Для помощи выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе в нашем центре функционируют надежные курсы. Возможно, кто-то возразит, что осилить подготовку к ЕГЭ по этому предмету можно без посторонней помощи. Однако, представление о том, что достаточно прочитать одно художественное произведение, чтобы получить хорошую оценку на экзамене, развеялось задолго до того, как в 2009 году в России ввели единый государственный экзамен. Сегодня, чтобы справиться со всеми вариантами экзаменационных заданий, кроме владения текстом, нужно уметь анализировать биографический материал, обладать хорошими знаниями по литературной критике, теории и истории литературы, а также с успехом выполнять творческие задания. Овладеть всем этим только на уроках в школе непросто. Если  выбран лингвистический факультет или журналистика,  - стоит записаться на курсы подготовки ЕГЭ, ведь, в большинстве случаев, литература в пределах школьной программы не обеспечит поступление на такие специальности. 

Зачастую этот вопрос задаётся учащимися. Постараемся вам помочь, дав следующую схему определения стихотворного размера.

  1. Подчеркните все гласные в стихотворении (они формируют слоги).
  2. Расставьте ударения. Помните, что часто служебные слова своего ударения не имеют, присоединяются в качестве неударного слога к самостоятельным словам.
  3. Разделите строки на стопы. Для этого используйте приём размеренного чтения, когда проставляются ударения даже на тех слогах, которые обычно являются безударными. Выделите повторяющиеся ритмические отрывки – стопы.
  4. Исходя из определения стихотворных размеров, определите, какой перед вами:

- хорей (двусложный, ударение на 1-м слоге);

- ямб (двусложный, ударение на 2-м);

- дактиль (трёхсложный, ударение на 1-м слоге);

- амфибрахий (трёхсложный, ударение на 2-м);

 

- анапест (трёхсложный, ударение на 3-м слоге).

 

В первой части теста ЕГЭ по литературе учащимся необходимо дать краткий ответ на 12 вопросов базового уровня. Задания В1 – В7 связаны с анализом текста эпического или драматического рода литературы. В8 – В12 – с анализом лирического произведения (стихотворения или его отрывка). Залогом правильного ответа является внимательное вдумчивое прочтение самого текста. Прочитав, последовательно ответьте на вопросы, пропуская те, которые вызовут у вас затруднение. К ним вы вернётесь позже. Ответы должны быть даны в виде одного слова или словосочетания. Каждая буква пишется в бланке ответа в отдельной клетке. Слова необходимо писать без пробелов. За ответы на 12 заданий можно набрать максимально 12 баллов (по одному за каждый правильный ответ).

В критериях оценки ответов на задания части С (С1 – С4) с 2012 года появился пункт «грамотное речевое оформление». То есть за ответ без ошибок (орфографических, пунктуационных, стилистических ) учащийся сможет получить дополнительный балл. Это нововведение призвано усилить внимание выпускников к правильному красивому речевому оформлению своих ответов.

Для получения этого балла необходимо пристальное внимание к речи. Проверьте несколько раз своё мини-сочинение. Измените неудачную структуру предложения. К спорным словам лучше подберите синонимы.

В списке критерий оценивания работ можно найти только указанные баллы за следование нормам речи. Соответственно, и снимаются баллы только за речевые ошибки. А грамматические ошибки – это ошибки самой структуре слова, предложения или словосочетания.

В ответах на задания ЕГЭ по литературе они учитываться вроде бы не должны. Однако в идеальном сочинении на высший балл не должно быть грамматических, лексических, стилистических ошибок.

Анализ стихотворного произведения рекомендуем проводить в следующей последовательности.

  1. Напишите автора и название произведения.
  2. Определите жанр лирического произведения (элегия, сонет, письмо и т.п.).
  3. Какова тема произведения.
  4. Напишите, что стало мотивом создания стихотворения.
  5. Коротко о сюжете и композиции. Какая проблема поставлена.
  6. Опишите (если это необходимо по заданию) лирического героя.
  7. Как проявляется позиция автора.
  8. Какие художественные и языковые средства использованы.

  1. Психологические проблемы: тревога, страх перед экзаменом, растерянность. Необходимо продумать заранее план действий по подготовке к ЕГЭ по литературе. Организовать рабочее место. Мысленно настроиться на победу.
  1. Недостаток информации по экзамену. Вы можете в поисках литературы сходить в библиотеку, к друзьям. Однако более простой способ – посещение интернет сайтов с необходимыми материалами.
  2. Наоборот, слишком большое количество материала, в котором вы можете запутаться. Структурируйте его. Поделите на блоки, создайте для себя словарик с терминами и понятиями из теории литературы. Можете завести читательский дневник.
  3. Неумение писать сочинения. Тут вам могут помочь учителя, репетиторы и сервисы онлайн подготовки к ЕГЭ по литературе.

 

  1. Разборчивый и понятный почерк.
  2. Тема сочинения не заключается в кавычки. Исключение – если тема является цитатой.
  3. Эпиграф пишется вверху справа без кавычек. Под ним – фамилия автора. Если хотите указать произведение, ставите после фамилии запятую и пишите название в кавычках.
  4. После эпиграфа (при его наличии) Посередине пишется слово «План.»
  5. Далее пишем сам план по известной схеме

I.

II.

1.

2.

3.

III.

 

  1. Пункты плана должны быть чёткими, краткими. Желательно не писать вопросительные предложения в плане.
  2.  При написании сочинения в его оформлении следуем плану. Каждая новая часть пишется с абзаца.
  3. После написания плана приступаем к самому сочинению. Начинаем писать его с красной строки.
  4. Даты в сочинении записываются цифрами: века – римскими, число и год – арабскими. Все остальные числительные лучше писать прописью Но и цифровая запись не считается ошибкой.

При сдаче этого экзамена проверяется уровень владения теоретическими понятиями из области литературы, умение правильно охарактеризовать основные особенности сюжетного строя произведения, композиции. Необходимо уметь определить роль художественных средств, используемых в произведении, рассматривать текст в единстве его формы и содержания.

Также необходимо уметь определять тему, идею произведения, основные проблемы. Выпускники должны давать верную характеристику героям.

Учащимся нужно уметь выделить позицию автора в тексте, подкрепив своё мнение цитатами. Необходимо и умение аргументировано выразить своё отношение.

 

Безусловно, при всём этом письменная речь экзаменующегося должна быть грамотной, лаконичной.

 

 

Выпускники прошлых лет, желающие сдать ЕГЭ по литературе, должны подать заявление на сдачу экзамена в пункты регистрации по месту их фактического проживания или прописки до 1 марта. Также выпускники прошлых лет имеют право сдавать ЕГЭ в дополнительный срок (в июле). Заявление с указанием предмета нужно подать до 5 июля.

В анализе отрывков из эпического или драматического произведения вам поможет следующая памятка.

1) Определите место эпизода в композиции всего произведения;

2) определите стиль текста, его тип, наличие отступлений автора;

3) напишите, что за события происходят в анализируемом отрывке, кто их герои, какие особенности характеров героев показаны;

4) как и для чего автором используются художественные приёмы, выразительные средства, какие;

5) каков эмоциональный настрой эпизода, с помощью каких средств он создаётся;

6) определите значение анализируемого эпизода в раскрытии основной темы, проблемы всего произведения.

Список произведений весьма внушительный. Ведь проверяются знания по литературе за весь период обучения. Можно разделить все произведения на определённые группы:

  1. Древнерусская литература. Здесь важно знание «Слова о полку Игореве».
  2. Литература 18 века. Авторы – Фонвизин, Державин.
  3. Тексты произведений 1-й половины 19 века. Творчество Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
  4. 2-я половина 19 века. Стихотворения Фета, Некрасова, Тютчева. Основные произведения школьной программы Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, Достоевского, Гончарова, Островского.
  5. Конец 19 – начало 20 века. Безусловно, Чехов. Пьесы и рассказы.
  6. 1-я половина 20 века. Творчество поэтов – Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Блока, Есенина, Маяковского, Пастернака. Пьесы и рассказы Горького. Произведения Шолохова, Булгакова, Солженицына.
  7. 2-я половина 20 века. Проза, поэзия, драматургия. Кстати, по произведениям этого периода тем сочинений (задание С5) пока не давалось.

В задания экзамена охватывается период развития литературы с конца 18 века и до 20 века. По какому-либо одному вопросу учащиеся пишут краткое сочинение-рассуждение. Угадать, какая будет поставлена тема, практически невозможно. Однако, как показывает практика, пока среди тем, поставленных в части С5, не было тем, касающихся литературных произведений 20 века.

Самым главным в оценивании сочинения является содержательный аспект. Если за него учащийся получит 0 баллов, то всё задание будет считаться невыполненным, и по остальным критериям оценивания ученику выставят 0 баллов. Итак, вот пять основных критериев:

1)     глубина понимания учеником темы произведения, убедительность доводов;

2)     владение знаниями из области теории литературы;

3)     обоснованность привлечения цитат из текста литературного произведения;

4)     логичность изложения материала, цельность композиции сочинения;

5)     отсутствие речевых ошибок.

 

Максимально за сочинение можно набрать 14 баллов.

В задании С1 нужно найти информацию в тексте и ответить с использованием цитат. В С2 такую информацию из текста нужно надо изложить своими словами. С3 и С4 сложнее, тут нужно дать определённую характеристику текста, определить свою позицию. Основные критерии оценки – точность ответа, полнота, глубина суждений и аргументированность. Недопустимы фактические ошибки. С 2012 года для оценивания заданий С1 – С4 введён дополнительный балл, который начисляется при грамотном речевом оформлении ответа. Итак, при выполнении заданий С1, С2, С3, С4 учащийся получит по 4 балла за каждый идеальные ответ. 

В процессе подготовки к ЕГЭ по литературе нужно потренироваться заполнять бланки. Верно оформленные бланки ответов – одно из условий получения баллов.

Используются чёрные чернила. Писать нужно капиллярной или гелевой ручкой.

В бланке ответов 1 ставятся отметки в поле для ответов по мере выполнения заданий группы В. Исправления можно внести только в специально отведённые поля.

Бланк ответов 2 предназначен для выполнения заданий, требующих развёрнутого ответа (С). Здесь ответы пишутся в произвольной форме. Продолжение можно писать на обороте, указав «см. на обороте».

 

Есть ещё дополнительный бланк 2, который выдаётся выпускнику по требованию при заполнении бланка 2. Заполняется он аналогично. 

Сочинение должно быть объёмом от 200 слов. Минимум – 150. Однако, как показывает практика, хорошее сочинение содержит 300 – 400 слов. Но объём – ещё не главное. Основное требование – чёткое соответствие теме. Не увлекайтесь лишними фактами и фразами. Не забывайте подтверждать основные высказывания цитатами. Безусловно, они должны быть достоверными. Если не помните полностью слова автора, лучше приведите цитату в сокращённом виде. То же относится и к требованию грамотности речи. Не нагромождайте длинных предложений. Лучше разделить их на несколько. Не помните правила постановки знаков препинания – измените конструкцию предложения. Если забыли, как правильно пишется слово, замените его синонимичным. В общем, все проблемные места вашего сочинения измените так, чтобы у вас не оставалось сомнений в правильности написания.

Как правило, задания В1-В12, требующие односложного ответа, проблем не вызывают. Иначе обстоит дело с заданиями С1-С5, где необходимо дать развёрнутые ответы. Иногда ученики не могут понять смысл самого вопроса. Например, выпускники начинают размышлять, как разные писатели освещают тему семьи, при ответе на вопрос: «В каких русских произведениях показана глубина чувства родителей?». На самом деле, здесь требуется всего лишь вспомнить и перечислить эти произведения. Этих ошибок можно избежать, пройдя специальные курсы подготовки к ЕГЭ по литературе.

В целом, можно выделить характерные ошибки, основанные на:

- плохом знании текстов произведений;

- незнании жизни прошлых веков и подмена понятий, характерных для того времени, современными;

- путанице в фактах (имена-фамилии авторов, героев, названия художественных произведений);

- неправильном использовании терминов;

- неверном цитировании.

 

Будьте внимательны, читая вопрос и давая на него ответ. Несколько раз перечитайте готовую работу.

При выполнении задания С5 – написании сочинения – необходимо придерживаться некоторых условий. Так, рекомендуется, чтобы в работе было не мене двухсот слов. Допускается сочинение объёмом от 150 слов. Но работы меньшего объёма не проверяются, и за них начисляется 0 баллов. В задании С5 нужно проанализировать произведение (или литературного героя), дав свою оценку, опираясь при этом на оценку и позицию автора, привлекая нужные понятия из теории литературы. Необходимо соблюдать нормы речи.

На этот вопрос вполне уместен ответ: «вчера». ЕГЭ по литературе – весьма сложный экзамен. Подготовка к нему – трудоёмкий процесс, который, фактически, проходит в течение всех лет обучения в школе.

 

Экспресс-подготовка к ЕГЭ по литературе должна начаться не позднее 10 класса. Она включает в себя повторение пройденных произведений, литературных терминов и понятий. На этом этапе подготовку можно проводить самостоятельно. А вот дальше, при проверке знаний, желательно участие учителей, репетиторов. Существенную помощь могут оказать и курсы подготовки к ЕГЭ по литературе, где научат писать сочинения, анализировать тексты, правильно оформлять ваши ответы.

Впервые минимальные балл ЕГЭ по литературе был объявлен ещё до начала учебного года. В 2013 году это 32 балла. Напомним, что минимальный балл является результатом ЕГЭ «на тройку». Не набрав этих баллов, учащийся не сможет продолжить образование в учебных заведениях, дающих среднее профессиональное или высшее образование.

Итак, для успешной сдачи экзамена выпускник должен:

- показать знание главных категорий, понятий литературы, обнаружить знание и понимание предложенных для анализа текстов;

 

- обнаружить понимание тем и основных проблем анализируемых текстов, суметь продемонстрировать это понимание в кратком грамотном ответе.

 

Часть С в ЕГЭ по литературе считаю самым сложным заданием. Это не случайно. Здесь проверяются такие умения и навыки выпускников, как умение правильно строить речевые высказывания, анализировать текст, давать верные аргументы, уместно применять различные языковые средства. Помочь подготовиться к написанию сочинения могут курсы подготовки к ЕГЭ по литературе.

 

В основе структуры сочинения лежит схема: вступление – основная часть – заключение. То есть учащийся должен ввести читателей в содержание сочинения, ознакомить с его темой. Затем написать, какие проблемы поднимаются в произведении. Прокомментировать проблему (проблемы), указав авторскую позицию (с цитатами) и высказав своё аргументированное мнение. В заключении – подвести итог.

  1. Следуйте классической структуре сочинения: вступление - основная часть - заключение.
  2. Избегайте в основной части пересказа самого текста произведения. Не увлекайтесь изложением материала, прямо не относящегося к заявленной теме.
  3. Не забывайте, что заключение обязано быть кратким, логически вытекающим из предыдущего текста. Избегайте слишком восторженных оборотов и восклицаний.
  4. При сомнениях в постановке тех или иных знаков препинания лучше иначе построить предложение. Также и слово, в написании которого вы затрудняетесь, замените на его синоним.

 

Проанализировав работы учащихся, можно предложить следующие рекомендации. Определите композицию вашего сочинения. В неё должны быть включены 3 основных пункта: вступление, основная часть и заключение. Вступление должно сообщать основные сведения по проблеме сочинения. Здесь могут сообщаться факты из биографии автора, даваться исторические сведения об эпохе. В основной части анализируется произведение (или образ героя). Главное, нужно избегать в сочинении пересказа произведения и изложения информации не по теме сочинения. Наконец, в заключении подводим итоги, обобщаем, акцентируя внимание на главной проблеме произведения. Введение и заключение не должны быть пространными. Лучше коротко, но ёмко. Потренироваться в написании сочинения и проанализировать результаты вам помогут сервисы подготовки к ЕГЭ по литературе онлайн.

Единый государственный экзамен по литературе считается одним из самых сложных экзаменов по выбору. К нему нереально подготовиться за несколько месяцев или даже за год. За это время можно только систематизировать имеющиеся знания. Именно из-за такой сложности далеко не всем выпускникам стоит выбирать ЕГЭ по литературе. Могут выбрать этот экзамен учащиеся, которым он необходим для поступления в вузы. Причём определиться с выбором желательно ещё в начале десятого класса, чтобы в течение двух последних лет обучения уделять особое внимание литературе.

На выполнение заданий ЕГЭ по литературе отводится 4 часа. Рекомендуется распределить время таким образом: на выполнение частей 1 и 2 затратить около двух часов, и на часть 3 оставить два часа. Если какое-либо задание вызывает затруднение, пропустите его и выполняйте следующие. К пропущенному вопросу вы вернётесь позже, если останется время.

 

Удачи вам!

Можно дать несколько общих рекомендаций.

 

  1. Вначале подготовьте место для занятий. Организуйте правильное освещение, уберите лишние вещи.
  2. Составьте план занятий с указанием произведений и разделов, которые нужно повторить в каждые конкретный день, и неукоснительно ему следуйте.
  3. Начинайте подготовку с самого трудного, на ваш взгляд, произведения.
  4. Чередуйте занятия и отдых (прогулки, занятия спортом, работу по дому).
  5. Как можно чаще выполняйте тесты по литературе. Можно для самопроверки использовать вопросы на сайтах подготовки к  ЕГЭ по литературе онлайн.
  6. Гоните прочь мысли о том, что вы можете провалить экзамен. Наоборот, укрепляйте в себе уверенность, что вы всё успешно сдадите.

Иногда даже хорошо подготовленные ученики не могут набрать большого количества баллов за выполнение заданий ЕГЭ по литературе, особенно части С. За что могут снять баллы? Внимательно изучите критерии оценивания. Ведь именно им вы должны следовать в своих работах.

 

Баллы могут снять за фактические ошибки, за недостаточную обоснованность ваших суждений, слабую аргументацию или, тем более, её отсутствие. В вопросах С2, С4 нужно привести не менее 2-х произведений для сопоставления. Естественно, при этом нужно назвать названия произведений, фамилии авторов. Невыполнение этого требование также влечёт за собой снятие баллов. В написании С5 – сочинения – главный критерий – глубина понимания проблемы. Если по этому содержательному критерию вы получите 0 баллов, то сочинение дальше проверяться даже не будет.Как видите, получить высшие баллы по всем заданиям весьма непросто. Необходимо тщательно подготовиться. Для успешной сдачи экзамена начать подготовку к ЕГЭ по литературе 2014 года нужно уже сейчас.

Помните, что отличное сочинение пишется по определённому плану. Освоить его составление помогут на курсах подготовки к ЕГЭ по литературе. Известна традиционная форма плана:

I.

II.

   1.

   2.

   3.

   4.

III.

При этом сами слова: вступление, основная часть, заключение в плане писать не нужно. Они подразумеваются под цифрами I. II. и III. Во введении описываем историческую эпоху, указываем факты биографии автора или даём краткую характеристику литературного направления, к которому относится произведение. Количество подпунктов основной части может варьироваться. В них необходимо поставить проблему, отметить позицию автора и аргументировать её с привлечением цитат, аргументировать свою позицию.  Заключение должно быть кратким, но выразительным, подводящим итог. Идеально закончить сочинений вопросом, афоризмом.

 

В сочинении обязательно должно быть деление на абзацы (7-8). Требуется на экзамене сочинение объёмом от 150 слов. Обычно, в хорошем сочинении 300 – 350 слов.

 

Итак, какие же требования предъявляются к заданию С5 (сочинение)?

 

  1. Работа должна полностью соответствовать теме.
  2. Сочинение обязано быть содержательным, лаконичным. Тема раскрыта полно.
  3. Приведены доказательства и аргументы.
  4. Соответствие плану. Последовательность.
  5. Самостоятельность работы, мышления. Оригинальность.
  6. Точность цитат. Достоверность фактов.
  7. В работе должны соблюдаться нормы языка.

Собственно, существенных изменений в контрольно-измерительные материалов к ЕГЭ по литературе 2013 года внесено не было. Несколько усовершенствованы были критерии оценки заданий, требующих развёрнутого ответа (С2, С4). По требованию СанПина время проведения ЕГЭ по литературе сократилось на 5 минут (стало 235 мин. Вместо 240 мин).

Выполняя задания С1-С4 необходимо дать развёрнутый ответ в виде 5-10 предложений. Однако, понятие объёма здесь весьма условно. Главное, чтобы ответ был содержательным и чётким. При ответе на С1 и С3 нужно показать своё понимание проблемы, опираясь на позицию автора. В С2 и С4 – привести не менее 2-х произведений (с указанием авторов) для сопоставления, указав основания выбора. 

Этот экзамен считается одним из самых сложных. Однако есть множество направлений подготовки специалистов, где нужны высокие результаты ЕГЭ по литературе. Это специальности гуманитарной направленности (например, журналистика, филология, лингвистика), а также актёрское мастерство, живопись, дизайн. Для поступления на некоторые технические факультеты также нужны хорошие результаты ЕГЭ по литературе. Так, просто необходимо сдавать экзамен по литературе, если вы решили стать продюсером, звукорежиссёром или кинооператором.

Многие учащиеся впадают в панику при приближении экзамена по литературе. Не знают, с чего начать, как провести подготовку. Давайте, выделим основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе.

 

  1. Внимательно изучите список произведений, задания по которым могут быть на экзамене. Перечитайте те из них, которые вы подзабыли.
  2. Изучите требования к экзамену, его структуру, критерии оценивания работ. Это поможет вам определиться, что же от вас хотят получить на ЕГЭ.
  3. Найдите в интернете или пособиях раздел «Теория литературы». Здесь перечислены все теоретические знания, которые вам необходимо усвоить: понятия, определения. Не нужно заучивать их наизусть. Достаточно просто понимать, о чём идёт речь.
  4. Тренируемся в написании сочинений, развёрнутых ответов на вопросы, учитывая в своих работах изученные критерии оценивания. Здесь уже необходима помощь учителей, репетиторов, проверяющих ваши работы и дающих советы по совершенствованию.

1.     Первое и основное требование – экзаменуемый должен показать понимание проблемы, поставленной в задании. Если проверяющий этого не           обнаруживает, сочинение дальше не проверяется. Оценивается в 0 баллов.

2.     Ваше сочинение должно соответствовать заявленной теме.

3.     Оно должно быть содержательным, без лишних слов. Вместе с тем глубоко и полно раскрывать тему.

4.     Мысли, высказанные в сочинении, должны быть доказаны, аргументированы.

5.     Ваш текст должен следовать плану, быть последовательным.

6.     Высоко ценится оригинальность и выразительность сочинения, единство стиля в нём.

7.     Цитаты должны быть приведены точно.

8.     Вы должны строго следовать фактам литературы и истории, не перевирая их.

 

9.     Безусловно, в сочинении нужно соблюдать нормы русского языка.

1. Внимательно прочитайте формулировку темы сочинения и определитесь с объёмом. Ведь писать нужно строго по теме, без лишней «воды».

2. Задайте самому себе вопросы: зачем автор поднял эту проблему, какие художественные средства использует для раскрытия темы, какова роль героев или событий в произведении?

3.  Постарайтесь чётко ответить на поставленные вопросы. От этого зависит доказательность и аргументированность вашего сочинения.

4. Подберите аргументы. Составьте план сочинения.

5. Обратите особое внимание на написание введения. Ведь зачастую именно по началу сочинения судят о его грамотности, художественных особенностях.

6. В заключении не забудьте подвести итоги, связать тему с современностью. Кратко, содержательно, эффектно!

 

7. Проверьте сочинение (и не один раз), внимательно вчитываясь. Для проверки грамотности отличные приём – чтение с конца к началу. Так вы отвлечётесь от смысла и сможете сконцентрироваться только на орфографии и пунктуации.

Работа на экзамене по литературе основана на системе этапной проверки знаний и умений выпускников. В экзаменационной работе можно выделить 3 части, которые содержат задания для проверки уровня подготовки учащихся.

1 и 2 части содержат задания по анализу произведений. Структура первых двух частей подчинена широкому содержательному охвату произведений литературы различных периодов.

 

3-я часть (С5) – сочинение, то есть развёрнутое высказывание на поставленную литературную тему.

Основа и залог успешной сдачи ЕГЭ по литературе – это, в первую очередь, знание текстов произведений. Ведь анализировать материал можно только при условии владения знаниями о нём. Итак, каким же образом можно организовать работу при изучении текстов, как правильно читать произведения?

1.      Ознакомьтесь со списком произведений, необходимых для ЕГЭ по литературе.

2.      Освежите свои знания, перечитав забытые фрагменты текстов, начиная с произведений древнерусского периода и постепенно приближаясь к современной литературе.

3.      Обязательно каждый день уделяйте время для прочитывания 50 – 70 страниц. Тогда вы успеете осилить основные произведения, знание которых необходимо на экзамене.

4.      Прочитав каждое произведение, определите его тему, идею, проблематику и т.п. При затруднении обязательно изучите критическую литературу, задайте вопросы преподавателям. Если у вас развита больше визуальная и механическая память, заведите тетрадь, куда будете записывать основные этапы анализа произведения в виде схем и табличек.

 

5.      Когда вы уверены в знании и понимании текстов, приступайте к выполнению тренировочных тестов. При возникновении затруднений, вновь вернитесь к самому произведению или изучите готовые его анализы в критической литературе.

В задании С5 ЕГЭ по литературе предлагается написать небольшое сочинение-рассуждение. Основные требования к нему – логичность, последовательность изложения, раскрытие темы. Однако немаловажное значение имеет и доказательность суждений. Необходимо в подтверждение своих слов уметь привести цитаты из самого текста произведения, из критической литературы.

- Итак, цитаты обязательно нужно брать из текста, а значит, выучить наизусть некоторые важные высказывания героев или лирические отступления автора.

- Безусловно, надо знать и некоторые высказывания критиков о самом произведении, о его героях, авторе, теме, идее.

 

- Есть и универсальные помощники, то есть тексты, цитаты из которых могут быть использованы в сочинениях на многие темы. Так, например, желательно изучить внимательно и даже выучить наизусть отрывки из «Писем о прекрасном» Д.С. Лихачёва.

Цитаты приводятся для подтверждения вашей мысли, а не для её замены, поэтому они не должны быть слишком развёрнутыми. К тому же длинную цитату сложнее запомнить. Если вы не уверены в точности цитаты, лучше замените её описательным оборотом вроде: Известно, что Чацкий рад был служить, но не хотел прислуживаться. Такой приём может выручить вас только, если речь касается прозаического произведения. Лирику пересказывать нельзя, только точно цитировать. Цитаты всегда заключаются в кавычки. Если ваши слова идут перед цитатой, то после них ставьте двоеточие. После цитаты перед словами автора ставится тире. Можно включать точные цитаты и с помощью сложноподчинительного предложения. Например: Автор пишет, что «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Если цитата приводится не сначала, то в кавычках перед ней ставят многоточие.

Ответы на задания в частях С1-С4 ЕГЭ по литературе должны отвечать критерию содержательности, то есть быть точными, верными, лаконичными и аргументированными. Не задумываясь, можно начать ответ на вопрос собственно с перефразирования самого вопроса. А затем приводите необходимые аргументы, обосновывая их цитатами из произведения. Главное – не увлекаться и не выходить за рамки вопроса, не обсуждать общую проблематику текста произведения, а рассматривать только данный вам отрывок. Постарайтесь избегать длинных предложений, так как их построение лишь запутает вас и увеличит количество возможных речевых и пунктуационных ошибок.

Изучение критической литературы необходимо. Знание мнения критиков позволит вам в сочинении привести аргументы в пользу своего высказывания или, наоборот, поспорить, отстаивая своё мнение. Безусловно, при подготовке к ЕГЭ по литературе надо обратить внимание на критическую литературу из школьной программы: труды Белинского (о «Мёртвых душах», о сочинениях А.С. Пушкина, «Горе от ума» и т.п.), статьи Добролюбова («Луч света в тёмном царстве», о сути Обломовщины), Писарева, Дружинина. Однако не стоит забывать и о более современных трудах. В этом ключе хотелось бы порекомендовать к прочтению труды Д.С Лихачёва, а именно цикл его писем к молодёжи. Среди них такие письма, как «В чём смысл жизни», «Цель и самооценка», «Честь истинная и ложная», «О памяти», «Путями доброты» и т.п.

Некоторые выпускники имеют возможность сдать ЕГЭ по литературе досрочно. Им нужно подать заявление о досрочной сдаче экзамена до 1 марта. Это следующие категории граждан:

- Учащиеся, которые имеют медицинские направления на лечение в период общей сдачи ЕГЭ;

- ученики вечерних школ (сменных);

-  выпускники, которых призывают на военную службу;

- учащиеся, которые на момент общей сдачи ЕГЭ по литературе будут находиться на международных или общероссийских спортивных соревнованиях, олимпиадах или сборах;

- выпускники, которые покидают пределы России для постоянного жительства или обучения за границей;

 

- учащиеся школ, расположенных вне пределов страны.

Многих выпускников волнует этот вопрос. Сразу заметим, что результаты ЕГЭ по литературе не могут ухудшить вашу аттестационную оценку по этому предмету. Если ученик набирает меньше минимального балла по литературе, как предмету необязательному, то сам факт  сдачи его нигде не будет отражён, как будто бы экзамен и не сдавался. В иных случаях в аттестат выставляют более высокую отметку, если разница между результатами ЕГЭ и годовой оценкой по литературе составляет один балл. Когда разница больше, то в аттестат идёт оценка – среднеарифметическая годовой и ЕГЭ, при этом округляется она в большую сторону, в пользу выпускника.

С 2014 года срок действия сертификата ЕГЭ продлён до четырёх лет. Так, например, сертификат ЕГЭ, выданный в 2014 году, подходит для использования при поступлении в вузы с 2014 года до 2018. При таком положении может оказаться, что выпускник имеет несколько действительных сертификатов. Например, если он не поступил в вуз, и на следующий год пересдал некоторые предметы, желая улучшить свои результаты, и получил новый сертификат ЕГЭ. Тогда он сам выбирает, какой сертификат подать в вуз.

Выпускнику может показаться, что полученный им балл за ЕГЭ по литературе занижен. Занижение может произойти при неверном сканировании бланков или ошибок в выставлении оценки экспертов за задания части С. Выпускник может подать аппеляцию о пересмотре результатов следующим образом:
1) после получения результатов ЕГЭ по литературе в течение 2-х дней нужно написать заявление в 2-х экземплярах;
2) предоставить заявления организатору ЕГЭ, при этом один экземпляр оставить, а второй с отметкой о принятии аппеляции забрать себе;
3) организатором будет назначено время и место для рассматривания аппеляции;
4) на процедуру рассмотрения аппеляции можно прийти с родителями, всем обязательно иметь при себе паспорта, учащемуся – пропуск ЕГЭ. Аппеляция может рассматриваться и в отсутствие ученика.
В итоге баллы могут быть как повышены, так и понижены. Перепроверяется вся работа учащегося, а не отдельная её часть.

Когда выпускник сдаёт ЕГЭ по литературе, то его ответы на задания оцениваются одним баллом или более (зависит от сложности задания). Это первичные баллы, сумма которых и определяет результат. По литературе их максимальное количество – 42. После первичные баллы пересчитываются в тестовые (от 0 до 100), которые и выставляются в сертификат ЕГЭ. Сама процедура пересчёта сложна. Существуют определённые формулы, известные специалистам.
Вот некоторые значения соответствия баллов ЕГЭ по литературе в 2013 году(32-минимальный тестовый балл):
Первичный балл – 0    8     10     15     20     25      30     35      40      42
Тестовый балл –    0    32    35     43     50     57      65     72      91     100

© 2012 - 2013, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ГИА
Профориентация
Стоимость курсов
Пробные ЕГЭ
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы