый пишет сочинение, проверяется членами экспертных комиссий по ЕГЭ по русскому языку, созданных на уровне региона.
На самом деле готовиться к ЕГЭ по русскому языку надо с 5 класса. Дело в том, что в 10 и 11 классах никаких новых тем уже не изучается, только закрепляются и обобщаются на более высоком уровне и на более сложном материале ранее изученные. Например, изучение фонетики, словообразования и морфологии, а значит, и связанных с этими разделами русского языка орфографических правил заканчивается в 7 классе. Синтаксис и пунктуация изучаются в 8 и 9 классах. Так что, если время упущено, необходимо обратиться к помощи репетитора по русскому языку уже в 10 классе.
Объем сочинения по нормам, указанным в критериях, должен быть в 150-300 слов. Если же сочинение меньше 150 слов, но больше 70 слов сочинение проверяется, но число ошибок по критериям К7-К10 уменьшается. Так, 2 балла ставится в случаях: К7 - орфографических ошибок нет, К8 - пунктуационных ошибок нет. Также в этом случае высший балл по критериям К7-К12 не ставится. Если в сочинении меньше 70 слов, работа оценивается нулём баллов и задание не засчитывается, так как считается невыполненным.
Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку представляет наибольшую сложность для выпускников, у большинства которых отсутствует самое главное – практика письменного высказывания на социально важные темы. Дело в том, что к сочинению ЕГЭ по русскому языку нужно готовиться комплексно. Это значит, что нельзя отдельно учить какие-то правила и принципы создания текста: необходимо тренироваться в их одновременном применении. При этом крайне важно, чтобы анализ написанных текстов был проведен специалистом с учетом критериев проверки сочинения. Принимая во внимание последний фактор, который не может быть обеспечен при самостоятельной подготовке, разумнее всего будет найти хорошего репетитора по русскому языку.
Современные образовательные стандарты предъявляют единые требования к уровню знаний и умений старшеклассников по направлению «Филология», а не по двум дисциплинам (русскому языку и литературе) отдельно, как это было раньше. Основной результат обучения – развитые коммуникативные навыки и способность создавать грамотные тексты различных жанров на любые темы. Сочинение – оптимальный способ проверить качество подготовки выпускника по этим параметрам: ученик демонстрирует коммуникативные возможности, интерпретируя точку зрения автора предлагаемого фрагмента и формулируя собственное мнение в виде связного текста, а также показывает умение использовать на практике правила орфографии и пунктуации, освоенные в школе.
Вторая часть экзамена по русскому - написание сочинения. Оно оцениваетсяя экспертами по 12 критериям, разделенным на три группы: содержание сочинения, речевое оформление и грамотность. Первое и самое главное, что необходимо сделать при написании сочинения - правильно выделить проблему. В таком случае вы получите 1 балл по первому критерию - формулировке проблемы исходного текста. Если же проблема не была выделена, то по этому критерию выставляется 0 баллов и по другим критериям содержания - комментарий к проблеме (высший балл - 3), отражение позиции автора (1 балл) и аргументация (3 балла) - сочинение не оценивается. Поэтому так важно сформулировать правильно проблему, чтобы не потерять 7 баллов.
Далее производится оенка по критериям речевого оформления: К5 - речевая связность, цельность и последовательность (2 балла) и К6 - точность и выразительность (2 балла).
И в третий блок оценки грамотности включены такие критерии: К7 - соблюдение орфографических норм (3 балла), К8 - соблюдение пунктуационных норм (3 балла), К9 - соблюдение языковых норм (2 балла), К10 - соблюдение речевых норм (2 балла), К11 - соблюдение этических норм (1 балл) и К12 - соблюдение фактологической точности.
Хотя бланки ответов ЕГЭ по русскому языку доступны для скачивания, а информация о правилах заполнения широко распространена и к тому же сообщается перед началом экзамена, тем не менее каждый год имеется некоторый процент ответов, засчитанных как ошибочные вследствие неправильного заполнения бланка №1, который предназначен для ответов на задания части 1. Например, иногда выпускники, чтобы изменить данный ответ, не пишут новый правильный ответ в специальном поле внизу, а зачеркивают ошибочный и пишут новый рядом. В таком случае компьютер не засчитает ответ, даже если написанный рядом был верным. Также, необходимо помнить, что ответы в виде нескольких слов должны писаться без пробелом и запятых, иначе будут засчитаны как неверные. Все эти тонкости заполнения бланка приведены в КИМе, который попадется на экзамене, поэтому к нему можно обратиться в случае затруднения.
Заполненные выпускником бланки ответов №1 (части 1) и №2 (часть 2 – сочинение) сканируются. Бланк №1 ЕГЭ по русскому языку проверяется автоматически, вот почему важно правильно его заполнить. Отсканированное сочинение проверяется вручную двумя независимыми экспертами. Каждый из них оценивает работу, исходя из 12 официальных критериев, а не из собственного представления о хорошем сочинении. При этом существуют тонкости во взаимосвязи оценок по критериям между собой и с объемом представленного сочинения. Если эксперты расходятся в оценках за всю работу на 8 и более баллов, председатель комиссии назначает третьего, который проверяет работу только по критериям, вызвавшим расхождения. При этом его оценка является окончательной.
Чтобы хорошо выполнить самую важную часть ЕГЭ по русскому языку – сочинение, надо научиться распределять время на экзамене. В 2019 году продолжительность экзамена составляет 210 минут. Оптимально, если на работу над сочинением останется 120 минут. Из них не менее 30 минут надо посвятить анализу текста. Оставшееся время нужно распределить примерно поровну на написание черновика и его проверку и на чистовую запись. Итак, необходимо научиться выполнять часть 1 всего за 90 минут. Практика показывает, что при хорошей подготовке к ЕГЭ это вполне возможно, однако достигается только постоянными упражнениями.
Правильная подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это не зазубривание правил и теоретических сведений, а систематизация знаний. Это значит, что повторение всего школьного курса русского языка должно проводиться не поэтапно, от фонетики к написанию сочинения, а комплексно, с учетом взаимосвязи всех уровней языка. Кроме того, хорошая подготовка к ЕГЭ требует индивидуального подхода и скрупулезной работы над ликвидацией пробелов в знаниях. К сожалению, чаще всего даже в хорошей школе это практически невозможно ввиду ограниченности времени. Поэтому необходимым условием качественной подготовки к ЕГЭ надо признать обучение на курсах или занятия с репетитором по русскому языку.
В сочинении ЕГЭ по русскому языку выпускники должны дать комментарий к поднятой автором проблеме. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, она довольно часто затрудняет учащихся. Это происходит чаще всего потому, что в комментариях они не опираются на текст. Комментарий может быть текстуальным или концепционным. В первом случае нужно, раскрывая проблему, следовать за автором. Второй вариант предполагает различные интерпретации проблемы, но опять-таки с опорой на текст. Выпускник должен показать не просто понимание проблемы, но и то, что ему ясно, как эту проблему раскрывает автор текста. Конечно, научиться этому трудно, так что разумнее будет обратиться к репетитору по русскому.
Тестовые баллы за ЕГЭ по русскому языку начисляются по сложной формуле, в основе которой лежит так называемый первичный балл – сумма баллов, полученных за все выполненные задания. Задания первой части оцениваются в 1 балл. Исключение составляют задания 8, 16 и 26 - они оцениваются в 5, 2 и 4 балла соответственно.За сочинение ЕГЭ по русскому языку можно получить до 24 баллов. Максимальный первичный балл за всю работу составляет 58, что соответствует 100 тестовым баллам. Чем ближе результат к крайним значениям первичного балла, тем большее значение имеет каждый правильный ответ для начисления тестового балла.
Казалось бы, аргументация в сочинении ЕГЭ по русскому языку не должна вызывать затруднения. Наиболее ценными являются аргументы из художественной, научной или публицистической литературы, но допускаются и примеры из жизни. Но практика показывает, что выпускники постоянно совершают одни и те же ошибки. Так, например, достаточно распространены случаи, когда в качестве аргумента приводятся примеры из произведений, в которых не отражена проблема, поднятая автором предложенного текста. Также часто учащиеся вместо примера из произведения указывают только его название или автора. Кроме того, необходимо учитывать соответствие содержания произведения и актуальности проблемы. При подготовке к ЕГЭ по русскому языку полезно составить список произведений, которые можно использовать при выборе аргументов. Например, одним из самых универсальных произведений, где освещается большое количество актуальных и вечных тем, является сборник заметок Д.С.Лихачева - "Записки о добром и прекрасном".
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ по русскому языку, которые часто называют просто тестами, состоят из двух частей. Часть 1 – это 26 заданий с кратким ответом в виде цифры, нескольких цифр, слова или нескольких слов. Оцениваются задания в 1 балл, кроме заданий № 8, 16 и 26 - их ценность выше. Вторая часть представлена заданием №27 - сочинением. Считается, что сочинение относится к заданиям повышенной сложности, как и задания №25 и 26 из первой части, но это не совсем так: каждый ученик имеет право написать сочинение на доступном для него уровне сложности и получить все причитающиеся баллы.
Критерий К12 оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку подразумевает фактологическую точность в фоновом материале, то есть в тех фактах, которые используются выпускником для доказательства своей позиции. Это значит, что в качестве аргументов надо пользоваться только достоверными сведениями: нельзя выдумывать события, названия книг и фильмов, телепередач и т. п. Бытует мнение, что проверить точность всех фактов невозможно, но оно ошибочно: эксперты, оценивающие сочинение ЕГЭ по русскому языку, – это люди с широким кругозором, в их распоряжении имеются разнообразные справочники. Кроме того, частыми ошибками являются искажение имен и названий, путаница в датах, неправильное цитирование.
Сочинение ЕГЭ по русскому языку проверяется двумя экспертами по очереди. Проверка проводится по двенадцати критериям, которые исключают влияние личного отношения эксперта к манере подачи материала выпускником. Кроме того, для проверки предъявляется не сам текст, а его отсканированная копия, поэтому мнение, что во время проверки могут быть внесены искажения в текст, в корне неверно. Если эксперты расходятся в количестве баллов по некоторым критериям, то председатель комиссии по проверке назначает третьего эксперта, который не видел данной работы. Он проверяет сочинение ЕГЭ по русскому языку только по тем критериям, которые вызвали расхождение в баллах. Выставленные им баллы являются окончательными.
Чтобы хорошо написать сочинение ЕГЭ по русскому языку, нужно прежде всего учитывать, что выпускникам необходимо создать вторичный текст. Это значит, что от них требуются не собственные рассуждения на ту же тему, которую поднимает автор предъявленного в КИМ текста, но своего рода работа по его мотивам. Таким образом, чтобы справиться с написанием сочинения, надо сначала самым тщательным образом проанализировать текст. Именно поэтому не рекомендуется значительно превышать рекомендованный объем сочинения ЕГЭ по русскому языку: можно просто не успеть переписать на чистовик, а черновики не проверяются и вообще не учитываются.
Под речевыми ошибками понимают различного рода нарушения правильности речи: неуместное смешение стилей, употребление слова в неверном значении, изменение состава фразеологического оборота, недочеты в строении фразы – речевую избыточность или недостаточность.
В системе оценивания сочинения существует критерий К10, согласно которому не более одной ошибки в созданном тексте оценивается в 2 балла, 2-3 ошибки - 1 балл, при 4 и более ошибках ставится 0 баллов.
Важно отличать речевые ошибки от грамматических, относящихся к неправильному образованию морфологических форм, искажению синтаксических связей в предложениях.
С начальной школы всем известно простое правило: смотрим на гласную в суффиксе инфинитива. Если -и-, то второе спряжение, если какая-нибудь другая, то первое, плюс еще несколько исключений. К сожалению, этим правилом не удастся воспользоваться, если вы не знаете, какая именно буква пишется в суффиксе. Тогда на помощь вам придет альтернативный способ – подсчитать число букв в основе инфинитива и настоящего времени. Если оно не совпадает или основа настоящего времени заканчивается на шипящий, то глагол относится к первому спряжению.
Правила написания чередующихся гласных в корне совсем простые, если брать каждое из них по отдельности. Значительно сложнее заучить их все вместе: тут можно и запутаться. Для простоты запоминания рекомендуется объединить корни в группы по способам проверки и исключить все лишнее. Например, вас не должно интересовать, что пишется под ударением, поскольку шансов допустить ошибку в такой позиции нет.
Интуитивной грамотности и развитой зрительной памяти достаточно для отличной оценки за диктант, но вопросы к ЕГЭ принципиально сформулированы так, что нужно знать не только правильный вариант написания, но и объяснение, почему именно так пишется. Например, задания, где требуется выделить строчку с непроверяемыми согласными в корне, чередованиями гласных в корнях, написаниями, зависящими от того, в какой морфеме выделяется орфограммы и многие другие. К счастью, это только на первый взгляд кажется, что орфограмм безумно много. На самом деле их список спокойно помещается на форзаце учебника, и усвоить их в полном объеме сможет любой ученик.
Отличать прилагательные от причастий важно для правильного написания суффиксов с -н-/-нн-. Одним из самых ярких признаков, по которым их можно различить, является возможность добавить зависимое слово. Так, к причастию можно добавить существительное в творительном падеже, например, суп сваренный - сваренный кем? - отцом. Также у причастия может быть приставка, а у отглагольного прилагательного - нет.
Правильный выбор падежа имен существительных, употребление деепричастий, местоимений – все эти навыки появляются без специальной тренировки, если школьник является носителем русского языка и постоянно слышит эталонную, грамматически правильную речь. Но в русском языке есть грамматические трудности, с которыми необходимо целенаправленно работать: это, например, определение рода несклоняемых существительных, склонение числительных, образование причастий и деепричастий.
Расставляя ударения в словах, мы ориентируемся на собственную речь, забывая о том, что сами можем допускать ошибки. Чтобы проверить себя, попробуйте прочитать хотя бы одну страницу из «Словаря ударений русского языка». Не исключено, что вас ожидают неприятные открытия: не все слова вы произносите правильно. К сожалению, на экзамене пользоваться словарями и справочниками нельзя, поэтому работать над трудными случаями ударения придется в течение всего периода подготовки к экзамену. Секрет, который поможет запомнить большой объем слов, очень прост: нужно повторять их вслух, и в нужный момент они сами всплывут в памяти.
Выпускники, последний раз подробно занимавшиеся звуками и буквами в 5 классе, напрасно боятся выполнять задания по фонетике: это редкий случай, когда можно опираться на здравый смысл, если знаний по этому разделу русского языка недостаточно. Обычно, чтобы выбрать правильный ответ, требуется подсчитать количество звуков и букв, определить, сколько глухих и звонких, твердых и мягких согласных в слове. Для этого достаточно произнести слово вслух и быть внимательным. При подготовке к экзамену потренируйтесь: учитесь слушать собственный голос, и проблем с фонетикой у вас точно не будет. Хотя теоретическую подготовку тоже никто не отменял.
Использование толковых словарей на экзамене не допускается, однако часто возникают ситуации, когда нам необходимо узнать, что означает слово. Помочь в этой трудной ситуации может поиск однокоренных слов или анализ контекста, если слово приведено в составе предложения. Как правило, сложная терминология, не употребляющаяся школьниками, в задания не попадает, поэтому для ответа на подобные вопросы достаточно хорошего словарного запаса и спокойного последовательного рассуждения с опорой на контекст, играющего роль законной подсказки.
Запомнить формальные признаки текстов различных стилей достаточно сложно: сюда входят и синтаксические особенности, и выбор частей речи, и специальная лексика. Облегчить себе задачу можно, если ориентироваться на содержание предложенных для анализа текстов. Очевидно, что инструкция к пылесосу или фрагмент закона относятся к официально-деловому стилю, поэтические восторги по поводу наступившей весны – к художественному, строгая информация о Солнечной системе – к научному. Чаще всего в экзаменационных материалах используют публицистику или научно-популярные тексты.
Это одно из немногих заданий на логику и здравый смысл. Правильно распределить предложения, чтобы они образовывали связный текст, сможет любой школьник. Для этого достаточно не торопиться и дать себе труд подумать. Но есть и формальные признаки, позволяющие выполнить задание. Так, если существительное заменено местоимением, то это наверняка не первое предложение. В тексте, не содержащем речевых ошибок (а именно такие отрывки представлены в экзаменационных материалах), обычно не допускается повтор одинаковых слов в идущих подряд предложениях: они заменяются местоимениями или синонимами.
Помимо любимых школьниками запятых в русском языка активно используются и другие знаки препинания: двоеточия, тире и точки с запятой. Двоеточие возможно в предложениях, осложненных однородными рядами, бессоюзных сложных предложениях, при передаче несобственной речи. Тире встречается, например, в предложениях с обособленными членами, однородными рядами, бессоюзных сложных предложениях. Точка с запятой разделяет части бессоюзного сложного предложения. Правила эти необходимо тренировать при повторении соответствующих разделов синтаксиса. Но, если на экзамене из-за волнения все вдруг вылетит из головы, постарайтесь выразительно прочитать предложение вслух: в 90% случаев паузы сигнализируют нам о необходимости поставить знак. Тире соответствует пауза большей длины, чем, например, запятой.
Вопросов, требующих выполнения полного синтаксического разбора, на ЕГЭ, конечно, не встретится. Тем не менее, навыки выделения членов предложения обязательно пригодятся. Во-первых, постановка знаков препинания зависит от синтаксической роли слов. Во-вторых, задания, в которых нужно найти грамматическую ошибку, не будут выполнены, если школьник не умеет разбирать предложение по членам. Научиться этому сложно, но можно – достаточно активно практиковаться.
Вопросов, требующих полного морфологического разбора, в экзаменационных материалах не предусмотрено, однако его элементы необходимы при решении заданий из разных разделов языкознания. Так, для правильного написания окончаний глаголов и существительных нужно помнить о спряжении и склонении, вид глагола важен для выбора суффикса отглагольных прилагательных, частеречные значения придется использовать, чтобы разграничить слова, относящиеся к разным частям речи, например существительные с предлогами и производные от них предлоги, например написание "в течение" и "в течении".
Служебные части речи используются для связи слов в словосочетаниях (предлоги) и предложениях (союзы), а также привносят дополнительные оттенки значения (частицы). К ним нельзя задать вопрос, соответственно, они не являются самостоятельными членами предложения. Служебные слова не изменяются, часто их написание приходится заучивать (в течение, впоследствии, вследствие, ввиду). Формально предлог от союза и знаменательных частей речи можно отличить, задавая вопрос с его участием, пусть даже это звучит коряво: попасть в течение реки (во что? куда?). Удаление частицы из предложения существенно не меняет его смысла или меняет его на прямо противоположный, как в случае с частицей "не".
Для того чтобы применять некоторые правила, необходимо уметь определять, к какой части речи относится слово. По-разному, например, пишутся сочетания существительного с предлогом и производные от него предлоги: "Он опаздывал на встречу. Он двигался навстречу нам". Орфограмма "о/ё после шипящих в окончаниях" зависит от того, к какой части речи относится слово: большого, плечом, бережёт. Разграничение причастий и прилагательных важно для правильного написания их суффиксов. И, наконец, одно из самых сложных правил русской орфографии определяет слитное или раздельное употребление "не" с различными частями речи.
Наибольшие затруднения у школьников вызывает "написание о/ё после шипящих в разных частях слова". Умение выделять морфемы чрезвычайно важно, ведь для корней, суффиксов и окончаний правила совершенно различны. Если орфограмма в корне, мы будем искать родственное слово, в котором писалась бы буква "е" (шёрстка – шерсть, но крыжовник). В суффиксе нужно обратить внимание на то, от какой части речи произведено слово ("грушовка" от существительного "груша", "печёный" от глагола "печь"), а в окончании важно, к какой части речи относится слово (существительное "мечом", глагол "течёт").
Всем известные слова-омофоны звучат одинаково, но на письме передаются по-разному. Если написание кардинально различающихся по значению слов "маг" – "мак", "луг" – "лук" и подобных им не вызовет особых затруднений, то выбор корней из пар "-мак-"/"-мок-" и "-равн-"/"-ровн-" не столь очевиден. Каждый раз придется определять значение приведенного в задании слова, воспроизводя цепочку рассуждений из орфограммы. Словарную лексику ("известная компания" – "избирательная кампания") придется запоминать вместе со словами, раскрывающими их значение. К счастью, таких слов в русском языке немного.
Пунктуационная грамотность – это следствие не столько хорошей зрительной памяти, сколько развитого логического мышления. Не случайно ученики с математическими способностями легко усваивают синтаксис. Интуиция и внимание к интонации – неплохая база для правильной расстановки знаков препинания, но она должны подкрепляться знанием пунктограмм. Особое внимание следует обратить на пунктуацию в осложненном предложении: именно здесь у выпускников возникают основные трудности в решении экзаменационных задач.
В сложном предложении, в отличие от простого, две и более грамматические основы. Каждой основе соответствует одна ситуация. Например, простое предложение "Шел дождь" отражает одну реальную ситуацию, а сложное "Когда он вернулся, шел дождь" – две ситуации. В осложненном предложении одна грамматическая основа, но событий может отражаться несколько: "Он проспал и опоздал на работу". "Туча, нависшая над городом, предвещала дождь". Это становится возможным благодаря использованию однородных рядов, обособленных членов предложения, обращений, вводных слов. Чаще всего осложняющие части выделяются на письме знаками препинания, но не всегда, как, например, однородные члены, соединенные неповторяющимся союзом и: "Вчера и позавчера было морозно".
Помимо изучения всех разделов предмета, наши репетиторы помогают детям узнать, что представляет собой русский язык ЕГЭ. Сочинение, подготовка к прохождению тестирования, разбор вопросов, вызывающих наибольшее затруднение, навыки правильного распределения времени – все это наши составляющие по подготовке к ЕГЭ по русскому. Наши специалисты помогут вам достигнуть две цели. Первая – стать грамотным человеком, в совершенстве знающим родную речь. Вторая – успешно преодолеть рубеж под названием "русский язык ЕГЭ". Даже сочинение, подготовка к которому проблематична для большинства школьников, станет для вас элементарным делом!
Желательно, если к ЕГЭ по русскому вас будет готовить опытный преподаватель, который сможет проверять все написанное и корректировать работу. Подготовка к сочинению ЕГЭ обязательно должна иметь под собой конкретную цель. Даже если школьник хорошо пишет обычные сочинения и эссе, ему придется научиться делать это в формате ЕГЭ. Русский язык многообразен, но слишком развернутые тексты также не всегда высоко оцениваются.
Для того, чтобы успешно сдать госэкзамен школьникам необходимо научиться трем основным вещам.
Первая из них - это умение выделять проблему текста, приведенного в ЕГЭ. Русский язык и литература неразрывно связаны, и здесь школьникам пригодится навык анализа текста. Подготовка к сочинению ЕГЭ должна включать разбор отрывков различных классических произведение.
Вторая вещь, необходимая для сдачи ЕГЭ по русскому языку - это способность правильно определить позицию автора. Немаловажный факт, который нужно учитывать для успешной подготовки к сочинению ЕГЭ, учащиеся должны подкреплять все свои размышления аргументами и ссылками на сам текст.
Третье – это определение своей позиции по поводу проблемы текста и ее доказательства. Школьникам, в рамках ЕГЭ по русскому языку, нужно проявить свои коммуникативные навыки. Для аргументации той или иной позиции есть готовые клише, однако подготовка к сочинению ЕГЭ должна научить ребенка правильно ими оперировать.
О чем мечтают большинство одиннадцатиклассников? Конечно же, успешно сдать экзамены, в том числе и русский язык. Подготовка к ЕГЭ у современных школьников начинается фактически с девятого класса. Но, при этом, единицы умудряются увидеть свое место в списке поступивших в престижные вузы. А многим старшеклассникам задолго до экзаменов необходим репетитор русского языка, хотя бы для того, чтоб не портить выпускные школьные отметки в аттестате. Можно долго говорить о том, как важна грамотность, как пригодятся навыки письменной речи во взрослой жизни - есть много причин, чтобы изучать русский язык. Подготовка к ЕГЭ для поступления в вуз, тем не менее, для большинства детей служит лучшей мотивацией. Сегодня овладеть русским языком в полной мере, значит осуществить свою мечту о конкурентном высшем образовании. Репетитор русского языка станет отличным помощником в этом деле. Многие представители старшего поколения в недоумении, ведь они и без этого прекрасно учили русский язык. Подготовка к ЕГЭ, по их мнению, может проходить и в форме самостоятельной работы. Увы, в те времена и требования к поступающим были ниже, и уровень школьного образования был несоизмеримо выше. Сегодня репетитор русского языка был фактически у каждого второго студента.