НАВИГАЦИЯ СТРАНИЦЫ

Мы предлагаем записаться на курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку к лучшим репетиторам нашего центра. Все они являются экспертами по ЕГЭ и гарантируют превосходные результаты сдачи госэкзамена 2017. Ниже мы представляем ответы на самые интересные вопросы от репетиторов русского языка, которые преподают в центре подготовки абитуриентов «Выпускник». Внизу страницы можно пройти онлайн-тестирование, которое поможет оценить начальный уровень знаний ЕГЭ по русскому языку. Помните - заниматься с репетитором по русскому для убедительной сдачи ЕГЭ мы считаем необходимым обстоятельством для поступления  в вуз.

Как показывает практика, очень сложно для выпускников написать сочинение ЕГЭ по русскому языку без нарушения связности и цельности текста. Какую бы композицию работы ученик ни выбрал, главное, чтобы в ней на всем протяжении прослеживалось коммуникативное намерение, то есть цель сочинения. В данном случае имеется в виду, что необходимо доказать свое мнение по проблеме, поднятой автором текста: все части сочинения должны быть связаны этим общим замыслом, без отступлений от темы. Кроме того, сочинение ЕГЭ по русскому языку должно быть разделено на смысловые части – абзацы, соответствующие развитию основной мысли.

В ЕГЭ по русскому языку часть С составляет 36% максимального первичного балла в стопроцентном соответствии. Это почти четвёртая часть всей экзаменационной работы. По предусмотренным критериям за часть С может быть поставлено максимально 23 первичных балла, что в переводе по стопроцентной шкале составляет 36 тестовых баллов. Получив наивысшие баллы (от 1 до 3) по 12 критериям, по которым оценивается сочинение, вам предоставляется шанс увеличить первичный балл экзамена по русскому языку на 23 балла, а тестовый – на 36 баллов. Успехов в работе!

Если вы прочитаете несколько вариантов текстов и вопросов к ним для части С, то сможете убедиться, что они во многом однотипны, поэтому шаблон ответа вполне реально подготовить заранее.
Тем не менее, именно на этом задании выпускники часто спотыкаются. При работе над ним нужно помнить, что это проверка вашего умения читать, ведь почти все необходимые подсказки содержатся в самом тексте.
Другой камень преткновения – грамотность: не столько орфография и пунктуация, сколько речь и грамматика. Развить грамотность можно, как ни странно, проверяя задания, выполненные с ошибками. Меняйтесь тетрадями с соседями по парте: чужие ошибки легче увидеть, потом начнете видеть и свои.

Хотя выпускники профильных классов обучаются по углубленной программе по русскому языку, они должны сдавать такой же экзамен, как и все школьники.
Возникает вопрос, как приемные комиссии филологических или лингвистических факультетов могут оценить уровень подготовки абитуриента, опираясь только на данные ЕГЭ. Во-первых, от обучавшихся по этому профилю стоит ожидать высокого балла, полученного в том числе и за выполнение заданий высокой сложности. Во-вторых,   необходимые в этом случае результаты ЕГЭ по литературе или иностранному языку расставят все по своим местам, позволяя продемонстрировать глубокие знания и навыки по предмету.
Кроме того, общий для всех экзамен по русскому языку дает возможность поступить на языковые специальности тем, кто не заканчивал профильных классов.

Указать точное количество заданий, которое надо выполнить, чтобы получить минимальный тестовый балл за ЕГЭ по русскому языку, не возьмется никто, так как для вычисления тестового балла применяется сложная формула, в которой учитывается множество параметров, в том числе и общее число выпускников, сдававших экзамен. Поскольку ЕГЭ по русскому языку является одним из экзаменов, дающих право на получение аттестата, то понятно, что к выполнению тестового задания надо отнестись максимально серьезно. В частности, необходимо выполнить как можно больше заданий из каждой части КИМ, так как процентное соотношение первичного балла неодинаково по заданиям части А и частей В и С. Таким образом, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку наибольшее внимание необходимо уделить более трудному материалу.

Как демоверсии ЕГЭ по русскому языку, так и  кодификатор и спецификация к ней, в которых подробнейшим образом расписаны все элементы содержания экзаменационной работы, давно доступны. Однако до сих пор бытует мнение, что в КИМ ЕГЭ по русскому языку включаются вопросы, не изучаемые по школьной программе или не рассматриваемые в том или ином учебнике. На самом деле это совершенно не так. Дело в том, что знания многих выпускников бессистемны, не основаны на логике языка, поэтому задания, требующие анализа языкового явления с привлечением смежных понятий, кажутся совершенно незнакомыми. Поэтому подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна быть направлена на углубление знаний.

Баллы за ЕГЭ суммируются по трем частям работы. Имеется понятие первичный балл и тестовый балл. Первичный балл – это баллы, набранные учеником за правильные ответы в заданиях тестов по русскому языку это 64 балла. Тестовый балл – это преобразованный первичный балл в момент шкалирования по стобалльной шкале. Тестовый балл является окончательным результатом ЕГЭ и выставляется в свидетельство о результатах ЕГЭ. Таким образом, максимальное количество соответствует следующему: 64 первичных балла – 100 тестовых баллов.

Безусловно, сложнейшим из всех критериев, которым должно соответствовать сочинение ЕГЭ по русскому языку, является точность и выразительность речи. Это значит, что необходимо отбирать слова, наиболее точно соответствующие замыслу сочинения, то есть требуется умение различать оттенки лексического значения. Кроме того, речь должна быть чистой: не допускается употребление просторечий, жаргонных и грубых выражений, а также иностранных слов без надобности. Выразительная речь предполагает уместное применение изобразительных средств языка. Если необходимого опыта нет, добиться приемлемых результатов можно только индивидуальной работой с репетитором по русскому языку.

В этом году выпускники имеют более выгодные условия в отличие от прошлых лет, так как установлен минимальный порог баллов, свидетельствующий о сдаче предмета и об успешной сдаче предмета. Первый показатель, говорящий о том, что экзамен выпускником сдан – 36 тестовых баллов. Тестовый балл не соответствует количеству заданий, которые должны быть выполнены, он выявляется путём шкалирования первичного балла. В данном случае – это 17. Соответственно экзаменуемый должен выполнить столько заданий, чтобы набрать 17 первичных баллов. Это может быть 17 заданий части А, сумма 15 заданий части А и 2 заданий части В, сумма № количества заданий А, № количество заданий В и баллы по части С - сочинению – сумма баллов должна быть не меньше 17.

Самым распространенным заблуждением среди выпускников и их родителей до сих пор считается уверенность в том, что при выполнении  заданий ЕГЭ по русскому языку достаточно справиться только с тестовой частью, то есть с заданиями типа А и В. Основано заблуждение на простом арифметическом подсчете количества заданий: 38 из 39. Однако гораздо важнее, что в сумме первичный балл по обеим частям составляет 41 от максимально возможных 64, то есть всего 64%. Учитывая, что такое возможно лишь при безукоризненном выполнении всех заданий, совершенно необходимо написать и сочинение ЕГЭ по русскому языку. Только это служит гарантией получения минимального тестового балла, необходимого для получения аттестата.

В контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ по русскому языку включены задания на проверку усвоения всех тем, изучаемых в курсе русского языка, начиная с пятого класса. Вопреки распространенному мнению, никаких вопросов, которые выходят за рамки школьной программы, тесты ЕГЭ по русскому языку не содержат. Однако надо учитывать, что КИМ построены таким образом, чтобы проверить изученные темы на трех уровнях сложности, из-за чего и возникает впечатление, что не все необходимые сведения есть в учебниках. Это впечатление исчезает после систематизации знаний на курсах подготовки к ЕГЭ.

По уровню сложности задания в КИМ ЕГЭ по русскому языку распределяются на три части. Первая часть А состоит из 30 заданий с выбором ответа из четырех предложенных. Эти задания предназначены для проверки усвоения материала на базовом, общедоступном уровне сложности. Часть В – задания, ответ на которые требуется найти или сформулировать самостоятельно. Это задания высокого уровня сложности. Наконец, сочинение представляет собой задание повышенного уровня сложности. В процентном отношении при идеально выполненной части А первичный балл будет составлять только 47% от общего значения первичного балла. Таким образом, наибольшее значение для получения высоких баллов за ЕГЭ по русскому языку имеет выполнение заданий высокого и повышенного уровня сложности.

Безусловно, самым важным этапом в работе над сочинением ЕГЭ по русскому языку является выявление проблемы исходного текста. Дело в том, что если выпускник ни в одной из частей своего сочинения никак не упомянул ни одну из проблем, поднятых автором, то он автоматически лишается от 4 до 7 баллов из 23 возможных: в этом случае проверка по критериям, касающимся содержания сочинения, просто не проводится.  Проблем в любом тексте не менее трех. Самый простой способ сформулировать проблему – это попытаться ответить на вопрос, в чем автор хочет убедить читателя. Однако все-таки лучше отрабатывать этот навык под руководством преподавателя на курсах подготовки к ЕГЭ.

Полезно знать, как распределяются задания в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ по русскому языку, которые обычно называют просто тестами. Это распределение происходит по содержанию учебного предмета «Русский язык» и по уровню сложности заданий. Содержательный аспект предусматривает проверку усвоения материала по всем основным разделам языкознания, за исключением фонетики (ее элементы необходимы для выполнения задания по орфоэпии), а также уровень сформированности орфографических и пунктуационных навыков. При этом в процентном отношении наибольшую часть от максимально возможного первичного балла составляют баллы за развитие речи, то есть за сочинение ЕГЭ по русскому языку.

Среди школьников бытует мнение, что отвечать на вопросы с выбором ответа можно «методом тыка». Элемент везения в данном случае опровергается статистикой, так что при таком подходе на хороший балл рассчитывать сложно.
Главный секрет подготовки – осознать, что задания, независимо от варианта, строятся по определенной схеме. Достаточно подготовиться к основным темам, составляющим эту схему, чтобы чувствовать себя защищенным при любом содержании вопросов.
Как показывает практика, наибольшие затруднения вызывают задания, где требуется найти предложение с речевыми или грамматическими ошибками. Подготовиться к ним можно, используя дополнительные пособия по редактированию текста.

Соблюдение языковых норм при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку – одна из труднейших задач, стоящих перед выпускниками. Под этими нормами понимаются словообразовательные нормы (правильное соединение частей слова) и грамматические – морфологические и синтаксические – нормы, то есть правильное изменение слов и правильное построение словосочетаний и предложений. Автоматического соблюдения языковых норм можно добиться только при постоянной тренировке: при чтении образцовых текстов и самостоятельном написании собственных высказываний. Так как у большинства выпускников подобная ежедневная тренировка отсутствует, то они не могут не только правильно писать, но и найти ошибки в сочинении. В данном случае без помощи репетитора по русскому языку мало кто может обойтись.

За отсутствие фактических ошибок в тексте сочинения добавляют целый балл, поэтому об этом стоит побеспокоиться. Где можно допустить фактическую ошибку? Во-первых, когда опираетесь на исходный текст, поэтому читайте внимательно. Во-вторых, когда приводите аргументы для обоснования своего мнения. С одной стороны, примеры из других текстов приветствуются, с другой – они должны быть верными. Помните, что задания проверяют учителя, которые эти книги читали, так что кавычки используйте, только если точно уверены в цитате. Если нет, передайте смысл своими словами, при этом не перевирайте фамилии авторов и названия произведений.

Исходя из структуры ЕГЭ по русскому языку и способов его проверки, нужно понимать, что в части А у выпускника не будет вообще орфографических ошибок, так как ответ помечается крестиком. Орфографическая ошибка в ответах части В приведёт к тому, что ответ компьютером не будет принят как правильный и вы лишитесь дополнительных баллов. Орфографические ошибки в сочинении оцениваются по разработанным критериям, где один из критериев – «Соблюдение орфографических норм». Именно там указывается количество ошибок, которые допускается сделать, чтобы набрать соответствующие баллы: 3 балла – орфографические ошибки отсутствуют (или есть 1 негрубая орфографическая ошибка), 2 балла – 2 и менее орфографических ошибок, 1 балл – 3-4 орфографические ошибки,0 баллов – 5 и более орфографических ошибок.

Не выполнять задания из части С можно, но нужно хорошо подумать, есть ли в этом смысл. Напомним, что творческая часть считается заданием повышенного, но не высокого уровня сложности. В отличие от экзамена по литературе, где требуется продемонстрировать знание программных произведений, здесь дан готовый фрагмент: можно набрать 5 из 7 баллов по содержанию, не выходя за рамки предложенного текста. Не получить оценки за содержание вы можете только в том случае, если совсем не поймете текст.
Если вы сомневаетесь в своей грамотности, смело меняйте предложения, опираясь на известные вам нормы. Даже если у вас ноль за содержание, то какие-то баллы за грамотность заработать можно (хотя бы за отсутствие фактических и этических ошибок).

Обычно школьникам предлагают публицистические тексты, поэтому ответы выдерживаются в том же стиле. Для публицистического стиля характерна образность и эмоциональность, призванная оказать воздействие на читателя. Поэтому здесь вполне подойдут эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, риторические вопросы, которые, кстати, можно заодно использовать и для выстраивания композиции. Не лишним будет вспомнить какую-нибудь поговорку или пословицу, правда, важно не исказить их состав, иначе снизят балл за речевую ошибку. При всей красочности и яркости публицистического стиля должна быть соблюдена строгая логичность и четкость изложения. 

Конечно, самостоятельная подготовка к ЕГЭ по русскому языку не только возможна, но и необходима. Под этим понимается выполнение упражнений, работа на уроках, посещение дополнительных занятий. Однако хорошо подготовиться к экзамену только в условиях школы практически невозможно: они не предусматривают индивидуальной работы с учеником. Тем более невозможно абсолютно самостоятельно подготовиться к сочинению ЕГЭ по русскому языку – хотя бы потому, что необходимо хорошо разбираться в критериях оценивания сочинения. Поэтому рекомендуется, по крайней мере, на заключительном этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку посещение курсов или занятия с репетитором.

В части В проверяется, как сформирована лингвистическая компетенция школьника, связанная с владением теоретическими языковедческими понятиями.
Здесь нельзя надеяться на везение, как в части А, или фантазию и природную одаренность, как в С. Помогут только прочные знания по всем разделам программы. С другой стороны, бояться этих заданий не стоит, ведь их сложность заключается именно в отсутствии готовых ответов: каких-либо углубленных познаний не требуется, все в пределах госстандарта. Чтобы правильно ответить на вопрос, выпускнику достаточно выписать из текста слово или номер (номера) предложений.

Существует 12 критериев оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку, которые делятся на несколько групп. По критериям К1 – К4 оценивается содержание сочинения, К5 и К6 – речевое оформление работы. Грамотность оценивается по критериям К7 – К12, при этом К11 и К12 – своего рода «бонусные» баллы: ими оценивается этичность манеры изложения мыслей и точность фактов, приведенных выпускником. Критерии оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку не взаимосвязаны, за исключением К6 (выразительность речи): высший балл в этом случае зависит от количества баллов по критерию К10 (соблюдение речевых норм) и не может быть поставлен, если в работе допущено более одной речевой ошибки.

Этические нормы – это особый вид речевых норм: отсутствие речевой агрессии, недоброжелательности. В сочинении ЕГЭ по русскому языку недопустимы оскорбительные высказывания, выражение презрения, высокомерия и цинизма, унижение человеческого достоинства. Какое бы отношение ни вызывал у выпускника автор текста или его позиция, свое мнение надо формулировать корректно, не подменяя анализ проблемы, поднятой в тексте, эмоциональной оценкой личности автора и темы, к которой он обращается. К нарушению этических норм относится также употребление только имени и отчества – без фамилии – писателей, художников и других известных людей. Кроме того, нельзя использовать грубые жаргонные слова и выражения.

Коммуникативные навыки предполагают всестороннее овладение этическими нормами – уважением к собеседнику (в случае с сочинением – к автору фрагмента и проверяющему текст). Оскорбить можно, если оценивать не слова, а личные качества автора, критиковать не конструктивно, а эмоционально. О недопустимости употребления ненормативной и грубо-просторечной лексики и говорить не стоит – это очевидно.
Пренебрежение этическими нормами расценивается как нарушение грамотности. Этому есть логическое объяснение. Аморальные высказывания (оскорбление, клевета, брань) выражаются в словесной форме, следовательно, неумение подбирать корректные выражения свидетельствуют о недостаточном уровне обученности.

Речевые нормы в сочинении ЕГЭ по русскому языку (критерий оценивания К10) – это соблюдение правильности словоупотребления в плане лексического значения, то есть целесообразность выбора слова и его соответствие стилю текста. Несоблюдение речевых норм ведет к нарушению точности речи и затрудняет восприятие смысла текста. Наиболее распространенными ошибками являются использование разговорных и просторечных выражений, неоправданные повторы слов и употребление слова в несвойственном значении. Самостоятельно освоить все разнообразие речевых норм практически невозможно, поэтому рекомендуется эту часть подготовки к ЕГЭ по русскому языку выполнять с помощью хорошего репетитора по русскому.

В тестовых заданиях проверяется уровень знаний по всем разделам дисциплины «Русский язык» – по фонетике, словообразованию и морфемике, морфологии, синтаксису, стилистике и лексикологии.
На более сложном уровне, требующем показать навыки применения своих знаний, составлены задания частей В и С. Здесь выпускник должен продемонстрировать владение лингвистическими терминами, свободную ориентацию в предложенных темах.
Такой ступенчатый подход к содержанию снимает вопрос о «натаскивании» как способе подготовки к экзамену: если довести до автоматизма работу с тестами возможно, то, чтобы справиться с более сложными заданиями, нужно глубоко разбираться в материале. Очевидно, что подготовки только к части А для успешного прохождения ЕГЭ недостаточно.

Сложность заданий КИМ ЕГЭ по русскому языку имеет разный характер и находит свое отражение в распределении заданий. Так, например, из 39 заданий по 7 приходится на орфографию и пунктуацию, то есть на темы, требующие усвоения многих разноплановых навыков. На синтаксис, анализ текста и речевые нормы – на самые сложные темы школьной программы, требующие не только знания правил, но и умения систематизировать изученный материал, – отводится по 6 заданий. Труднее всего справиться с заданием В8: оно во многом интегрировано с материалом, изучаемым в курсе литературы. Поэтому подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна быть системной.

При оценке содержания творческой части одним из главных критериев считается аргументированное выражение собственного мнения, поэтому чаще баллы снижают за его отсутствие или недостаточную самостоятельность.
Ваше мнение может не совпадать с авторским. Единственное, от чего точно нужно решительно воздержаться, так это от нарушения этических норм – призывов к насилию, оскорблений, дискриминационных высказываний. Подобные выражения не только могут спровоцировать предвзятое отношение проверяющих, но и заставить их совершенно официально снять один балл в разделе «Грамотность».

При ответе на вопрос вы обязаны раскрыть позицию автора и представить свое собственное мнение. Совершенно не обязательно, что они должны совпадать. От вас требуется продемонстрировать уважение к авторской точке зрения, показать, что вы правильно ее понимаете, а если не можете с ней согласиться, то по внятным, подтвержденным вескими аргументами причинам (здесь хорошо привести примеры из близких по содержанию текстов). В этом случае, если вы вели спор корректно, к вам невозможно будет придраться, более того, у вас появится возможность получить высший балл (3 из 3 возможных) за выражение собственного мнения.

ЕГЭ по русскому языку имеет три части: часть А, где нужно выбрать один правильный из четырёх ответов, часть В, где ответ записывается словами или цифрами, и часть С – сочинение. Для ответов на данные части предусмотрены два бланка ответов: бланк ответов № 1 и № 2. Первый бланк, в котором располагаются ответы, помеченные крестиком и записанные словами и цифрами, проверяется компьютером при помощи сканирования. Второй бланк, где экзаменуемый пишет сочинение, проверяется членами экспертных комиссий по ЕГЭ по русскому языку, созданных на уровне региона.

Вообще-то на этот вопрос надо ответить даже не стандартным «Чем раньше, тем лучше». На самом деле готовиться к ЕГЭ по русскому языку надо с 5 класса. Дело в том, что в 10 и 11 классах никаких новых тем уже не изучается, только закрепляются и обобщаются на более высоком уровне и на более сложном материале ранее изученные. Например, изучение фонетики, словообразования и морфологии, а значит, и связанных с этими разделами русского языка орфографических правил заканчивается в 7 классе. Синтаксис и пунктуация изучаются в 8 и 9 классах. Так что, если время упущено, необходимо обратиться к помощи репетитора по русскому языку.

Объем сочинения по нормам, указанным в критериях, должен быть в 150-300 слов. Если же сочинение меньше 150 слов, но больше 70 слов сочинение проверяется, но число ошибок по критериям: соблюдение орфографических норм, соблюдение пунктуационных норм, соблюдение языковых норм, соблюдение речевых норм - уменьшается. В этом случае высший балл по данным критериям и по критериям: соблюдение этических норм, соблюдение фактологической точности в фоновом материале - не ставится. Если в сочинении меньше 70 слов, работа оценивается нулём баллов и задание не засчитывается, так как считается невыполненным.

Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку представляет наибольшую сложность для выпускников, у большинства которых отсутствует самое главное – практика письменного высказывания на социально важные темы. Дело в том, что к сочинению ЕГЭ по русскому языку нужно готовиться комплексно. Это значит, что нельзя отдельно учить какие-то правила, а отдельно – принципы создания текста: необходимо тренироваться в их одновременном применении. При этом крайне важно, чтобы анализ написанных текстов был проведен специалистом с учетом критериев проверки сочинения. Принимая во внимание последний фактор, который не может быть обеспечен при самостоятельной подготовке, разумнее всего будет найти хорошего репетитора по русскому языку.

Современные образовательные стандарты предъявляют единые требования к уровню знаний и умений старшеклассников по направлению «Филология», а не по двум дисциплинам (русскому  языку и литературе) отдельно, как это было раньше. Основной результат обучения – развитые коммуникативные навыки и способность создавать тексты различных жанров на любые темы. Задание части С – оптимальный способ проверить качество подготовки выпускника по этим параметрам: ученик демонстрирует коммуникативные возможности, интерпретируя точку зрения автора предлагаемого фрагмента и формулируя собственное мнение в виде связного текста.

При написании задания части С обязательна опора на исходный текст – так проверяются навыки чтения. Если школьник не выделил проблему в представленном фрагменте или определил ее неправильно, содержательная часть не оценивается вообще.
Выпускник должен верно понять и изложить позицию автора, но самое сложное – достойно аргументировать свою точку зрения. В отличие от ГИА, где было достаточно примеров из текста, здесь необходимо обратиться к параллелям из реальной жизни или литературы. Последнее считается самым сложным и может принести до 3 баллов, в зависимости от количества и качества аргументов.

Хотя бланки ответов ЕГЭ по русскому языку доступны для скачивания, а информация о правилах заполнения широко распространена и к тому же сообщается перед началом экзамена, тем не менее каждый год имеется некоторый процент ответов, засчитанных как ошибочные вследствие неправильного заполнения бланка №1, который предназначен для ответов на задания частей А и В. Например, иногда выпускники, чтобы отменить неверный ответ, не пишут правильный в специальном поле, а зачеркивают ошибочно поставленную пометку и ставят другую рядом. При заполнении ответов части В ЕГЭ по русскому языку надо писать словосочетания без пробелов, а запятые, которыми отделяются цифры, ставить в отдельных клетках по центру.

Заполненные выпускником бланки ответов №1 (части А и В) и №2 (часть С – сочинение) сканируются. Бланк №1 ЕГЭ по русскому языку проверяется автоматически, вот почему важно правильно его заполнить. Отсканированное сочинение проверяется вручную двумя независимыми экспертами. Каждый из них оценивает работу, исходя из критериев, а не из собственного представления о хорошем сочинении. При этом низкие баллы по одному из критериев не влекут снижения баллов по другим критериям. Если эксперты расходятся в оценках, председатель комиссии назначает третьего, который проверяет работу только по критериям, вызвавшим расхождения. Его оценка является окончательной.

Чтобы хорошо выполнить самую важную часть ЕГЭ по русскому языку – сочинение, надо научиться распределять время на экзамене. В 2013 году продолжительность экзамена была увеличена до 210 минут. Оптимально, если на работу над сочинением останется 120 минут. Из них не менее 30 минут надо посвятить анализу текста. Оставшееся время нужно распределить примерно поровну на написание черновика и его проверку и на чистовую запись. Итак, необходимо научиться выполнять части А и В (38 заданий) всего за 90 минут. Практика показывает, что при хорошей подготовке к ЕГЭ это вполне возможно, однако достигается только постоянными упражнениями.

Правильная подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это не зазубривание правил и теоретических сведений,  а систематизация знаний. Это значит, что повторение всего школьного курса русского языка должно проводиться не поэтапно, от фонетики к написанию сочинения, а комплексно, с учетом взаимосвязи всех уровней языка. Кроме того, хорошая подготовка к ЕГЭ требует индивидуального подхода и скрупулезной работы над ликвидацией пробелов в знаниях. К сожалению, чаще всего даже в хорошей школе это практически невозможно ввиду ограниченности времени. Поэтому необходимым условием качественной подготовки к ЕГЭ надо признать обучение на курсах или занятия с репетитором по русскому языку.

В сочинении ЕГЭ по русскому языку выпускники должны дать комментарий к поднятой автором проблеме. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, она довольно часто затрудняет учащихся. Это происходит чаще всего потому, что в комментариях они не опираются на текст. Комментарий может быть текстуальным или концепционным. В первом случае нужно, раскрывая проблему, следовать за автором. Второй вариант предполагает различные интерпретации проблемы, но опять-таки с опорой на текст. Выпускник должен показать не просто понимание проблемы, но и то, что ему ясно, как эту проблему раскрывает автор текста. Конечно, научиться этому трудно, так что разумнее будет обратиться к репетитору по русскому.

Тестовые баллы за ЕГЭ по русскому языку начисляются по сложной формуле, в основе которой лежит так называемый первичный балл – сумма баллов, полученных за все выполненные задания. Задания от А1 до В7 дают по одному баллу, при этом частично выполненное задание учитывается как неверное, поскольку проверяется автоматически, и измеряется 0 баллов. Задание В8 приносит до 4 баллов: учитывается каждый ответ в правильной последовательности. За сочинение ЕГЭ по русскому языку можно получить до 23 баллов. Максимальный первичный балл составляет 64, что соответствует 100 тестовым баллам. Чем ближе результат к крайним значениям первичного балла, тем большее значение имеет каждый правильный ответ для начисления тестового балла.

Казалось бы, аргументация в сочинении ЕГЭ по русскому языку не должна вызывать затруднения. Однако практика показывает, что выпускники постоянно совершают одни и те же ошибки. Так, например, достаточно распространены случаи, когда в качестве аргумента приводятся примеры из произведений, в которых не отражена проблема, поднятая автором предложенного текста. Также часто учащиеся вместо примера из произведения указывают только его название или автора. Кроме того, необходимо учитывать соответствие содержания произведения и  актуальности проблемы. При подготовке к ЕГЭ по русскому языку полезно составить список произведений, которые можно использовать при выборе аргументов.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ по русскому языку, которые часто называют просто тестами, состоят из трех частей. Часть А – это задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Она самая большая по количеству заданий (30), но предназначена для проверки усвоения знаний школьного курса русского языка на базовом уровне. В части В КИМ ЕГЭ по русскому языку всего 8 заданий высокого уровня сложности, требующих краткого ответа. Выполняя их, необходимо самостоятельно найти требуемое языковое явление в тексте. Задание повышенной сложности – это часть С: в сочинении выпускник должен продемонстрировать практическое применение своих знаний.

Критерий К12 оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку подразумевает фактологическую точность в фоновом материале, то есть в тех фактах, которые используются выпускником для доказательства своей позиции. Это значит, что в качестве аргументов надо пользоваться только достоверными сведениями: нельзя выдумывать события, названия книг и фильмов, телепередач и т. п. Бытует мнение, что проверить точность всех фактов невозможно, но оно ошибочно: эксперты, оценивающие сочинение ЕГЭ по русскому языку, – это люди с широким кругозором, в их распоряжении имеются разнообразные справочники. Кроме того, частыми ошибками являются искажение имен и названий, путаница в датах, неправильное цитирование.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку проверяется двумя экспертами по очереди. Проверка проводится по двенадцати критериям, которые исключают влияние личного отношения эксперта к манере подачи материала выпускником. Кроме того, для проверки предъявляется не сам текст, а его отсканированная копия, поэтому мнение, что во время проверки могут быть внесены искажения в текст, в корне неверно. Если эксперты расходятся в количестве баллов по некоторым критериям, то председатель комиссии по проверке назначает третьего эксперта, который не видел данной работы. Он проверяет сочинение ЕГЭ по русскому языку только по тем критериям, которые вызвали расхождение в баллах. Выставленные им баллы являются окончательными.

Чтобы хорошо написать сочинение ЕГЭ по русскому языку, нужно прежде всего учитывать, что выпускникам необходимо создать вторичный текст. Это значит, что от них требуются не собственные рассуждения на ту же тему, которую поднимает автор предъявленного в КИМ текста, но своего рода работа по его мотивам. Таким образом, чтобы справиться с написанием сочинения, надо сначала самым тщательным образом проанализировать текст. Именно поэтому не рекомендуется значительно превышать рекомендованный объем сочинения ЕГЭ по русскому языку: можно просто не успеть переписать на чистовик, а черновики не проверяются и вообще не учитываются.

Под речевыми ошибками понимают различного рода нарушения правильности речи: неуместное смешение стилей, употребление слова в неверном значении, изменение состава фразеологического оборота, недочеты в строении фразы – речевую избыточность или недостаточность.
Найти предложение с речевой ошибкой предлагается в заданиях тестовой части. Полное отсутствие речевых нарушений в созданном тексте или наличие одной незначительной ошибки в части С оценивается в 2 балла. Если отступлений от норм больше трех, то выставляется 0 баллов.
Важно отличать речевые ошибки от грамматических, относящихся к неправильному образованию морфологических форм, искажению синтаксических связей в предложениях. 

Задание В8, безусловно, является самым сложным из заданий части В ЕГЭ по русскому языку, так как требует прочных знаний не только языка, но и литературы. Кроме того, для выполнения этого задания понадобится частичный анализ текста в рамках предложенного фрагмента  рецензии. Также необходимо внимательно следовать инструкции при заполнении бланка: на задание В8 надо дать четыре ответа, расположив их в правильной последовательности. Однако самое важное – умение распознавать средства выразительности. Без правильного руководства этому научиться невозможно, поэтому рекомендуется обратиться к помощи репетитора по русскому.

С начальной школы всем известно простое правило: смотрим на гласную в суффиксе инфинитива. Если -и-, то второе спряжение, если какая-нибудь другая, то первое, плюс еще несколько исключений. К сожалению, этим правилом не удастся воспользоваться, если вы не знаете, какая именно буква пишется в суффиксе. Тогда на помощь вам придет альтернативный способ – подсчитать число букв в основе инфинитива и настоящего времени. Если оно не совпадает или основа настоящего времени заканчивается на шипящий, то глагол относится к первому спряжению.

Правила написания чередующихся гласных в корне совсем простые, если брать каждое из них по отдельности. Значительно сложнее заучить их все вместе: тут можно и запутаться. Для простоты запоминания рекомендуется объединить корни в группы по способам проверки и исключить все лишнее. Например, вас не должно интересовать, что пишется под ударением, поскольку шансов допустить ошибку в такой позиции нет.

Интуитивной грамотности и развитой зрительной памяти достаточно для отличной оценки за диктант, но вопросы к ЕГЭ принципиально сформулированы так, что нужно знать не только правильный вариант написания, но и объяснение, почему именно так пишется. Например, задания, где требуется выделить строчку с непроверяемыми согласными в корне, чередованиями гласных в корнях, написаниями, зависящими от того, в какой морфеме выделяется орфограммы и многие другие. К счастью, это только на первый взгляд кажется, что орфограмм безумно много. На самом деле их список спокойно помещается на форзаце учебника, и усвоить их в полном объеме сможет любой ученик.

Отличать прилагательные от причастий важно для правильного написания суффиксов с -н-/-нн-. К причастию можно добавить зависимое существительное в творительном падеже (сваренный кем? отцом).

Слитное и раздельное написание наречий – одно из самых сложных правил русской орфографии. Значительно легче разобраться с постановкой дефиса: несколько разделов правила легко запомнить. Основное, на что следует обратить внимание при определении слитного или раздельного написания, это возможность употребления слова без приставки и подстановка других слов между частями наречия.

Правильный выбор падежа имен существительных, употребление деепричастий, местоимений – все эти навыки появляются без специальной тренировки, если школьник постоянно слышит эталонную, грамматически правильную речь. Но в русском языке есть грамматические трудности, с которыми необходимо работать отдельно: это, например, определение рода несклоняемых существительных, склонение числительных, образование причастий и деепричастий.

Расставляя ударения в словах, мы ориентируемся на собственную речь, забывая о том, что сами можем допускать ошибки. Чтобы проверить себя, попробуйте прочитать хотя бы одну страницу из «Словаря ударений русского языка». Не исключено, что вас ожидают неприятные открытия: не все слова вы произносите правильно. К сожалению, на экзамене пользоваться словарями и справочниками нельзя, поэтому работать над трудными случаями ударения придется в течение всего периода подготовки к экзамену. Секрет, который поможет запомнить большой объем слов, очень прост: нужно повторять их вслух, и в нужный момент они сами всплывут в памяти.

Выпускники, последний раз подробно занимавшиеся звуками и буквами в 5 классе, напрасно боятся выполнять задания по фонетике: это редкий случай, когда можно опираться на здравый смысл, если знаний по этому разделу русского языка недостаточно. Обычно, чтобы выбрать правильный ответ, требуется подсчитать количество звуков и букв, определить, сколько глухих и звонких, твердых и мягких согласных в слове. Для этого достаточно произнести слово вслух и быть внимательным. При подготовке к экзамену потренируйтесь: учитесь слушать собственный голос, и проблем с фонетикой у вас точно не будет. Хотя теоретическую подготовку тоже никто не отменял.

Использование толковых словарей на экзамене не допускается, однако часто возникают ситуации, когда нам необходимо узнать, что означает слово. Помочь в этой трудной ситуации может поиск однокоренных слов или анализ контекста, если слово приведено в составе предложения. Как правило, сложная терминология, не употребляющаяся школьниками, в задания не попадает, поэтому для ответа на подобные вопросы достаточно хорошего словарного запаса и спокойного последовательного рассуждения с опорой на контекст, играющий роль законной подсказки.

Запомнить формальные признаки текстов различных стилей достаточно сложно: сюда входят и синтаксические особенности, и выбор частей речи, и специальная лексика. Облегчить себе задачу можно, если ориентироваться на содержание предложенных для анализа текстов. Очевидно, что инструкция к пылесосу или фрагмент закона относятся к официально-деловому стилю, поэтические восторги по поводу наконец наступившей весны – к художественному, строгая информация о Солнечной системе – к научному. Чаще всего в экзаменационных материалах используют публицистику или научно-популярные тексты.

Это одно из немногих заданий на логику и здравый смысл. Правильно распределить предложения, чтобы они образовывали связный текст, сможет любой школьник. Для этого достаточно не торопиться и дать себе труд подумать. Но есть и формальные признаки, позволяющие выполнить задание. Так, если существительное заменено местоимением, то это наверняка не первое предложение. В тексте, не содержащем речевых ошибок (а именно такие отрывки представлены в экзаменационных материалах), обычно не допускается повтор одинаковых слов в идущих подряд предложениях: они заменяются местоимениями или синонимами.

Помимо любимых школьниками запятых в русском языка активно используются и другие знаки препинания: двоеточия, тире и точки с запятой. Двоеточие возможно в предложениях, осложненных однородными рядами, бессоюзных сложных предложениях, при передаче несобственной речи. Тире встречается, например, в предложениях с обособленными членами, однородными рядами, бессоюзных сложных предложениях. Точка с запятой разделяет части бессоюзного сложного предложения. Правила эти необходимо тренировать при повторении соответствующих разделов синтаксиса. Но, если на экзамене из-за волнения все вдруг вылетит из головы, постарайтесь выразительно прочитать предложение вслух: в 90% случаев паузы сигнализируют нам о необходимости поставить знак. Тире соответствует пауза большей длины, чем, например, запятой.

Вопросов, требующих выполнения полного синтаксического разбора, на ЕГЭ, конечно, не встретится. Тем не менее, даже в части А навыки выделения членов предложения обязательно пригодятся. Во-первых, постановка знаков препинания зависит от синтаксической роли слов. Во-вторых, задания, в которых нужно найти грамматическую ошибку, не будут выполнены, если школьник не умеет разбирать предложение по членам. Научиться этому сложно, но можно – достаточно активно практиковаться.

Вопросов, требующих полного морфологического разбора, в экзаменационных материалах не предусмотрено, однако его элементы необходимы при решении заданий из разных разделов языкознания. Так, для правильного написания окончаний глаголов и существительных нужно помнить о спряжении и склонении, вид глагола важен для выбора суффикса отглагольных прилагательных, частеречные  значения придется использовать, чтобы разграничить слова, относящиеся к разным частям речи, например существительные с предлогами и производные от них предлоги. От этого может зависеть написание слова (в течении или в течение).

Служебные части речи используются для связи слов в словосочетаниях (предлоги) и предложениях (союзы), а также привносят дополнительные оттенки значения (частицы). К ним нельзя задать вопрос, соответственно, они не являются самостоятельными членами предложения. Служебные слова не изменяются, часто их написание приходится заучивать (в течение, впоследствии, вследствие, ввиду). Формально предлог от союза и знаменательных частей речи можно отличить, задавая вопрос с его участием, пусть даже это звучит коряво: попасть в течение реки (во что? куда?), попасть в течение дня (в течение чего? когда?). Удаление частицы из предложения существенно не меняет его смысла или меняет его на прямо противоположный, как в случае с частицей не.

Для того чтобы применять некоторые правила, необходимо уметь определять, к какой части речи относится слово. По-разному, например, пишутся сочетания существительного с предлогом и производные от него предлоги: Он опаздывал на встречу. Он двигался навстречу нам. Орфограмма о/ё после шипящих в окончаниях зависит от того, к какой части речи относится слово: имена большого, плечом, глаголы бережёт. Разграничение причастий и прилагательных важно для правильного написания их суффиксов. И, наконец, одно из самых сложных правил русской орфографии определяет слитное или раздельное употребление не с различными частями речи.

Наибольшие затруднения у школьников вызывает написание о/ё после шипящих в разных частях слова. Умение выделять морфемы чрезвычайно важно, ведь для корней, суффиксов и окончаний правила совершенно различны. Если орфограмма в корне, мы будем искать родственное слово, в котором писалась бы буква е (шёрстка – шерсть, но крыжовник). В суффиксе нужно обратить внимание на то, от какой части речи произведено слово (грушовка от существительного груша, печёный от глагола печь), а в окончании важно, к какой части речи относится слово (существительное мечом, глагол течёт).

Всем известные слова-омофоны звучат одинаково, но на письме передаются по-разному. Если написание кардинально различающихся по значению слов маг – мак, луг – лук и подобных им не вызовет особых затруднений, то выбор корней из пар -мак-/-мок- и -равн-/-ровн- не столь очевиден. Каждый раз придется определять значение приведенного в задании слова, воспроизводя цепочку рассуждений из орфограммы. Словарную лексику (известная компания – избирательная кампания) придется запоминать вместе со словами, раскрывающими их значение. К счастью, таких слов в русском языке немного.

Пунктуационная грамотность – это следствие не столько хорошей зрительной памяти, сколько развитого логического мышления. Не случайно ученики с математическими способностями легко усваивают синтаксис. Интуиция и внимание к интонации – неплохая база для правильной расстановки знаков препинания, но она должны подкрепляться знанием пунктограмм. Особое внимание следует обратить на пунктуацию в осложненном предложении: именно здесь у выпускников возникают основные трудности в решении экзаменационных задач.

В сложном предложении, в отличие от простого, две и более грамматические основы. Каждой основе соответствует одна ситуация. Например, простое предложение Шел дождь отражает одну реальную ситуацию, а сложное Когда он вернулся, шел дождь – две ситуации. В осложненном предложении одна грамматическая основа, но событий может отражаться несколько: Он проспал и опоздал на работу. Туча, нависшая над городом, предвещала дождь. Это становится возможным благодаря использованию однородных рядов, обособленных членов предложения, обращений, вводных слов. Чаще всего осложняющие части выделяются на письме знаками препинания, но не всегда, как, например, однородные члены, соединенные неповторяющимся союзом и: Вчера и позавчера было морозно.

 

 

Помимо изучения всех разделов предмета, наши репетиторы помогают детям узнать, что представляет собой русский язык ЕГЭ. Сочинение, подготовка к прохождению тестирования, разбор вопросов, вызывающих наибольшее затруднение, навыки правильного распределения времени – все это наши составляющие по подготовке к ЕГЭ по русскому. Наши специалисты помогут вам достигнуть две цели. Первая – стать грамотным человеком, в совершенстве знающим родную речь. Вторая – успешно преодолеть рубеж под названием – русский язык ЕГЭ. Даже сочинение, подготовка к которому проблематична для большинства школьников, станет для вас элементарным делом!


Желательно, если к ЕГЭ по русскому вас будет готовить опытный преподаватель, который сможет проверять все написанное и корректировать работу. Подготовка к сочинению ЕГЭ обязательно должна иметь под собой конкретную цель. Даже если школьник хорошо пишет обычные сочинения и эссе, ему придется научиться делать это в формате ЕГЭ. Русский язык многообразен, но слишком развернутые тексты также не всегда высоко оцениваются.

Для того, чтобы успешно сдать госэкзамен школьникам необходимо научиться трем основным вещам. Первая из них это умение выделять проблему текста, приведенного в ЕГЭ. Русский язык и литература неразрывно связаны, и здесь школьникам пригодится навык анализа текста. Подготовка к сочинению ЕГЭ должна включать разбор отрывков различных классических произведение. Вторая вещь, необходимая для сдачи ЕГЭ по русскому языку это способность правильно определить позицию автора.


Немаловажный факт, который нужно учитывать для успешной подготовки к сочинению ЕГЭ, учащиеся должны подкреплять все свои размышления аргументами и ссылками на сам текст. Последняя часть задания – это определение своей позиции по поводу проблемы текста и ее доказательства. Школьникам, в рамках ЕГЭ по русскому языку, нужно проявить свои коммуникативные навыки. Для аргументации той или иной позиции есть готовые клише, однако подготовка к сочинению ЕГЭ должна научить ребенка правильно ими оперировать.

О чем мечтают большинство одиннадцатиклассников? Конечно же, успешно сдать экзамены, в том числе и русский язык. Подготовка к ЕГЭ у современных школьников начинается фактически с девятого класса. Но, при этом, единицы умудряются увидеть свое место в списке поступивших в престижные вузы. А многим старшеклассникам задолго до экзаменов необходим репетитор русского языка, хотя бы для того, чтоб не портить выпускные школьные отметки в аттестате. Можно долго говорить о том, как важна грамотность, как пригодятся навыки письменной речи во взрослой жизни - есть много причин, чтобы изучать русский язык. Подготовка к ЕГЭ для поступления в вуз, тем не менее, для большинства детей служит лучшей мотивацией. Сегодня овладеть русским языком в полной мере, значит осуществить свою мечту о конкурентном высшем образовании. Репетитор русского языка станет отличным помощником в этом деле. Многие представители старшего поколения в недоумении, ведь они и без этого прекрасно учили русский язык. Подготовка к ЕГЭ, по их мнению, может проходить и в форме самостоятельной работы. Увы, в те времена и требования к поступающим были ниже, и уровень школьного образования был несоизмеримо выше. Сегодня репетитор русского языка был фактически у каждого второго студента.

© 2012 - 2013, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ГИА
Профориентация
Стоимость курсов
Пробные ЕГЭ
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы