В нашем центре работают курсы подготовки к ГИА по литературе. Структура курсов приведена в полное соответствие с последней версией кодификатора по литературе. Безусловно, выпускники сами могут прочитать произведение. Однако для сдачи экзамена с получением высших баллов необходимо научиться анализировать тексты, уметь определять элементы содержания и структуры, рассматривать произведения в тесной связи с общим литературным процессом эпохи. Помочь овладеть этими знаниями и умениями  - и есть задача курсов подготовки ГИА по литературе.

Экзамен не является обязательным. Но его просто необходимо сдавать тем выпускникам, которые собираются поступать на такие специальности, как журналист, филолог, актёр, художник, дизайнер, продюсер. И это далеко не полный перечень. Если вы выбрали своей будущей профессией одну из перечисленных, вам стоит пройти курсы подготовки к ГИА по литературе. Скорее всего, школьная подготовка не даст вам нужного количества баллов на экзамене. В процессе подготовки на наших курсах строго учитываются «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента Госстандарта среднего (полного) общего образования. Преподаватели учат выполнять задания, связанные с анализом произведений, самостоятельно мыслить и аргументировать ответы, правильно оформлять их на письме.

Узнать условия поступления на курсы подготовки к ГИА по литературе и стоимость обучения вы можете в соответствующем разделе нашего сайта.

 

Экзамен ГИА по литературе состоит из 2 частей.

Первая часть подразумевает работу с содержанием предложенного текста  художественного произведения.  Нужно ответить на вопросы и выполнить задание к тексту. Предлагается два варианта художественного текста, из которых экзаменуемому необходимо выбрать один. Тексты представляют собой разные литературные жанры. В 1 варианте представлены отрывки из эпоса, а во 2 варианте – лирики.

По каждому тексту нужно выполнить 3 задания, дать развёрнутые ответы на вопросы, связанные с анализом текста.

Вторая часть экзамена заключается в написании сочинения – рассуждения объёмом не менее 200 слов по одной из четырёх предложенных тем.

 

Как и на всех экзаменах, на экзамене по литературе в 9 классе нельзя пользоваться посторонними предметами. Возможно только наличие ручек и документа, удостоверяющего личность  (паспорт). Однако предусмотрено на экзамене по литературе наличие художественного произведения, по которому экзаменуемый сдает экзамен.

Таким образом, на экзамене ГИА по литературе разрешается пользоваться текстами художественных произведений в полном объёме и сборниками лирики. Этими книгами обеспечивается аудитория, в которой сдается экзамен, учащийся во время экзамена имеет доступ к художественным текстам в полном объёме. 

 

По требованиям СанПиНа время проведения экзамена не должно превышать 240 минут. На выполнение работы ГИА по литературе даётся 235 минут, что составляет 3 часа 55 минут. Время организационного момента в аудитории и заполнения бланков регистрации не входит во временной промежуток экзаменационного времени. Отсчёт времени экзамена начинается после заполнения регистрационных бланков с момента того, как экзаменуемый приступил к выполнению заданий КИМа. Время начала экзамена и время окончания экзамена записывается на доске, чтобы экзаменуемые могли рационально распределять время, контролировать остаток времени.

 

Так как на выполнение экзаменационной работы ГИА по литературе отводится 235 минут (3 часа 55 минут), рекомендуется на выполнение заданий 1 части (три задания по тексту) потратить 2 часа, остальное время оставить на работу над сочинением (2 часть экзаменационной работы). Выполняя работу над 1 часть экзамена ГИА по литературе, нужно запланировать на ответы на первые 2 вопроса по 30 минут на каждый. Вопрос-задание 3 к тексту потребует больше времени – 60 минут.

Таким образом, рекомендуется: 2 часа – работа по 1 части экзамена, 1час 55 минут – работа по 2 части экзамена. 

 

Любой экзамен в формате ГИА или ЕГЭ имеет разные уровни заданий: базовый, повышенный и высокий.

К базовому уровню в ГИА по литературе относятся ответы вопросы 1.1.1 и 1.1.2; 1.2.1 и 1.2.2. в первой части экзаменационной работы.

По-другому говоря, базовый уровень – это два первых вопроса, предлагаемых по анализу художественного  текста.  На  ответ по каждому из них даётся по 30 минут.  Ответ на каждый из вопросов базового уровня  должен быть в объёме 3-5 предложений.

 

ГИА по литературе призван проверять знания по литературе, умения мыслить, рассуждать, аргументировать свой ответ, разбираться в теоретико-литературных вопросах. Орфография, как наука, лежит в плоскости лингвистики, поэтому изучается на предмете Русский язык.

Таким образом, орфография при проверке работ по литературе не учитывается. В критериальной базе критерий по норме орфографии отсутствует.

Нормативность на экзамене по литературе проверяется с точки зрения речевых ошибок. По каждому виду работы имеется своя расстановка баллов по данному критерию.

 

Так как работа по литературе не имеет тестовой части, а все задания предусматривают развёрнутый ответ на вопрос или задание, то экзаменационные работы по литературе проверяются экспертами территориальных экзаменационных комиссий.

Проверяются работы по специально разработанным ФИПИ критериям по каждому из заданий:

- критерии оценивания ответов на  первые два вопроса, требующие развёрнутого ответа объёмом 3-5 предложений – 2 критерия;

- критерии оценивания ответа на  третий вопрос, требующий развёрнутого ответа объёмом  5-8 предложений – 3 критерия;

- критерии оценивания 2 части экзаменационной работы (сочинения), требующей ответа объёмом не менее 200 слов – 5 критериев.

 

В ГИА по литературе задание повышенного уровня входит в первую часть экзамена. Это третий вопрос-задание, предложенное для работы с текстом художественного произведения.

Для его выполнения отводится 60 минут. Учащийся должен составить связный развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений. Указание на объём условное.  Рассматривается содержательная сторона ответа, поэтому учащийся может дать ответ в большем объёме при наличии глубоких знаний или ответить в меньшем - при умении формулировать свои мысли точно.

Вопрос-задание проверяет умение сопоставлять,  сравнивать, давать сравнительную характеристику. 

 

Для проверки ГИА по литературе разработаны критерии проверки и оценки каждого вида работ.

Сочинение проверяется по критериям оценивания заданий 2.1 – 2.4, требующих написания развёрнутого ответа не менее 200 слов (сочинения).  Критериев для проверки сочинения – 5.

Первый критерий оценивает по трёхбалльной системе способность раскрыть тему и умения убедительно рассуждать.

Второй критерий проверяет владение экзаменуемым теоретико-литературными понятиями.

Третий критерий отслеживает, как суждения в сочинении обосновываются текстом.

Четвёртый критерий в двухбалльной системе оценивает композиционную цельность и логику построения сочинения.

Пятый критерий указывает допустимое количество речевых ошибок, оценивая данную норму от 0 до 3 баллов.

 

Первая часть экзамена ГИА по литературе включает в себя альтернативные задания, где учащийся имеет право выбора одного из заданий на своё усмотрение.

Первые три задания (вопросы 1.1.1, 1.1.2; 1.2.1,1.2.2, задание 1.1.3, 1.2.3) одинаковой структуры предлагаются  для текстов 2 вариантов. Первый вариант текста – это текст - фрагмент эпического произведения. Второй вариант – это текст - лирическое стихотворение (или басня).

Вариативность задания заключается в том, что обучающийся имеет право выбрать с каким текстом, эпическим или лирическим, ему работать на экзамене. Выбрав для работы один из вариантов, учащийся выполняет три задания к выбранному тексту.

Вариативность присутствует во второй части ГИА по литературе. В этом случае ученикам предоставляется право выбрать тему для сочинения из четырёх предложенных.

 

Во втором задании ГИА по литературе экзаменуемый сразу предупреждается о том, что в сочинении должно быть не меньше 200 слов. В то же время здесь же говорится, что нулём баллов оценивается только то сочинение,  в котором меньше 150 слов. Такая работа считается невыполненной и проверке не подлежит.

Таким образом, нужно стремиться писать сочинение больше 200 слов, но, если в сочинении будет 150 слов, оно также будет проверено, причём распределение баллов по критериям не меняется.  

 

Во 2 части ГИА по литературе участникам экзамена предлагается 4 темы для сочинения.

Темы согласуются с материалами КИМов.

Тема 2.1 (первая тема) предложена по эпическому произведению, из которого взят отрывок для первого варианта первой части.

Тема 2.2 (вторая тема) предложена по творчеству поэта, лирическое стихотворение которого включено во второй вариант первой части.

Темы 2.3 и 2.4 предложены по творчеству других писателей, произведения которых не вошли в варианты первой части. Здесь может быть представлена литература 20 века, 19 века, литература 18 века, древнерусская литература.

Если экзаменуемый выбирает сочинение по лирике, то  он должен проанализировать два и более стихотворения.  

 

Максимальный балл, который может быть получен по критериям сочинения, равен 12.

Первый критерий, который оценивает способность раскрыть тему и умения убедительно рассуждать, может максимально дать 3 балла.

Второй критерий, по которому проверяет умение применять теоретико-литературные понятия, оценивается от 0 до 2 баллов.

Третий критерий имеет максимально 2 балла, которые ставятся за работу, где суждения обосновываются текстом.

По четвёртому критерию максимально возможно получить 2 балла при  соблюдении композиционной цельности и логики построения сочинения.

Наличие в сочинении не более 2 речевых ошибок гарантирует максимальных 2 балла по пятому критерию.

Первый критерий является очень важным. Если по первому критерию работа оценивается 0 баллов, то задание считается невыполненным,  и по остальным критериям работа не оценивается. В этом случае экзаменуемому за сочинение выставляется 0 баллов.

 

На ГИА по литературе  представлены задания всех 3 уровней: базового, повышенного и высокого.

К высокому уровню сложности относится одно задание 2 части экзаменационной работы. Это задание, где нужно написать развёрнутый ответ объёмом не меньше 200 слов, по выбранной экзаменуемым тематике. Это и есть сочинение по одной из четырёх предложенных тем.

 

Для экзамена ГИА по литературе отобран языковой материал в виде художественных произведений, изучаемых по основной общеобразовательной программе основного общего образования. В него вошли произведения от древнерусской литературы до литературы 20 века.

Творчество великого А.С. Пушкина представлено достаточно  широко. Во-первых, это поэзия Пушкина, его стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «К Чаадаеву», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Няне»,  «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «И.И. Пущину», «Анчар», «Зимняя дорога», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Бесы», «Зимнее утро», «Туча», «Вакхическая песня», «Не пой, красавица, при мне…».

В экзаменационные материалы включены и другие произведения А.С. Пушкина:

- Поэма «Цыганы»,

- «Повести Белкина»,

- Роман «Евгений Онегин»,

- Роман «Капитанская дочка».

Помним, что для анализа будут взяты фрагменты из произведений, а воспользоваться можно будет текстом произведения в полным объёме.

 

В экзаменационных работах могут быть использованы отрывки из зарубежной литературы. В кодификаторе указываются такие произведения как:

- Трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет» У. Шекспира,

- Одна комедия по выбору Ж.-Б. Мольера,

- «Фауст» (фрагменты) И. В. Гете,

- «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) Гомера.

 

Литература 18 века может быть представлена несколькими очень известными произведениями эпического и лирического жанров того времени.

Может встретиться фрагмент из произведения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» М.В. Ломоносова.

Из эпических произведений литературы 18 века отобраны  комедия «Недоросль» Фонвизина и повесть «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.

Из лирических - стихотворения Г.Р. Державина «Памятник» и «Властителям и

судиям».

 

 

 

Отвечая на вопросы и задания ГИА по литературе, экзаменуемому рекомендовано опираться  на авторскую позицию, высказывать свою точку зрения,  при анализе произведения использовать теоретико-литературные понятия. Эти рекомендации указаны в инструкции по выполнению работы.

В кодификаторе  перечисляется, какими основными теоретико-литературными понятиями должен владеть выпускник основной общеобразовательной ступени.

Девятиклассник должен знать, что художественная литература - это искусство слова. Он должен  владеть понятиями литературные жанры и роды литературы, видеть в произведениях черты основных литературных направлений.

Анализируя текст, экзаменуемый должен уметь применить такие понятия как: тема и идея художественного произведения, сюжет, композиционные составляющие текста,  конфликт, литературный и лирический герой,  образ автора, автор – повествователь, система образов.

В анализе рекомендуется использовать характеристику языка художественного произведения, использование автором изобразительно-выразительных средств.

Если анализу подлежит лирическое произведение, необходимо пользоваться теоретико-литературными понятиями: ритм, рифма, строфа, стихотворный размер.

 

Русская литература второй половины 19 века представлена произведениями А.Н. Островского, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Поэзия Ф.И. Тютчева,  А.А. Фета, Н.А. Некрасова входит в тексты для анализа в первой части экзаменационной работы.

 

Литература 20 века будет представлена стихотворениями А.А. Блока: «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».

Стихотворения В. Маяковского, С.А. Есенина, И.А. Бродского, Е.А. Евтушенко,  А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Н.М. Рубцова будут взяты в  качестве языкового материала в первую часть ГИА по литературе.

Из эпических произведений – это рассказы И.А. Бунина, М.А Шолохова, В.М. Шукшина, рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Проза второй половины XX в.  будет представлена именами Ф.А. Абрамова, Ч.Т. Айтматова, В.П. Астафьева, В.И. Белова, В.Г. Распутина,  В.Ф. Тендрякова, В.Т. Шаламова и других. 

 

Критериев оценки экзаменационной работы с точки зрения норм пунктуации нет. ГИА по литературе не проверяет результатов обучения русскому языку, поэтому критерии проверки орфографии, пунктуации, грамматических норм в ГИА по литературе отсутствуют.

Единственная норма, которая присутствует в критериях экзаменационной работы по литературе, – это отсутствие и наличие речевых ошибок. 

 

По окончании изучения курса литературы за основную школу девятиклассник должен иметь определенные знания и умения, которые проверяются на ГИА по литературе.

Выпускник 9 класса должен знать природу словесного искусства, владеть содержанием изученных художественных произведений, рассказывать факты жизни и творчества А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, ориентироваться в теоретико-литературных понятиях.

Выпускник основной школы должен уметь:

-  понимать и анализировать художественный текст;

- делить художественный текст на смысловые части;

- формулировать тему и идею, проблематику произведения;

- разбираться в композиционном строении текста, изобразительно-выразительных средствах;

- уметь сравнивать, видеть авторскую позицию, говорить о своём отношении к прочитанному;

- письменно высказываться по поводу изученных произведений;

- принимать чужую точку зрения и аргументировать свою.

 

© 2012 - 2013, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ГИА
Профориентация
Стоимость курсов
Пробные ЕГЭ
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы