Содержание тестовых и практических заданий КИМ охватывает ключевые темы общеобразовательного курса информатики, сгруппированные в 3-х частях:

Часть А составлена из 6 заданий для оценки базового уровня знаний учащихся. При этом задания построены по принципу тестов, в которых требуется выбрать единственный правильный вариант из перечня предложенных ответов (всего 4 ответа).

В части В – 12 заданий, предполагающих формулировку ответа в краткой форме.

Часть С содержит 2 задания, главный акцент в которых сделан на практическое применение полученных знаний для решения конкретных задач с использованием компьютера и специального программного обеспечения.

 

На выполнение учащимися теоретической и практической части заданий отводится 2,5 часа, в течение которых требуется ответить на предложенные вопросы и решить практические задания. Как распределить время для выполнения каждого блока заданий наиболее рационально?

 

Методисты рекомендуют распределить время таким образом, чтобы не менее 75 минут осталось для решения практических заданий части С. Распределение времени для решения заданий из части А и В рассчитывается по такому принципу: в части А – по 2 минуты для ответа; в части В – по 5 минут.

 

Следует также учесть, что к выполнению практической части работы учащийся может приступать лишь после того, как сдаст выполненные задания из теоретической части. 

 

Структура контрольно-измерительных материалов распределена таким образом, что каждая последующая часть включает задания более высокого уровня сложности.

 

Максимально высокий по сложности уровень включают практические задания из части С.

 

В части А предусмотрены 4 задания базового уровня и 2 с повышенной степенью сложности.

 

Часть В включает 7+5 заданий, соответственно базового и повышенного уровня сложности.

 

Структура КИМ по информатике 2013 года претерпела некоторые изменения, в частности, некоторые задания из части А перенесены в часть В, что исключает вероятность угадывания правильного ответа. За счет этого часть В пополнилась задачами повышенного уровня сложности, требующими формулировки краткого ответа. Впрочем, при надлежащем уровне знаний у экзаменуемого не должно возникнуть особых затруднений с решением заданий в этой категории.



 

Каждый правильный ответ в части А оценивается в 1 балл, поэтому за правильное решение всех заданий в тестовой категории максимально можно получить 6 баллов. Для этого необходимо лишь отметить правильный вариант из 4-х предложенных ответов.

Также по 1 баллу засчитывается за правильный ответ в решении заданий части В. В этой категории максимально можно добавить в свой актив 12 баллов (по количеству заданий). Формулировка краткого ответа подразумевает запись в виде последовательности символов. Для получения зачета за задание повышенного уровня сложности, от учащегося требуется дать содержательный ответ в развернутой форме.

В процентном отношении оценка в части А составляет 27%, в части В – 55% от суммарного максимального первичного балла за всю экзаменационную работу, равного 22.

 

В задании 20 (в части С ГИА по информатике) главный акцент сделан на проверку уровня знаний по умению работы с табличной и текстовой информацией, а также практических навыков по решению поставленной задачи путем составления сложного алгоритма вычислений.

 

Отличительной особенностью задания 20 является возможность выбора одного из двух вариантов. По желанию учащийся может выбрать вариант 20.1, в котором требуется составить алгоритм для формального исполнителя, либо вариант 20.2, предлагающий экзаменуемому показать знания и навыки в области программирования. Здесь потребуется не только составить алгоритм решения, но также записать его в виде программного кода (на одном из языков программирования). 

 

Задания с развернутой формой ответа преследуют цели оценки глубины полученных знаний, так как относятся к категории повышенного уровня сложности. За каждое задание (19 и 20) учащийся может получить от 0 до 2 баллов.

 

Оценка ответов учащихся производится экспертами, прошедших специальную подготовку на сайте ФИПИ и получивших соответствующий сертификат. Эксперты устанавливают соответствие ответов определённому перечню критериев, и при их совпадении экзаменуемый может набрать максимальное количество баллов, равное 4.  

 

Так, в задании 19 необходимо ответить на два поставленных вопроса. Если имеется ответ на оба вопроса - ставится 2 балла, получен ответ, лишь на один вопрос - 1 балл, нет правильных ответов – 0 баллов.

 

В задании 20.1 и 20.2 соответственно: алгоритм или программа работает правильно – 2 балла, не выполнено одно из условий исходных данных – 1 балл, задание выполнено неверно или программа выдаёт ошибки – 0 баллов.



 

При выполнении экзаменационной работы в частях А и В разрешается пользоваться черновиком, а задания части С предусматривают использование компьютера и специального программного обеспечения.

Что касается части А и В, то здесь не допускается использование справочной литературы, калькуляторов, компьютеров и нужно полагаться только на полученные в процессе обучения знания.

При выполнении заданий на компьютере, предусматривается использование специальных программ, например, Microsoft Excel, учебной среды «Робот», «Кумир» и пр.

 

 

 

В соответствии со шкалой перевода суммы первичных баллов, полученных по результатам оценки ГИА, «проходным» считается сумма от 5 баллов и выше (5-11 баллов соответствуют отметке «удовлетворительно»).

 

Для перевода суммарного первичного балла, полученного по результатам сдачи ГИА, используется непропорциональная шкала:

0-4 балла - считается «неудовлетворительно» (оценка «2»);

5-11 баллов – «удовлетворительно» (оценка «3»);

12-17 баллов – «хорошо» (оценка «4»).

Отметке «отлично» («5») соответствует набор первичных баллов в сумме от 18 и выше. 

 

В ГИА по информатике можно набрать 22 балла, что является максимальным показателем. Наибольший вес имеют оценки за выполнение практических заданий, за каждое из которых можно получить 2 балла. Задания базового и повышенного уровней сложности оцениваются в 1 балл.

Оценочный максимум в 22 балла включает суммарную оценку, полученную за выполнение каждой части КИМ ГИА, а именно: 6 баллов в части А, 12 баллов в части В, и 4 балла в части С. 

 

В теоретической части КИМ ГИА включены задания на оценку усвоения материала по фундаментальным основам информатики, включая:

  • Системы счисления и единицы объема информации.
  • Принципы кодирования и передачи информации.
  • Понятия алгоритма, его составления и записи, включая алгоритмические конструкции.
  • Проектирование и моделирование.
  • Элементарные знания математической логики.
  • Организация файловой системы.
  • Информационная среда и поиск информации.

 

Практическая часть включает проверку теории алгоритмов и навыки по работе с электронной таблицей.

 

Для успешной сдачи ГИА по информатике необходимо уметь:

  • Подсчитывать информационный объём сообщения;
  • Представлять в виде графиков формульные зависимости;
  • Производить кодирование и декодирование информационных данных;
  • Выполнять линейные алгоритмы и организованные в форме циклической последовательности;
  • Совершать обработку больших массивов информации с использованием баз данных или электронных таблиц;
  • Осуществлять поиск информации в базах данных и в Интернете;
  • Проводить анализ информации, представленной в схематическом виде;
  • Составлять алгоритм для формального исполнителя или же написать его на изучаемом языке программирования.

 

В программе школьного курса рассматривается программирование с использованием Бейсика и Паскаля, поэтому методика сдачи ГИА допускает применение любого из этих языков. Какой язык программирования выбрать – решает сам учащийся, согласно его предпочтениям, а также уровню полученных знаний.

Никто не имеет права навязывать использование того или иного языка при выполнении практических работ.



 

Курс информатики в общеобразовательных учреждениях не всегда обеспечивает подготовку к ГИА на должном уровне, так как для решения тестовых заданий часто требуются более глубокие знания некоторых тем, которые ограниченно представлены в учебнике. Поэтому к вопросу самоподготовки нужно относиться с должным вниманием.

 

Индивидуальная подготовка к ГИА не каждому по силам. Для самостоятельной подготовки целесообразно записаться на дистанционные подготовительные курсы по информатике, где опытные преподаватели диагностируют пробелы по предмету и разработают дифференцированный подход к их устранению. В этом случае самоподготовка будет максимально эффективна.

 

Подготовку к сдаче ГИА по информатике, это, впрочем, касается и других предметов, необходимо начинать в самого начала изучения курса. Но если это время упущено, то к подготовке ГИА нужно приступать прямо сейчас. Это позволит выявить темы, материал по которым усвоен не на достаточно высоком уровне, что позволит исправить огрехи в образовании.

Планомерная и неспешная подготовка в течение длительного по времени периода позволяет исключить неприятные неожиданности, связанные с «пробелами» в знаниях, за которые придется расплачиваться понижением суммарного балла. 

 

Некоторые тестовые задания и задачи, требующие формулировки краткого ответа по типу аналогичны ЕГЭ, однако, они в корне отличаются содержанием, поэтому связь ГИА и ЕГЭ чисто субъективна.

Что касается решения практических задач, то в этом плане не прослеживается никакой аналогии с ЕГЭ, включая и уровень сложности заданий. В отличие от заданий ЕГЭ, результатом выполненной работы служит файл (в ЕГЭ используются специальные бланки).

В ГИА используется несколько иная, в отличие от ЕГЭ, система подсчета первичных баллов, а именно, перевод в отметку по 5-тибальной шкале.

 

Сдача ГИА требует знаний не менее высокого уровня, чем единый государственный экзамен, что учитывается при подготовке. В этой связи подготовка к ГИА – серьезная заявка на получение высокого балла при сдаче ЕГЭ. Подготовка к ГИА по информатике позволит накопить необходимый багаж знаний, что в значительной мере облегчит принятие правильного решения при выполнении заданий по ЕГЭ.

На основании результатов ГИА в школах часто комплектуются профильные классы с углубленным изучением предмета, обучение в которых дает все основания для получения высокого балла на ЕГЭ. 

 

В отношении проведения экзаменов по информатике предъявляются следующие требования:

  • Запрещается присутствие преподавателей информатики, ранее читавших курс этим учащимся.
  • В аудитории, где проводится сдача практических заданий, должен присутствовать специалист-компьютерщик, чтобы в случае необходимости оказать помощь с запуском необходимого ПО.
  • Рекомендуется разнести выполнение тестовых и практических заданий по двум разным аудиториям.

 

Единая инструкция по правилам проведения и оценки работы, касающихся части А и В, позволяет осуществлять проверку заданий преподавателями, не специализирующимися по профилю информатики и ИКТ.

Для облегчения проверки выполненной работы применяется дихотомическая система оценки, при которой «1» соответствует правильно выполненному заданию, а «0» указывает на неверный ответ.

 

В соответствии с рекомендациями ФИПИ, ГИА по информатике проводятся в 2-х аудиториях, в одной из которых выполняются задания части С.

Для проверки и оценки практических заданий (в части С) привлекаются квалифицированные эксперты, прошедшие специальные курсы подготовки по методикам, составленным ФИПИ и получившие соответствующий сертификат.

 

 

© 2012 - 2013, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ГИА
Профориентация
Стоимость курсов
Пробные ЕГЭ
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы