Русским языком должны владеть все граждане России, потому что это государственный язык. Кроме того, у него уникальный статус: это язык межнационального общения. Такова официальная версия.

Есть еще и более прагматическое, близкое каждому объяснение. В большинстве школ именно на русском языке ведется обучение всем остальным предметам. Успехи в русском напрямую связаны с общими достижениями в учебе. Если вы научились работать с текстами на уроках русского языка, применить свои навыки вы сможете в любой выбранной вами профессии. Для учеников национальных школ, где обучение проводится на родном языке, высокий балл по русскому обещает большую мобильность в будущей карьере. 

ГИА по русскому языку с полным основанием можно считать экзаменом за все 9 лет учебы. С первыми правилами орфографии и пунктуации школьники знакомятся еще в начальных классах. Тогда же появляются первые изложения, чуть позже и сочинения – фигуры высшего пилотажа в овладении языком.

В тестовой части заданий к ГИА встречаются вопросы по фонетике (5 класс), лексике и словообразованию (6), морфологии (7-8) и синтаксису (8-9). Это значит, что подготовка к экзамену по русскому начинается задолго до 9 класса. Если вы об этом забыли, возможно, самому вам уже не справиться. Тогда придется прибегнуть к помощи специалистов, которые в максимально сжатые сроки решат вашу проблему.

В материалы к ЕГЭ включены задания за все годы обучения русскому языку. Особенно ярко это отражается в сочинении, где проявляются навыки, формировавшиеся системно и последовательно. В 10-11 классах полученные знания обобщают и углубляют, дополняя основами стилистики и редактирования текста.

Очевидно, что в старших классах учиться легче, если опираться на прочные навыки и умения, уже подтвержденные успешным прохождением ГИА. В противном случае выпускник столкнется с необходимостью самостоятельно или с помощью репетитора нагонять упущенное, ведь часы по русскому языку не рассчитаны на исправление огрехов в учебе за прежние годы. 

Времени на экзамен выделяется чуть меньше 4 часов. Это не так много в сравнении с тем количеством разноплановых заданий, которое необходимо выполнить. Так что искать ответы в книгах просто некогда.

Единственное исключение – официально разрешенный к использованию орфографический словарь, предлагающий школьникам совершенно законные подсказки. Это приятное послабление для 9 класса, у выпускников такой возможности уже не будет.

Основные правила для достижения максимальной пользы и экономии времени: во-первых, до экзамена освежить в памяти, как выглядит орфографический словарь изнутри, во-вторых, искать в нем только те слова, в написании которых вы действительно сомневаетесь.

В заданиях к ГИА по русскому языку предусмотрено всего два уровня сложности – базовый и высокий. Тесты с выбором ответа или кратким ответом и изложение относятся к базовому уровню, что вполне объяснимо. Тестовые вопросы касаются самых основных тем, а изложение демонстрирует навыки работы с готовым текстом.

Значительно более серьезных умений требует написание сочинения. Прежде всего, рассуждение – это самый сложный тип текста, требующий выражения собственного мнения, выдержанного в строгих логических рамках с четкой аргументацией. Дополнительная трудность – лингвистическая тематика. Здесь школьник показывает и владение теорией, и проявляет практические навыки. 

Экзамен в новом формате по любому предмету состоит из заданий 3 типов. Задания типа А, где из предложенных 4 ответов экзаменуемый выбирает один правильный ответ.

Задание типа В, где ответ кратко записывается в виде слов, словосочетаний или цифр. Это задание с кратким ответом.

В заданиях типа С требуется дать развёрнутый ответ на вопрос (задание). Чаще всего это задания творческого  характера.

ГИА по русскому языку имеет структуру С1, А+В, С2. Таким образом, экзамен ГИА по русскому языку имеет 3 части.

1 часть – С1 – сжатое изложение, задание с развёрнутым ответом творческой направленности.

2 часть - А+В – тестовая часть экзамена, включающая в себя заданий типа А – 7 заданий  и заданий типа В – 9 заданий.

3 часть -  С2 – сочинение по заданному высказыванию, задание с развёрнутым ответом творческой направленности.

На протяжении  всего экзамена ГИА по русскому языку разрешено использование орфографического словаря. Выполняя все 3 части экзаменационной работы, сдающие экзамен могут проверять свои ответы на вопросы по орфографическому словарю. Другие справочные материалы на экзамене запрещены.

Значит, ещё на экзамен можно иметь инструмент для организации труда – ручки, черновики будут выданы перед экзаменом, и для создания комфортных условий труда – бутылочка с водичкой, возможно шоколадка. Условия, создаваемые для себя на экзамене, не должны ни в коем случае мешать окружающим, поэтому водичка – заранее открыта, шоколадка – развёрнута.

Время сдачи ГИА по русскому языку составляло 240 минут. В 2013 году это время сокращено на 5 минут. Соответственно, экзамен по русскому языку теперь будет продолжительностью 235 минут, что составляет 3 часа 55 минут.

Изменения во временном отношении на экзамене произошли по требованиям СанПиН. В 2013 году изменено время проведения всех экзаменов, на которые планировалась отвести 4 часа, оно сокращено с 240 минут на 235.

 Отсчёт времени на экзамене начинается после организационных  моментов по распределению участников ГИА по аудиториям, по заполнению бланков регистрации и инструктажей.

Время начала экзамена и его окончания записывается на доске.

Вторая часть ГИА по русскому языку – это тестовая часть экзаменационной работы. Она включает в себя задания типа А с выбором правильного ответа и заданий типа В с записью краткого  ответа.

Заданий типа А - семь, и нужно помнить, что один из четырёх является правильным.

Заданий типа В - девять. В этих заданиях первые три предполагают  запись ответа словом, словосочетанием, а остальные шесть заданий требуют записи ответа цифрой или цифрами.

Говоря об орфографии на ГИА по русскому языку, нужно отметить, что тестовая часть в формате орфографии не проверяется.  Поэтому, если ответы на задания типа В во второй части ГИА будут записаны с ошибками, ответы будут не засчитаны как правильные, и, соответственно, по ним будет выставлено 0 баллов.

Первая  часть С1 и третья часть С2 с точки зрения грамотности имеют одни критерии, то есть изложение и сочинение вместе оцениваются по критериям грамотности, куда и входит критерий по орфографии.

Критерии, о которых упоминалось выше, называется «Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого». Критерий по орфографии (один из первых в списке критериев) ГК1 называется «Соблюдение орфографических норм».

Проверка творческих частей ГИА по русскому языку С1, С2  проверяется экспертами или членами территориальной предметной комиссии по проверке заданий с развёрнутым ответом. Проверяются эти виды работ по разработанным ФИПИ критериям. Для проверки изложения имеются свои критерии, которые так и называются «Критерии оценивания сжатого изложения». По изложению всего 3 критерия, касающиеся содержания работы, применения приёмов сжатия и смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Не забываем, что на изложение распространяются критерии оценки грамотности. В отношении грамотности и точности фактов проверяется изложение и сочинение как один текст.

Часть ГИА по русскому языку проверяется компьютерной техникой. Как и на ЕГЭ по русскому языку, такой проверке подвергается тестовая часть экзаменационной работы.  Она проверяется централизованным способом при помощи сканирования ответов.

Оформляя ответы тестовой части, нужно чётко следовать инструкции заполнения бланков ответов, быть предельно внимательными и аккуратными. Исправления, помарки, плохо прописанные линии могут привести к тому, что ответ не будет прочитан сканером правильно, и, естественно, потерян балл. 

Проверка творческих частей ГИА по русскому языку С1, С2  осуществляется членами территориальной (созданной на уровне региона) предметной комиссии, которая проверяет задания с развёрнутым ответом. Задание С2  - это сочинение. Сочинение проверяется по критериям, которые разработал ФИПИ. Для проверки сочинения предусмотрены свои критерии, которые так и называются «Критерии оценивания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему». По сочинению всего 4 критерия. С помощью этих критериев проверяется: обоснованность ответа; аргументация; цельность, связность и последовательность сочинения; стройность работы с точки зрения композиции.

Не забываем, что на сочинение распространяются критерии оценки грамотности. В отношении грамотности и точности фактов проверяется изложение и сочинение как один текст.

Фактическая точность и практическая грамотность оцениваются путём проверки изложения и сочинения вместе, как одного текста.  «Соблюдение пунктуационных норм» - один из критериев проверки практической грамотности.  Значит,  в тексте (изложение плюс сочинение) допустимо сделать не более двух пунктуационных ошибок и получить 2 балла по данному критерию.

Шкала баллов критерия по соблюдению норм пунктуации (для изложения и сочинения вместе)  таковы:

нет ошибок или не более 2 – 2 балла;

3-4 пунктуационные ошибки – 1 балл;

5 и более допущенных ошибок – 0 баллов.

Критерии оценки тестовой части элементарны: дали правильный ответ – заработали 1 балл.

Изложение оценивается в двух аспектах: содержательном (до 7 баллов) и нормативном (до 10 баллов на оба текстовых задания). В плане содержания важна прежде всего точность отражения исходного варианта. В сжатом изложении проявляется умение извлечь их текста самое главное, сохраняя при этом его цельность и не нарушая логичности пересказа. Логичность в первую очередь выражается в оправданном членении на абзацы.

Второй актуальный аспект – это соответствие выполненного задания нормам русского языка (орфографическим, пунктуационным, грамматическим, речевым – лексическим и стилистическим), а также отсутствие фактических искажений первоисточника. 

Сочинение  на языковедческую тему оценивается с точки зрения содержания (до 5 баллов), структуры (до 4 баллов) и соответствия русским языковым нормам (до 10 баллов, включая сжатое изложение).

При проверке содержания учитывается полнота, обоснованность и фактическая правильность ответа на поставленный вопрос. Необходимо привлечь не менее двух аргументированных примеров из текста с мотивацией выбора.

В структурном отношении текст должен логично члениться на абзацы, быть цельным и завершенным.

Поскольку самостоятельная работа над созданием текста – достаточно сложное задание, некоторые послабления возможны при оценке грамотности. Высшие баллы могут быть выставлены и при наличии одной орфографической или грамматической ошибки или двух речевых и пунктуационных. 

Девятиклассники в обязательном порядке пишут рассуждение по высказываниям на тему языка (напомним, что до 2013 года допускались варианты). Требования в целом остались прежними: текст должен быть содержательным, аргументированным, композиционно стройным и грамотным.

Слишком бояться такого текста не стоит. Если вы имеете представление о рассуждении как о типе текста, то сможете написать на любую тему, в которой разбираетесь. А разобраться в лингвистике придется, иначе вам не ответить на тестовые вопросы.

Кроме того, у школьников есть возможность заранее ознакомиться с примерными темами. На экзамене именно такие формулировки не встретятся, но будут предложены однотипные. Также полезно продумать шаблон вступления и заключения для сочинения.

С одной стороны, при написании маленького сочинения можно не слишком задумываться о композиции: ответили на вопрос, привели два аргументированных примера – на этом объем исчерпан. Однако не стоит забывать, что композиционная стройность является одним из критериев оценки и может добавить 2 балла к общей сумме.

Наличие вводной, основной части и заключения в экзаменационном тексте только приветствуется. Таким образом, 70 слов, а точнее – 140 слов на изложение и сочинение – это просто тот минимум, при нарушении которого задание оцениваться не будет (меньше 70 слов на оба текста) или оценку значительно снизят.

При создании текста думайте о полноте ответа и его обоснования и завершенности текста. Исходя из этого, выбирайте оптимальный для себя объем, который, конечно же, может превысить минимальный.

За две верно выбранных иллюстрации к сочинению начисляется 3 балла, что заставляет отнестись к этому процессу очень серьезно. Ваши аргументы должны показать, что вы действительно понимает суть вопроса, на который отвечаете. Недостаточно просто привести пример: необходимо мотивировать свой выбор.

Задача, стоящая перед девятиклассниками, облегчается тем, что им нужно найти подтверждение своей мысли в тексте задания. При этом проверяются навыки чтения и понимания прочитанного.

Важно запомнить, что аргументы, не относящиеся к прочитанному тексту, не оцениваются, хотя соответствие их языковым нормам проверяется. 

Этот вопрос нередко задают себе девятиклассники, ведь им кажется, что в реальной жизни такой вид работы с текстом не встречается.

Между тем регулярная работа над изложениями – это важнейший способ развить навыки аудирования (умения слушать и понимать текст). Продемонстрировать уровень понимания можно в устной  или письменной форме (пересказ или изложение).

Способность на слух определять тему и основную идею текста обязательно пригодится в дальнейшей учебе: уже в старших классах ученики будут осваивать конспектирование, в том числе и устной речи. Этот навык окажется не лишним в будущей студенческой и профессиональной жизни. 

 

Изложения из домашних упражнений, предлагающие прочитать текст, закрыть учебник и написать свой вариант, не развивают навыков аудирования – восприятия устной речи.

В домашних условиях возникает вопрос, где взять устный текст нужного качества, если не принуждать к чтению родственников. Здесь на помощь могут прийти аудиокниги: хорошая дикция чтеца и удобный темп речи гарантированы.

Продуктивнее всего работать по специальной системе. Начать стоит с пересказа услышанного: можно наговаривать на диктофон, чтобы проверить себя со стороны. Потом переходите к письменной речи – от подробного к сжатому изложению. Порядок именно такой, ведь в сжатом изложении требуется не механическое повторение исходного текста, а выделение его значимых частей – более глубокий уровень восприятия.

При написании небольшого сочинения-рассуждения с выбором примеров из предложенного текста чаще используется параллельный вид связи. Обычно главная мысль высказывается в одном предложении, а последующие предложения иллюстрируют ее, оставаясь равноправными по отношению друг к другу.

При таких отношениях главный принцип сохранения смысловой цельности – соответствие всех высказываний заявленной теме. Если выбранный пример не отвечает на поставленный вопрос, от него стоит отказаться.

Связность речи достигается не только на содержательном уровне. Текст должен быть выдержан в едином стиле. Для ГИА целесообразно выбрать нейтральный стиль с элементами книжного. Выбор сходных грамматических форм также поможет организовать текст. 

Один из критериев оценки уровня грамотности, проявленного в сочинении и изложении, – отсутствие речевых ошибок, то есть нарушений норм речи.

Отступлением от речевых норм считается употребление слова в неправильном значении или смешение разных стилей, изменение состава фразеологического оборота.

Повтор в одном предложении одинаковых или однокоренных слов тоже считается ошибкой – речевой избыточностью. Противоположный случай, когда в тексте пропущены необходимые для его понимания слова, называют речевой недостаточностью.

Самый простой способ усвоить речевые нормы – читать больше хороших книг. Непосредственно на экзамене необходимо проверить текст в черновике, когда еще можно избежать повторов или пропуска важных частей. 

Упражнения в учебниках одинаковы для всех школьников, независимо от доминирующего способа восприятия окружающей действительности. Больше всего с точки зрения обучения орфографии и пунктуации повезло визуалам: они читают текст и запоминают написание.  При этом важен подбор литературы, иначе такие ученики будут воспроизводить неправильные образцы.

Аудиалам, воспринимающим информацию в основном на слух, сложнее: звучание и написание русских текстов сильно различается. Для повышения уровня грамотности им можно посоветовать орфографическое проговаривание текстов вслух – именно так, как написано.

Труднее всего кинестетикам, ориентированным на движение. Им поможет увеличение объема переписывания текста, помогающего руке запоминать нужные действия. 

Подготовка к ГИА по русскому языку подразумевает знание не только самих заданий, но и систему оценивания, критериальную базу. Так, оценивая изложение в ГИА, эксперты проверяют содержательную сторону текста.

По первому критерию «Содержание изложения» можно получить 0,1 или 2 балла. Всё зависит от точности передачи основного содержания услышанного и пропуске или добавлении микротем (абзацев). Запомним! Текст для изложения в 2013 году состоит из 3 микротем, значит и в самом изложении должно быть 3 абзаца.

Второй критерий касается сжатия текста изложения. Так как в исходном тексте 3 микротемы, то и сжимать нужно каждую из них. В зависимости от того, сколько приёмов сжатия применялось и во всех ли микротемах использовались приёмы сжатия, выставляются баллы:

3 балла – приёмы сжатия использовались во всех 3 микротемах;

2 балла – экзаменуемый применил приёмы сжатия только для 2 микротем (абзацев);

1 балл – приёмы сжатия применялись только для одной микротемы текста;

0 баллов – экзаменуемый не использовал приёмов сжатия.

Третий критерий выявляет наличие или отсутствие логических ошибок, нарушение абзацного членения изложения. По данному критерию шкала баллов колеблется от 2 до 0.

Два балла выставляется при отсутствии логических ошибок и нарушений в членении текста на абзацы.

Один балл ставится, если в сжатом тексте изложения допущена 1 логическая ошибка и (или) имеется 1 нарушение членения текста на абзацы.

Если допущено более 1 логической ошибки и (или) наблюдается 2 случая нарушения абзацного членения, ставится 0 баллов.

«И (или)» нужно рассматривать как:

и – ошибки сосуществуют вместе;

или – случай наличия какой-либо ошибки.

Чтобы яснее в этом разобраться, посмотрим следующие разъяснения:

в тексте изложения допущена 1 логическая ошибка – 1 балл;

в тексте изложения имеется 1 нарушение абзацного членения – 1 балл;

в тексте изложения выявлена 1 логическая ошибка и имеется 1 нарушение абзацного членения – 1 балл.

Если  в тексте логических ошибок больше 1 или больше 2 нарушений в абзацном членении выставляется 0 баллов.

 

При подготовке к ГИА по русскому языку нужно вооружиться знаниями о том, как проверяются работы, сколько баллов и за что возможно получить.

В 2013 году сочинение пишется в части С2. Проверяется сочинение по критериям, которые не во многом отличаются от критериев проверки С2.1. в ГИА по русскому 2012 года.

В 2013 году сочинение – рассуждение проверяется также по 4 критериям, только в некоторых критериях изменилась шкала баллов.

Первый критерий касается фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса. Если таковых нет, ставится 2 балла. Если допущена 1 фактическая ошибка – 1 балл. Допущение 2 и более фактических ошибок, недоказанный тезис, рассуждение не по тезису, доказательство на бытовом уровне приведут к тому, что данный критерий будет оценён 0 баллов.

Второй критерий контролирует наличие примеров – аргументов из текста и раскрытие их роли в тексте. Если приведены 2 примера – аргумента и верно раскрыта роль обоих примеров в тексте, то ставится наивысший балл по этому критерию – 3 балла. Два балла ставится в позициях:

2 примера – аргумента приведены, но их роль в тексте не указана;

2 примера – аргумента приведены, но роль в тексте определена только у одного из них;

приведён 1 пример – аргумент и указана его роль в тексте.

Если экзаменуемый в сочинении приведёт 1 пример – аргумент, не указав его роли в тексте, то ему будет выставлен 1 балл по второму критерию.

Отсутствие примеров – аргументов в сочинении или примеры – аргументы, приведённые не из прочитанного текста, не дадут экзаменуемому баллов.

Третий критерий отслеживает смысловую цельность, речевую связность, последовательность изложения, то есть логические ошибки и абзацное членение. Оценивается он от 0 до 2 баллов. Наивысшее количество баллов по данному критерию можно набрать при отсутствии логических ошибок и нарушений абзацного членения. Набрать 1 балл можно, если вы допустили в сочинении:

1)      1 логическую ошибку;

2)      1 нарушение абзацного членения текста;

3)      1 логическая ошибка + 1 нарушение абзацного членения текста;

В остальных случаях по этому критерию ставится 0 баллов.

Следующий критерий «Композиционная стройность работы» позволяет набрать до 2 баллов. Если в построении текста отсутствуют ошибки, текст завершён, структура соблюдена, ставится 2 балла. Допущение 1 ошибки в построении текста снижает баллы с 2 до 1. Если в сочинении допущено 2 и более ошибок в построении текста, такая работа оценивается 0 баллов по данному критерию.

Если сочинение является просто пересказом текста экзаменационной работы, то тогда по всем критериям сочинения ставится 0 баллов, в том числе и по критериям оценки грамотности и фактической точности.

На экзамене ГИА по русскому языку сначала проводится  регистрация участников и распределение их по аудиториям, которые им выпали в ходе жеребьёвки с помощью компьютера.

По прибытии участников экзамена в 9 классе в аудитории им раздаются КИМы, и начинается заполнение  бланков регистрации. После объявления экзамена сдающие приступают к выполнению первого вида работы – это сжатое аудиоизложение. Аудиозапись с текстом изложения включается 2 раза с определенным интервалом времени. Изложение записывается на отдельных листах.

Следующий вид работы на ГИА по русскому – это выполнение тестовой части экзамена, задания А+В, и творческой части – С2  - сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Нужно помнить, что экзамен ГИА длится 235 минут (3 часа 55 минут), и разумно распределить время для работы.

В изложении и сочинении орфографические ошибки проверяются как в одном тексте. Соблюдение норм орфографии – это первый критерий, входящий в критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. Для получения наивысших 2 баллов по данному критерию можно допустить в работе не более 1 орфографической ошибки. Такой норматив применяется  при проверке текста (изложение + сочинение) объёмом 140 и более 140 слов.

Если сумма слов проверяемого текста (изложение вместе с сочинением) равно от 70 до 139, то по данному критерию при таком количестве орфографических ошибок наивысший балл будет снижен с 2 до 1. То есть с уменьшением объёма работы, уменьшается количество баллов.

Повысить грамотность и более качественно подготовиться к экзамену "Русской язык в 9 классе" вам помогут курсы по ГИА.

В отличие от экзамена ЕГЭ  результат ГИА по русскому языку переводится в отметку по шкале пяти баллов.

Наивысший балл за все части экзаменационной работы в 9 классе по русскому языку равен 42 баллам. Это 100 % выполнение заданий.

Пятёрка ставится, если экзаменуемый набрал не менее 37 баллов за всю работу. При выставлении пятёрки учитывается количество баллов, полученных за грамотность по критериям ГК1 – ГК4  (орфография, пунктуация, грамматические нормы, речевые нормы). Чтобы подтвердить пятёрку при любом количестве баллов от 37  и выше за всю работу, нужно набрать по приведённым выше критериям не менее 6 баллов.

Набрать больше баллов на экзамене в 9 классе по русскому языку вам может помочь учёба на курсах по ГИА.

Если обратиться к заданию С1 ГИА по русскому языку, то можно чётко прочитать, что нужно написать изложение в сжатом виде по тексту, который будет предложен в аудиозаписи, передавая главное содержание целого текста, и каждой микротемы в отдельности.  Далее в задании даётся комментарий по поводу объема текста, где сказано, что объём текста должен быть не меньше 70 слов.

Нужно, конечно, к этому и стремиться. Всё же, если объём вашего изложения получился меньше 70 слов, не отчаивайтесь, эксперты должны проверять работы объемом до 50 слов. Если  изложение имеет менее 50 слов, такая работа будет считаться невыполненной, её не засчитают, она будет оценена 0 баллов.

Значит, чтобы получить какие-нибудь баллы, изложение должно быть более 50 слов.  Будьте осторожны, так как с уменьшением слов есть риск потерять главную мысль текста.

В задании С2 прописано, что сочинение должно быть объёмом более 70 слов. Наверное, это оптимальный вариант, чтобы высказать тезис и его доказательство, используя 2 примера-аргумента.  Сочинение, конечно же, может быть и больше по объему. Об объёме менее 70 слов нигде ничего не говорится. Критерии оценивания сочинения – рассуждения рассчитаны на объем более 70 слов. Совет – не рискуйте, пишите сочинение больше 70 слов.

За первое задание экзамена ГИА по русскому языку (сжатое изложение аудиотекста) баллы выставляются соответственно критериям оценивания сжатого изложения, которых 3.

Наивысший балл по первому критерию, касающемуся содержания текста изложения, сохранения в работе всех 3 микротем, составляет 2 балла.

Наивысший балл по второму критерию, где внимание уделяется приёмам сжатия аудиотекста, составляет 3 балла.

По третьему критерию, оценивающему текст изложения с точки зрения цельности, последовательности и связности изложения, можно набрать наибольшее количество 2 балла.

Соответственно, путём сложения  максимальных баллов по 3 критериям, получаем 2+3+2=7 баллов.

Значит, наибольший балл, который можно получить за сжатое изложение за его содержательную и структурную сторону,  равен семи.Не забывайте, что сторона грамотного написания и фактическая точность оцениваются отдельными критериями, где текст изложения (задание С1) и сочинения (задание С2) проверяются как один текст.

Задание С2 (сочинение) в ГИА по русскому языку оценивается по 4 критериям, и у каждого из этих критериев есть наибольшее  количество баллов, которые выставляются при успешной сдачи этой части экзамена.

Максимально по первому критерию «Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос» можно набрать 2 балла.

По второму критерию, проверяемому наличие или отсутствие 2 примеров – аргументов, можно получить максимум 3 балла.

По третьему критерию, который предъявляет требования к тексту с точки зрения связности, последовательности, цельности, наивысший балл – 2 балла.

Критерий о композиционной стройности работы может добавить экзаменуемому максимум 2 балла.

Следовательно, всего за сочинение, не считая грамотности написания, участник ГИА может получить (2+3+2+2) 9 баллов.

Значит, наибольшее количество баллов за содержание, правильность построения текста сочинения, умение аргументировать равно девяти.

Не забывайте о существовании критериев оценки грамотности, по которым сочинение оценивается отдельно в суммарном составе с изложением.

Тестовая часть экзамена по русскому языку, включая в себя 2 типа вопросов А+В, имеет свои критерии оценивания.

Они очень похожи на критерии оценивания ЕГЭ по русскому языку, частей А и В.

В части А наивысший 1 балл выставляется за правильно выбранный ответ. Помним, что из четырёх предложенных ответов, правильный только один. Так как заданий типа А – 7, значит максимум набранных баллов по части А равен 7.

В части В наивысший 1 балл возможно набрать при условии правильных полных ответов без орфографических ошибок. Термин «правильный полный ответ» надо понимать, когда в ответе должна быть не одна цифра, а две или три, и указаны все варианты ответов, а не один из правильных. Когда будет назван один только правильный ответ вместо двух или трёх, такой ответ неполный и по нему балл не ставится.

Если в ответе, записанном словами, словосочетанием допущена орфографическая ошибка, она не считается в критерии грамотности, но лишает вас балла по данному заданию типа В, хотя по сути ответ может быть правильным.

Всего заданий в группе В – 9, значит и наивысший балл, который можно набрать при выполнении этой части базового уровня – девять.

Суммируя баллы заданий, получаем простой пример  7+9=16.

Наивысший балл тестовой части Государственной итоговой аттестации по русскому языку составляет 16 баллов.

Вся работа, выполненная безупречно на 100%,  набирает 42 балла.

Оценка 4 выставляется, если участник ГИА получает от 28 до 36 баллов.

Нужно обратить внимание, что оценка 4 выставляется при таком количестве баллов лишь в том случае, если за грамотность (критерии ГК1 – ГК4) учащийся набрал 4 и более баллов.

В случае, если грамотность экзаменуемого по критериям грамотности (критерии ГК1 – ГК4)  оценена менее 4 баллов, ученику выставляется за работу оценка 3.

Оценка три выставляется экзаменуемому, если он  набрал по всей работе баллы в диапазоне от 27 до 18.

Такая же оценка может быть выставлена при набранных 28-36 баллах, если работа учащегося слаба в отношении грамотности, то есть по критериям грамотности (критерии ГК1 – ГК4) эксперты выставили менее 4 баллов.

Чтобы выполнить работу ГИА по русскому языку на 100 %, нужно набрать максимум - 42 балла.

Минимум баллов, за который выставляется оценка три, равен 18 баллам.

Если учащийся не наберёт минимум баллов, который позволяет поставить ему оценку3, ученику ставится двойка.

Соответственно, если учащийся набирает 17 и менее баллов, его работа оценивается на два.

В 2013 году на сдачу экзамена по русскому языку в 9 классе в 2013 году  отводится 235 минут, что составляет 3 часа 55 минут. Объём работы достаточно большой, поэтому нужно рационально распределять время.

Отнимем время, предназначенное на выполнение тестовых заданий. Тестов 16, умножаем приблизительно на 3-4 минуты, получаем примерно 60 минут, то есть час, значит, 2часа 55 минут остаются на изложение и сочинение.

Над изложением все будут работать вместе, время работы будет составлять примерно  50-60 минут, значит, на сочинение останется 1 час 55 минут, плюс, минут время, которое вы потратите или сэкономите на выполнении изложения и тестовой части ГИА.

Контролировать время на экзамене, не терять его впустую – залог успеха.

 

ГИА по русскому языку не является миниатюрной копией ЕГЭ. Существенные различия между ними обусловлены разными задачами, которые эти экзамены призваны решать. ЕГЭ по русскому языку подтверждает уровень владения русским языком, достаточный для получения образования после окончания школы. В случае неудачи при сдаче ЕГЭ выпускник имеет право сам решать, стремиться ли ему к получению среднего общего образования или нет. ГИА по русскому языку – это своего рода инструмент отбора: по его результатам дети либо получают возможность продолжить обучение, либо вынуждены остаться в 9 классе на второй год.

 

Функция ГИА по русскому языку как инструмента отбора в профильные старшие классы обусловила структуру заданий, которую большинство учителей практически единодушно признают гораздо более сложной, чем структура заданий ЕГЭ по русскому языку. Дело в том, что обучающиеся должны выполнить три вида работы, которые принципиально отличаются друг от друга: создание вторичного текста на основе аудирования (изложение), тест по основным разделам школьной программы и создание вторичного текста на основе лингвистического анализа предложенного текста (сочинение на лингвистическую тему).

 

Разнообразие видов работы с языковым материалом, которое является отличительной особенностью ГИА по русскому языку, значительно осложняет самостоятельную подготовку к экзамену. Пожалуй, без помощи репетитора по русскому можно справиться только с заданиями тестовой части. Научиться писать изложение очень трудно, но все-таки возможно. А вот  самостоятельно подготовиться к сочинению ГИА по русскому языку совершенно нереально: для его написания необходимо владеть прочными навыками лингвистического анализа, систематическая работа над которым в условиях школы практически не ведется.

 

Следует иметь в виду, что, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, ГИА предполагает задания всего двух уровней сложности: базового и высокого. Причем к заданиям высокого уровня относится только сочинение: изложение также предназначено для проверки базовых умений содержательного анализа текста.  Тестовая часть ГИА по русскому языку не должна вызывать затруднений при условии регулярной работы на уроках. Сочинение же требует умения самостоятельно анализировать языковые явления, то есть необходимо не просто понять смысл текста, а определить те способы, которыми этот смысл передается. 

 

Первая сложность при написании изложения ГИА по русскому языку имеет чисто психологический характер: для того чтобы обеспечить всем экзаменующимся одинаковые условия, применяется аудиозапись. Намного труднее отразить в работе все микротемы текста. Для этого надо очень внимательно слушать: паузы между абзацами длительнее, чем между предложениями.  Крайне важно учитывать, что нельзя писать как можно больше из того, что запомнилось, – это приведет к снижению отметки. Напротив, изложение должно быть сжатым, то есть без искажений передавать только основной смысл исходного текста.

 

Чтобы хорошо подготовиться к изложению ГИА по русскому языку, нужно несколько раз потренироваться в восприятии аудиозаписи на слух. Образцы записей широко представлены на специализированных сайтах, в том числе принадлежащих учителям. Это поможет преодолеть некоторые психологические трудности во время экзамена. Научиться выделять микротемы в тексте также вполне можно самостоятельно. Но самый сложный элемент работы над изложением ГИА по русскому языку – сжатие исходного текста – безусловно, требует руководства опытного репетитора или регулярных занятий на курсах подготовки к ГИА.

 

Сочинение на лингвистическую тему – единственное задание высокого уровня сложности на ГИА по русскому языку. Оно требует аргументированного мнения о справедливости высказывания кого-либо из выдающихся деятелей науки и искусства о языке. Необходимо иметь в виду, что сначала нужно понять, что имел в виду автор цитаты, а затем доказать его правоту, используя текст, предложенный для анализа на экзамене. То есть писать нужно будет не о содержании текста, а о том, какие средства языка были использованы при его создании. Раскрывать основную мысль текста в отрыве от цитаты и без указания конкретных языковых явлений нельзя!

 

Результаты ГИА по русскому языку неизменно показывают, что есть некоторое количество ошибок досадных, которых легко можно было бы избежать, если внимательно читать инструкцию по заполнению бланков. В частности, все буквы и цифры должны быть печатными, их нужно писать без наклона. Слова и словосочетания следует выписывать из текста без ошибок и лучше в той форме, в какой они употреблены. Для замены неправильных ответов необходимо использовать специально предназначенные поля. Желательно делать отступы в одну-две клетки от полей при написании сочинения и изложения, а также четко обозначать красную строку в начале абзаца.  

 

Сжатие исходного текста при написании ГИА по русскому языку – это самое главное умение, которое должен показать ученик. По этому критерию оценивания предусмотрен самый высокий балл – 3. Существует три основных способа сжатия текста. Исключение требует найти в тексте подробности, которые затем необходимо убрать: детали, второстепенные факты, описания, примеры. При обобщении нужно вычленить схожие единичные факты и заменить их одним объединяющим словом или словосочетанием. Наконец, применяя упрощение, надо заменять сложные грамматические конструкции (предложения или их части) на более простые.

 

Довольно часто учащиеся при написании изложения ГИА по русскому языку затрудняются в выделении микротем. Это выражается не только в том, что не все микротемыоказываются отражены в работе, но и в том, что неоправданно выделяются новые. Микротемы – это отдельные блоки смыслов, из которых складывается общий смысл текста. Как правило, границы микротем совпадают с границами абзацев. Чтобы проверить, правильно ли выделены микротемы, нужно прочитать только первые предложения абзацев. При правильном определении микротем должен получиться короткий, но связный текст без отступления от основной темы.

 

Изложение ГИА по русскому языку должно отвечать такому критерию, как связность и последовательность изложения. Он предполагает, прежде всего, отсутствие логических ошибок. Это значит, что при пересказе текста необходимо сохранить смысловые связи исходного текста, не перескакивая с одной микротемы на другую, не пропуская важных фактов и не заменяя их второстепенными. Кроме того, в работе не должно быть нарушения абзацного членения. Таким образом, связность и последовательность при написании изложения ГИА по русскому языку зависят, главным образом, от умения выделять микротемы в тексте. 

 

Основным  условием для написания сочинения ГИА по русскому языку является правильное понимание высказывания на лингвистическую тему, предложенного в качестве тезиса к сочинению. Первый критерий оценивания работы предполагает наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. Сложность заключается в том, что ученик должен самостоятельно сформулировать этот вопрос, исходя из того, как он понял смысл цитаты. То есть главное, что необходимо сделать, приступая к сочинению, – это понять, что имел в виду автор процитированных строк, а не автор текста, предъявленного для анализа на экзамене.

 

Наличие примеров-аргументов в сочинении ГИА по русскому языку – это самый «весомый» критерий оценивания сочинения: он может принести максимальный балл (3). Однако добиться этого совсем не легко. Основная ошибка, которую допускают учащиеся,  – это подмена тезиса, когда вместо доказательства правоты автора цитаты доказывается правота автора текста. Поэтому вместо языковых явлений в качестве аргументов приводятся фрагменты текста. Условно аргументы можно представить в виде следующей схемы: что? (какое языковое явление использовано в тексте?)

где? (в каком фрагменте текста?)

зачем? (чего добивался автор текста?)

 

 

К сожалению, совершенно самостоятельно научиться писать сочинение ГИА по русскому языку невозможно. Дело в том, что оно должно базироваться на умении анализировать использованные в тексте языковые средства. Школьная программа построена таким образом, что даже самый хороший учитель во время урока не имеет возможности систематически упражнять детей в лингвистическом анализе текста. Кроме того, при фронтальной, общей работе прочных навыков сформировать нельзя. Учитывая сложность построения сочинения на лингвистическую тему, рекомендуется при подготовке к сочинению обратиться к помощи репетитора по русскому языку.

 

В отличие от изложения, сочинение ГИА по русскому языку оценивается и по такому критерию, как композиционная стройность. Ее следует отличать от  смысловой цельности и последовательности изложения мысли, под которыми понимается отсутствие логических ошибок: соответствие тезиса, аргументови вывода, а также правильное абзацное членение текста. Композиционная стройность предполагает соблюдение структуры сочинения-рассуждения, в которую входит формулировка тезиса, доказательства, вывод. Таким образом, по этому критерию оценивается не правильность тезиса или аргументов, а их наличие и расположение.

 

Как показывает практика, количество ошибок, относимых  при проверке ГИА по русскому языку к критерию Ф1, значительно больше, чем аналогичных в ЕГЭ по русскому языку. Это объясняется тем, что выпускники 9 класса должны не просто точно изложить материал, но и продемонстрировать знание лингвистических терминов при написании сочинения. Все термины должны быть не только правильно написаны, но и безошибочно употреблены в контексте сочинения, то есть должны соответствовать его содержанию. К фактическим ошибкам относится также искажение биографических сведений, когда, например, ученого называют писателем.

 

Речевая нормативность в письменной работе ГИА по русскому языку – одно из самых затруднительных условий, поставленных перед выпускниками. Если в изложении, как правило, речевых ошибок немного, то при написании сочинения избежать их очень сложно. Это связано с тем, что работа может быть выполнена в публицистическом или в научном стиле. Однако лингвистическое содержание коммуникативной задачи адекватнее предается все-таки средствами научного стиля. Поскольку многие учащиеся слабо владеют терминологией, то они пытаются описать языковые явления доступными им способами, используя средства разговорного стиля, что совершенно недопустимо.

 

Грамматические ошибки при написании изложения и сочинения ГИА по русскому языку чаще всего связаны с отсутствием глубокой культуры устной и письменной речи. Неправильное согласование, неверное словоизменение, особенно при употреблении предложных конструкций, нарушение границ предложения наиболее распространены в работах выпускников. Поскольку самостоятельно обнаружить и исправить такие ошибки невозможно, а в условиях школьных уроков времени на систематическую работу над ними просто нет, рекомендуется воспользоваться помощью опытного репетитора по русскому языку.

 

Контрольно-измерительные материалы ГИА по русскому языку включают в себя задания базового уровня сложности по всем разделам школьной программы. Даже сочинение, единственное задание высокой сложности, не предусматривает дополнительных знаний и умений. Все языковые явления, необходимые для правильной аргументации, изучаются в школьном курсе русского языка. Проблема заключается в том, что учащиеся в подавляющем большинстве не владеют навыками лингвистического анализа текста, из-за чего и возникает ощущение, что на экзамене проверяется уровень владения совершенно незнакомым материалом.

 

Чтобы хорошо подготовиться к ГИА по русскому языку, необходимо иметь в виду, что тестовая часть КИМ не предполагает усиленных дополнительных занятий при условии регулярной работы на уроках. Подготовка к изложению также не должна вызывать больших затруднений, если сформированы основные навыки содержательного анализа текста. Внимание следует сосредоточить на подготовке к сочинению, которую надо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, необходимо упражняться в лингвистическом анализе текста, а во-вторых, в умении анализировать высказывание-тезис. Поскольку самостоятельно делать это затруднительно, рекомендуется индивидуальная работа с репетитором.

© 2012 - 2013, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ГИА
Профориентация
Стоимость курсов
Пробные ЕГЭ
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы