ГИА по химии в новой форме не входит в перечень обязательных экзаменов при окончании 9 класса. На сегодняшний день каждый девятиклассник должен сдать два предмета – математику и русский язык. Но выпускник может выбрать химию как дополнительный предмет и сдавать ее в традиционной форме, то есть в виде билетов, или в форме тестовой работы. Результаты экзамена в новой форме учитываются при поступлениии в учебные заведения начального и среднего профессионального образования, а также при зачислении обучающихся в профильные классы общеобразовательной школы. 

 

Содержащиеся в ГИА по химии задания проверяют знания по основным вопросам неорганической химии, которые распределены по следующим содержательным блокам:

1)     Вещество.

2)     Элементарные основы неорганической химии. Представления об основных органических веществах.

3)     Химическая реакция.

4)     Методы познания веществ и химических явлений.

5)     Химия и жизнь.

При этом обучающийся должен уметь называть и составлять формулы важнейших неорганических веществ, схемы строения первых 20 элементов Периодической системы Д. И. Менделеева, уравнения химических реакций. Школьник должен уметь решать задачи с использованием:

·       массовой доли химического элемента в веществе и растворенного вещества в растворе;

·       количества, объема или массы вещества.

Кроме этого, ученик должен уметь определять принадлежность вещества к определенному классу, тип химической реакции по известным признакам, вид химической связи, степени окисления элементов в веществе и возможность протекания реакции ионного обмена.

 

Да, проверяется, ведь программа по химии в четвертой четверти 9 класса подразумевает знакомство обучающихся с основными классами органических веществ и изучение их свойств. Поэтому в ГИА по химии включены первоначальные сведения о следующих веществах:

·       предельные и непредельные углеводороды (этан, метан, ацетилен);

·       кислородсодержащие вещства: спирты (этанол, метанол, глицерин) и карбоновые кислоты (стеариновая и уксусная);

·       биологически важные вещства: жиры, белки, углеводы.

Учащийся должен знать молекулярные формулы данных веществ, уметь строить их структурные формулы, характеризовать их физические и химические свойства, писать с этими соединениями качественные реакции.

 

Все варианты экзаменационных работ ГИА по химии состоят из 3 частей, которые содержат 22 задания:

·       часть 1 содержит 15 тестовых вопросов базового уровня сложности, где предоставляется выбор ответа;

·       часть 2 состоит из 4 заданий повышенной сложности с кратким ответом, которые содержит предложенный перечень утверждений;

·       часть 3 включает 3 упражнения высокой степени сложности, на которые необходимо написать развернутое решение.

Все задания ГИА расположены по мере увеличения уровня сложности, поэтому для того, чтобы набрать минимальный балл, достаточно правильно решить 11 вопросов из части А. Каждый регион вправе устанавливать меньший минимальный балл, но он не должен составлять менее 9 баллов.

 

За правильно выполненное задание части А выставляется один балл, если указан только один номер верного ответа. Если отмечены несколько ответов, в том числе и правильный, то данный ответ не засчитывается.

В части В за каждое верно выполненное задание максимально дается два балла. В вопросах В1-В4 ставится 2 балла за правильно указанную последовательность цифр, но если ответ содержит одну ошибку, то его оценивают в 1 балл. При двух и более ошибках или отстутствии ответа ставится 0 баллов.

 

Структура и контрольно-измерительные материалы ГИА в этом году не изменились. Экзаменационная работа включает три блока, состоящие из 22 заданий различного уровня сложности. За правильное решение всех групп заданий максимально ставится 33 балла. На выполнение всего теста отводится два часа или 120 минут.

Некоторые изменения произойдут лишь в содержании отдельных заданий. Предполагается усилить практико-ориентированные вопросы, предусматривающие проверку умений учащихся работать с различной информацией и осуществлять простые логические операции.

 

Проверка ответов на задания части А и В осуществляется компьютером или экспертами, которые за каждый правильный ответ дают от 1 до 2 баллов. 

 

Минимальный балл по ГИА по рекомендации ФИПИ составляет 11 баллов. Правда данной число является лишь ориентиром, поскольку каждый регион может снизить нижнююю границу баллов, но не ниже, чем до 9 баллов. Для преодоления минимального порога достаточно решить задания части А базового уровня сложности с выбором ответа из четырех представленных. Для получения более высокой оценки необходимо решить задания части В и С более высокой сложности.

 

Да, полученная оценка по ГИА в новой форме влияет на выставление итоговой оценки по химии в аттестат. При этом стоит заметить, что оценка выставляется в пользу ученика. То есть, если на экзамене была получена оценка «3», а годовая в журнале стоит «4», то в аттестат будет выставлена четверка. Если наоборот, была получена «4», а годовая – «3», то в аттестат пойдет «4» с учетом выполненной экзаменационной работы. 

 

За правильное выполнение экзаменационной работы максимально можно набрать 33 балла. Для успешного поступления в профессиональное учебное заведение необходимо набрать от 19 до 33 баллов. Для получения оценки «4» нужно набрать от 19 до 27 баллов, а для оценки «5» - 28-33. При этом предполагается, что выпускник должен выполнить задания части А полностью и, частично, найти ответы к вопросам блока В и С. 

 

Задания в экзаменационной работе располагаются в порядке возрастания их сложности. Поэтому начинать лучше с более легких вопросов части А, затем переходить к сложным упражнениям части В и С. При этом в первую очередь следует выполнять задания, на которые знаешь ответ. Если же способ решения вопроса не приходит в голову в течение нескольких минут, то лучше его оставить и перейти к следующему. После выполнения всей работы к пропущенным заданиям необходимо вернуться и попытаться их решить. Ни в коем случае нельзя решать один вопрос до последней секунды, надеясь на его успешное выполнение.

 

Очень важно правильно распределить время на выполнение всех заданий, чтобы уложиться в отведенные для экзамена два часа. Рекомендованное время на выполнение каждого задания части А – 2-3 минуты, для решения одного вопроса части В – 5-8 минут, а на выполнение любого упражнения части С требуется не менее 12-14 минут. Конечно, такое ограничение требует определенной предварительной подготовки. Без навыка постоянного решения ГИА по химии уложиться в отведенное время сложно.

 

На выполнение всей экзаменационой работы дается 120 минут, то есть два часа. Конечно, времени не очень много, но вполне достаточно на решение заданий всех трех блоков. Не стоит уходить с экзамена раньше отведенного времени. Его лучше потратить на решение более сложных заданий части В и С, которые оцениваются более выскоми баллом. Возможно, именно нескольких баллов при сдаче ГИА по химии не хватит для преодоления минимального барьера или поступления в выбранный колледж или училище. Кроме этого, выполнение определенной части В и С влияет на выставление итоговой оценки «4» или «5».

 

В экзаменационной работе ГИА по химии содержится 3 задания с развернутым ответом. При решении первого задания нужно составить уравнение реакции, которое отражает взаимосвязь между соединениями, принадлежащими к различным классам неорганических веществ, записать полное и сокращенное ионное уравнение.

Второе задание – комбинированная задача, требующая при решении два типа расчетов:

·       массовой доли растворенного вещества в растворе;

·       количества вещества, объема или массы одного из реагентов или продуктов реакции.

Третье задание проверяет умение школьников определять состав вещества, давать ему название, записывать его формулу и уравнения соответствующих реакций по описанным в задании физическим свойствам.

 

Контрольно-измерительные материалы проверяют знание на базовом уровне следующих вопросов:

·       химическую символику, включающую знаки химических элементов, формулы веществ, уравнения химических реакций;

·       важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, анион, катион, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, валентность, электроотрицательность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, тепловой эффект химической реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

·       смысл основных теорий и законов химии: молекулярная теория, Периодический закон Д.И. Менделеева, законы сохранения массы веществ и постоянства состава;

·       первоначальные понятия о строении органических веществ.

 

Задание С1 предполагает самостоятельное написание молекулярных уравнений для цепочки превращений. За каждое правильно составенное уравнение реакции ставится 1 балл, то есть максимально можно получить за это задание 4 балла. Вопросы С2-С3 – задачи, в решении которых должно содержаться три элемента ответа, оцениваемые в 1 балл. За данные задания можно получить три балла. За все неверно записанные уравнения и выполненные расчеты ставится 0 баллов.

 

Задания части С предполагают написание развернутых решений, которые проверяются специалистами-предметниками, прошедшими специальную подготовку. Но вариант решения задач может не совпадать с образцом, поскольку каждую из них можно решить несколькими способами. Если задача имеет верное решение, полученное другим методом, то оценка не снижается, а выставляется полностью. 

 

В комплекте каждой экзаменационной работы ГИА по химии в обязательно порядке должны быть следующие материалы:

·       Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

·       таблица растворимости солей, оснований и кислот в воде;

·       электрохимический ряд напряжения металлов.

В случае отстутствия этих материалов, экзаменуемый вправе воспользоваться своими таблицами. 

 

В аудитории у каждого экзаменуемого должен быть непрограмируемый калькулятор, который необходим для проведения расчетов при решении задач части С. Ни в коем случае нельзя пользоваться для вычислений мобильным телефоном, поскольку его использование на ГИА по химии запрещено. 

 

Единство ГИА и ЕГЭ по химии заключается в преемственности контрольно-измерительных материалов, обусловленной едиными подходами при оценке учебных достижений по химии при окончании основной и средней школы. При разработке заданий используются одни требования к содержанию, сходная структура экзаменационных материалов, аналогичные модели заданий, идентичные системы оценивания трех блоков, содержащихся как в ГИА, так и в ЕГЭ по химии.

 

Для того чтобы хватило времени на выполнение всех заданий экзаменационной работы, необходимо учиться распределять время на выполнение одного задания. При решении зданий части А лучше не задерживаться слишком долго на выполнении одного вопроса, а тратить на него несколько минут. Если задание вызывает затруднение, то его лучше совсем пропустить с расчетом на то, что при наличии свободного времени к нему можно вернуться. На задания части В не стоит отводить более 15 минут, поскольку на решение упражнений части С нужно минимум 45 минут, а лучше всего час.

 

При выполнении экзаменационной работы ГИА по химии учащимся выдаются листы для черновиков, в которых они могут заносить все решения. При оценке работы все записи, сделанные в черновике, не учитываются и не влияют на общее количество баллов. 

 

Экзаменационная работа ГИА по химии включает две задачи: одна в части А и другая в части С. Первая задача проверяет умение учащихся находить массовую долю элемента в известном веществе. Вторая – комбинированная задача, которая требует знания и умения рассчитать:

-количество вещества, содержащееся в исходном растворе, по известной массе или объему;

-массовую долю соли в исходном растворе.

Массовую долю вещества в растворе можно решить с использованием расчетной формулы: ω (раст. вещества) = m (раст. вещества)/m (раствора)×100% или методом пропорции. Решение в обоих случаях будет верным.

 

Рассмотрим решение задачи на следующем примере.

Задача: 170 г раствора нитрата серебра смешали с раствором хлорида натрия, взятого в избытке. Выпал творожистый осадок массой 8,61 г. Вычислите массовую долю соли в растворе нитрата серебра.

1) В первую очередь составляем уравнение реакции: AgNO3 + NaCl = AgCl ↓ + NaNO3

2) Затем рассчитываем количество вещества и массу нитрата серебра, содержащегося

в исходном растворе по уравнению реакции n (AgNO3) = n (AgCl) = m (AgCl) / M (AgCl) =

= 8,61 × 43,5 = 0,06 моль. Соответственно m (AgNO3) = n (AgNO3) × M (AgNO3) = 0,06 ×170 = 10,2 г

3) Вычисляем массовую долю нитрата серебра в исходном растворе:

ω(AgNO3) = m(AgNO3) / m(р-ра) = 10,2 / 170 = 0,06, или 6%

 

Задачи части С можно решить разными способами, поскольку массу или объем вещества можно найти не только с использованием количества вещества (n). Существует более простой способ – составление пропорции по уравнению реакции с использованием известной массы или объема какого-либо вещества. В конечном итоге различные методы решения приводят к одному верному ответу, поэтому вариант найденного правильного решения не влияет на выставление оценки. За верно выполненное задание выставляется максимальные три балла. 

 

При решении экзаменационной работы ГИА по химии школьники совершают много ошибок. В частности учащиеся имеют определенные пробелы в усвоении тем, связанных с химическими свойствами оксидов, простых веществ - металлов и – неметаллов. Поэтому многие затрудняются для предложенного вещества выбрать соединения, с которыми оно вступает в химическую реакцию. Кроме этого, плохо решают задания, связанные с практическим применением усвоенных знаний и органическими веществами. В большей мере это связано с тем, что в большинстве школ практическая часть значительно урезана и многие опыты просто показываются на экране или в виде демонстраций, выполненных учителем.

 

Курсы по подготовке к ГИА по химии имеют ряд существенных плюсов. Во-первых, занятия проводятся с учетом всей специфики экзамена, поэтому основные навыки решения практических и расчетных задач отрабатываются в обязательном порядке. Во-вторых, школьник знакомится со структурой ГИА, особенностями формулировок заданий, алгоритмом выполнения заданий с выбором ответа. В-третьих, работа в небольших группах приводитк возникновению соревновательного эффекта, поскольку подростки не хотят в чем-либо уступать остальным, что в конечном итоге ведет к повышению успеваемости.

 

В случае, если школьник не может выполнить большинство заданий из части А ГИА по химии, проверяющую усвоение базовых знаний по предмету, то опытный репетитор необходим. Он составит индивидуальную программу занятий с учетом выявленных прбелов в знаниях у подростка и подготовитего к успешной сдаче экзамена. Для сильного учащегося занятия с профессионалом также не помешают, так как на решение заданий, подобных части С, в школьном курсе химии отводится мало времени. Как правило, даже успешные школьники имеют затруднения при решении комбинированных задач и составлении уравнений для качественного определения неизвестного вещества.

 

Для определения качественного состава вещества необходимо знать физические и химические свойства основных неорганических веществ, их качественные реакции, области применения в жизни человека. 

 

В части В экзаменационной работы ГИА по химии содержится 4 задания, на которые нужно записать краткий ответ в виде набора цифр. Их необходимо занести в специально отведенное в тестовой работе место. В случае неправильного ответа, предыдущий следует зачеркнуть и рядом написать новый.

При выполнени заданий В1-В2 нужно выбрать два правильных ответа, обвести их номера, а затем перенести цифры в указанное место без каких-либо символов. Для заданий В3-В4 следует выбрать к элементам первого столбца ряд соответствий, а выбранные цифры записать под нужными буквами в таблице. Найденные значения в ответе могут повторяться.

 

Результаты ГИА по химии учитываются при поступлении в профессиональныеучебные заведения, связанные с медициной. В большинстве колледжей и училищ результат засчитывается в общий проходной балл, но при неудовлетворительной сдаче ГИА в новой форме, предоставляется возможность проведения дополнительного тестирования.

 

Задания части А с выбором ответа проверяют уровень усвоения на базовом уровне большого количества вопросов, изучаемых в 8-9 классах:

·       язык науки;

·       основные химические понятия, общие свойства классов неорганических и органических соединений;

·       свойства металлов и неметаллов;

·       признаки классификации элементов;

·       номенклатура неорганических и органических веществ;

·       типы химических реакций;

·       виды химических связей и др.

 

Задания повышенно сложности части В с кратким ответом проверяют усвоение следующего учебного материала:

·       химические свойства изученных классов неорганических веществ;

·       окислительно-восстановительные реакции;

·       закономерности изменения свойств элементов и их соединений, связанные с положением химического элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;

·       первоначальные сведения об органических веществах.

Кроме этого, от выпускника при выполнении заданий части В требуется осуществление большого числа учебных действий. Например, в задании В3 для определения окислителя и восстановителя в реакции необходимо записать степени окисления каждого элемента в предложенном уравнении.

 

Задания части С, требующие развернутого ответа, считаются наиболее сложными при выполнении экзаменационной работы ГИА по химии. Они проверяют уровень усвоения следующих теоретических вопросов:

·       способы получения веществ и их химические свойства;

·       условия протекания реакций ионного обмена до конца;

·       взаимосвязь неорганических и оганических веществ, относящихся к различным классам;

·       молярная масса и молярный объем вещества;

·       количество вещества;

·       массовая доля растворенного вещества.

Все вопросы изучаются в курсе химии любой обещеобразовательной школы в 8-9 классах.

 

Для успешного решения части С ГИА по химии, нужно сформированность нескольких умений в комплексе. Учащийся должен знать основные способы получения и свойства веществ, обусловленные их составом и строением, понимать взаимосвязь неорганических веществ. Кроме этого, он должен уметь проводить различные комбинированные расчеты по химическим уравнениям с использованием не только количества вещества (n), но и составленных пропорций. Все расчеты требуют простейших математических знаний на решение пропорций, округления до целого числа.

 

При сдаче ГИА по химии школьник должен уметь объяснять:

·       физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым предложенный элемент относится;

·       закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах трех малых периодов и главных подгрупп, а также химические свойства образуемых ими высших оксидов;

·       сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

Кроме этого выпускник должен уметь харктеризовать:

·       химические элементы на основе их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева;

·       взаимосвязь между строением, составом и свойствами важнейших классов неорганических веществ;

·       химические свойства солей, кислот, оксидов и оснований;

·        взаимосвязь между строением, сотавом и свойствами отдельных представителей органических веществ.

 

Програма по химии любой общеобразовательной школы не готовит к успешной сдаче по ГИА по химии. Основная причина в том, что не хватает времени на отработку полученных знаний на уроках из-за большого объема теоретического материала, который требуется изучить в курсе химии за 8-9 класс. Формально, школа готовит ученика только к аттестации на базовом уровне, то есть к выполнению заданий части А. Более сложные задания остальных двух блоков подразумевают самостоятельную подготовку обучающегося к ГИА по химии с репетитором или на соотвтествующих курсах.

 

Полученные при выполнении заданий первичные баллы складываются и переводятся в школьную отметку. При наборе менее 9 баллов ставится оценка «2», при 9-18 баллах ставится оценка «3», при 19-27 баллах ставится оценка «4», а при получении свыше 28 баллов ставится оценка «5». На получение аттестата оценка за ГИА не влияет, поскольку химия не является обязательным предметом для сдачи в виде государственной аттестации. Но полученная отметка влияет на оценку в аттестате. При ее выставлении учитываются годовые оценки по предмету, поэтому итоговая оценка выводится в пользу ученика.

 

В первую очередь при выборе нужно обратить внимание на его педагогический стаж. Не стоит выбирать специалистов с небольшим опытом работы или студентов высших учебных заведений, которые имеют смутные представления о структуре и содержании ГИА по химии. Лучше всего остановиться на человеке с опытом подготовки к ГИА не менее 2-3 лет, работающем в учебном заведении и подготовившем большое число успешно поступивших воспитанников. Квалифицированный педагог быстро обнаружит пробелы в знаниях и успешно подготовит выпускника к итоговой аттестации в новой форме.

© 2012 - 2013, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ГИА
Профориентация
Стоимость курсов
Пробные ЕГЭ
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы