Число желающих сдавать ЕГЭ по английскому языку растет, и появляются различные наработки, направленные на совершенствование основных навыков. Хотя в последние годы абитуриенты подвергаются испытаниям только на владение тремя видами речевой деятельности (ВРД): «аудирование», «чтение» и «письмо», при подготовке к экзамену необходимо использовать и «говорение». Только в этом случае можно полноценно подготовиться к экзамену, так как разговорная речь помогает закреплять лексико-грамматические навыки и «автоматизировать» определение порядка слов в предложении. Для сдающих английский язык в форме ЕГЭ подготовка к экзамену должна быть начата как можно раньше. Английский язык не изучают как, например, математику или физику, а «заучивают» наизусть. Чем больше вы выучите слов и устойчивых выражений, использующихся в живой английской речи, тем больше вариантов у вас будет всплывать в памяти при написании письма, тем лучше вы расшифруете аудиозапись, тем быстрее вы справитесь с лексико-грамматическими упражнениями.
Если вы располагаете достаточным временем, желательно записаться на курсы. Несомненно, не следует бросаться на дополнительное обучение, ориентируясь на первое попавшееся объявление. Надо убедиться в том, насколько эффективно работает учреждение, предлагающее эти услуги, пообщаться с выпускниками, почитать отзывы в различных источниках.
Квалифицированно разработанные и учрежденные в соответствии с законодательством курсы подготовки к ЕГЭ по предмету английский язык способны дать абитуриенту многое. Главное, чтобы у него была высокая мотивация, которая является движущей силой при достижении любого успеха. Помните, чем выше мотивация, тем лучше результаты. Напротив, все усилия педагогов, помноженные на нулевую мотивацию, дадут нулевой результат. 

ЕГЭ. Грамматика и лексика.
1. Из чего состоит раздел Грамматика и лексика?
Раздел Грамматика и лексика состоит из 20 заданий, из которых 13 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных.
2. Что проверяется в первом разделе «Грамматика и лексика» в ЕГЭ?
Здесь в основном проверяется знание вид-временных форм глагола, хотя будут попадаться и другие грамматические видоизменения частей речи. Теоретически задание считается базовым, однако в нём могут попадаться и достаточно сложные вещи.
3. Что представляет из себя задание В 4-В-10?
Это небольшой связный текст с пробелами. Рядом с каждым пробелом в конце строки приводятся слова, напечатанные заглавными буквами. Вам необходимо преобразовать их так, чтобы они грамматически соответствовали тексту.
4. Как выполнять это задание?
Во-первых, вы читаете весь текст. В принципе, такое задание лексически не бывает очень сложным, содержание понятно, так как мозг автоматически преобразует слова, делая текст понятным, хотя бы в общих чертах.
Во-вторых, 80% задания связано с видо-временными формами глагола, но 20% - задание на другие части речи. Поэтому, прежде всего, определите, какая часть речи вам необходима.
В-третьих, если вам требуется прилагательное, то не забудьте, что оно может быть, как положительным, так и отрицательным.
В-четвёртых, основная часть задание всё же на определение времен глагола. Поэтому обращаю ваше внимание на то, что текст связный. Значит, в первую очередь, определите в каком из времён идёт основное повествование. И, если в тест не вклинивается прямая речь, обязательно придерживайтесь этой временной группы.
В-пятых, обратите внимание на последовательность времён и не забудьте о правиле их согласования.
В-шестых, не забудьте, что действие может быть продолженным, а также на то, что в подобных заданиях достаточно часто встречается страдательный залог.
В-седьмых, следите за временными маркерами.

5. Как готовиться к этому заданию?

Тренироваться в выполнении подобных тестов, здесь иного пути, пожалуй нет. Давайте попробуем разобраться с заданием В4-В10 на примере демоверсии 2009 года.
Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами B4 – B10, так чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы B4 – B10.

В4 Mr. Jones and Mr. Brown worked in the same office. One

day Mr. Jones said, ________pleasantly to Mr. SMILE

Brown: “We are going to have a small party next Monday

evening. Will you and your wife come?”

В5 “That’s very kind of you. We are free that evening, I think.

But I __________my wife and ask her”. CALL

В6 Mr. Brown ___________into the other room and GO

telephoned.

В7 He __________very much by his telephone SURPRISE

conversation.

В8 When he came back Mr. Jones asked him,

“___________ (you) to your wife already?” SPEAK

В9 «No, she was not there when I phoned. My NOT BE

small son answered the phone. I asked him, “Is your mother

there?” And he said, “She is somewhere outside”.

В10 “Why is she outside?” I asked. “She____________ LOOK

for me”, he answered.

Итак, сначала мы читаем весь текст, не обращая пока внимания на пропуски. Тексты базового уровня несложны, а –мы уже говорили - наш мозг устроен так, что он автоматически преобразует слова, данные заглавные буквами с тем, чтобы они вставали на свои места и дали возможность понять содержание. И первое, на что мы обратим внимание, это на первое сказуемое в тексте. Это worked. Значит, весь тест написан в прошедших временах. Переходить на другие времена можно только при появлении в тексте прямой речи.
Сразу скажу – это правило не всегда срабатывает на 100%, особенно в научно-популярных тестах. Там может идти речь о истории изобретения в прошедшем времени, затем последует разговор о его настоящих возможностях, а концовка и вовсе может быть в будущем. Но в художественных тестах невысокого уровня сложности как правило время повествования не меняется. Итак, прошедшие времена.
Переводим предложение, в котором содержится пропуск В4, определяя для себя часть речи, которая нам потребуется. Обратим внимания на запятую - в английском языке это достаточно редкий знак. Если он стоит после сказуемого, то могут быть только два варианта.
Первый. Запятая может отделять однородные члены предложения. Но! В таком случае их должно быть не меньше трёх. Например, He got up, washed, dressed and had breakfast. В нашем случае, если бы из слова SMILE делалось сказуемое, то возможны были бы тоже только два варианта. Либо у нас было бы ещё одно сказуемое после SMILE, чего нет. Либо после сказуемого said не было бы запятой, но стоял бы союз and. Поскольку оба варианта отсутствуют, то у нас не сказуемое.
Тогда остаётся второй вариант, очень часто встречающийся в заданиях В4-В10. Причастный оборот, отделяемый запятой. Годится он и при переводе. Итак SMILING- УЛЫБАЯСЬ.
Пропуск В5. Прямая речь. Из содержания диалога следует, что мистер Браун собирается позвонить своей жене, и узнать, свободны ли они и могут ли прийти к Джонсам. Нам нужно показать будущее время.
Давайте вспомним, что в английском языке существуют семь способов передачи будущих времён, не считая возможностей сделать это с помощью модальных глаголов. Сразу отбросим такие экзотические варианты как Future Continuous, Future Perfect и уж тем более Future Perfect Continuous. Почему? Потому что эти времена требуют определённых условий, временных маркеров и практически никогда не употребляются в простых предложениях. Да и логика подскажет, что здесь нужно простое обычное будущее время Future Simple.
Почему не оборот To be going to? Потому, что речь идёт не о планах и намерениях, а о так называемом on-the-spot decision – спонтанном, мгновенно принятом решении. Ведь минуту назад мистер Браун и не подозревал, что его позовут в гости. Поэтому не годится и Present Continuous - это время употребляется, когда речь идёт о фиксированных, достигнутых заранее договорённостях. Не подойдёт и Present Simple - это время для расписаний и программ, о чём здесь речь не шла. Итак Future Simple – WILL CALL.
В6. Классическое применение правила «цепочка последовательных действий в прошлом» или «однородные сказуемые». «Мистер Браун вышел в соседнюю комнату и позвонил».

Past Simple – WENT.

В7. «Он был очень удивлён телефонным разговором». Сказуемое. Да и пропуск после подлежащего, значит сказуемое в 99 случаях из 100, в английском языке жёсткий, фиксированный порядок слов. Время – то же в каком выдержан весь текст, нет никаких маркеров, которые указали бы нам, что требуется его изменить. Значит, Past Simple. Но! Внимание на наш перевод «был удивлён». Если мы оставим глагол surprise просто во времени Past Simple, то есть surprised, то получится, что мистер Браун «удивил телефонный разговор». Что, естественно, неприемлемо. Поэтому, здесь нужен страдательный залог WAS SURPRISED.

В8. Ну, тут никаких вопросов не возникает. Прямая речь, да ещё маркер already. Present Perfect Tense, HAVE SPOKEN.

В9. Тоже никаких проблем. Сложноподчинённое предложения с маркером when, который является показателем Past Simple. Действия одновременны, предшествование отсутствует. WAS NOT.

В10. Неплохо вспомнить, что достаточно распространённый фразовый глагол LOOK FOR переводиться как «искать». Но в любом случае понятно, что требуется время Present Continuous. «Почему она на улице? – то есть «Что она делает на улице?» - Ответ «Ищет меня». IS LOOKING.
Обратите внимание, что в этой демоверсии в заданиях только формы глаголов. Однако, в последних вариантах ЕГЭ встречались и задания на образование наречий и местоимений. Например:

A_______example of this animal arrived from Australia. TWO

Пропуск между артиклем и прилагательный, так что требуемой частью речи может быть либо прилагательное, либо, как в данном случае, порядковое числительное. SECOND. Интересно, что в данном случае артикль неопределённый А, а не привычный с порядковыми числительными the.

The water around Sydney gets____________every year. DIRTY

Требуется степень сравнения. Надо вспомнить, что двусложные прилагательные с окончанием на –у образуют степени сравнения так же, как и односложные. При этом у переходит в i. DIRTIER. А, вообще-то, из прилагательных как правило, кроме степеней их же сравнения больше и образовывать нечего. Только не забудьте, что орфографические ошибки компьютер сочтёт за неправильное слов и ответ будет не засчитан.

People refused to eat_________________ THEY

Здесь требуется дополнение – Люди отказывались есть ИХ. Надо помнить о том, что на русский язык так переводятся местоимения their и them. Но первый вариант нам не годится, потому что он обозначает «их» как притяжательное местоимение their books, their words – их книги, их слова, то есть «принадлежащие им». Нам же нужно местоимение «их» в смысле кого? чего? Поэтому здесь требуется местоимение-дополнение them.

In those days shoes were much simpler than____________today. OUR

Казалось бы элементарно – требуется местоимение our – наши. Но всё не так просто. Обратите внимание, что в пробеле отсутствует имя существительное. Там нет ни слов shoes, ни footwear, ни даже числительного ones, которое употребляется, чтобы не повторять дважды одно и то же дополнение – в данном случае это было бы shoes. Значит, требуется такое местоимение, после которого не нужно имя существительное, т. к. оно само является дополнением. В данном случае, это будет ours.

Wearing shoes was_____________important in warm countries than in the hot ones. LITTLE

И снова степень сравнения, но теперь уже «неправильная», исключение из правил. LESS.

Итак, поведём итоги. Для правильного выполнения этого задания, надо знать базовую сетку времён. Здесь, как правило, встречаются следующие времена Present, Past и Future Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect. Требуется знать основные формы местоимении и числительных и степени сравнения прилагательных. Этого достаточно.

6. Что представляет из себя задание В11-В-16?
Это тоже связный текст, как правило, научно-популярный, с пробелами. Рядом с каждым пробелом в конце строки приводятся слова, напечатанные заглавными буквами. Вам необходимо преобразовать их так, чтобы они грамматически соответствовали тексту. Здесь глаголов уже не будет, это тест на знания вами правил словообразования.

7. Как выполнять это задание?
Принцип тот же- сначала читаете весь текст, определяя, какая часть речи вам понадобится. И здесь хочу дать один практический совет.
Словообразовательная система английского языка очень богатая и достаточно сложная. Даже в обычном школьном учебнике английского языка приводится 53 приставки и 55 суффиксов, как способов словообразования. И это только аффиксальный способ. Кроме него, достаточно распространены конверсия, словосложение и сокращение, а существует ещё семь способов. Выучить всё это абсолютно невозможно и никому не нужно. Поэтому на примере демоверсии, а также на примере других заданий ЕГЭ мы разберём наиболее часто встречающиеся случаи словообразования.

8. Как готовиться к этому заданию?
Тренироваться в выполнении подобных тестов, естественно. И всё-таки, придётся выучить наиболее распространённые суффикс и приставки, а также некоторые сложности и нестандартные варианты, встречающиеся в этом задании. И учите орфографические правила! Ошибка в написании приведёт к тому, что ответ будет не засчитан.

Итак, всё та же демоверсия 2009 года.
Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В11 – В16, так чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы

В11 – В16.

UK: Conservation and Environment

B11 Going for a walk is the most popular leisure activity in

Britain, despite its high population density and widespread___________ URBAN

of coastal areas.

B12 Twelve National Parks are freely accessible to the public and

were created to conserve the _____________beauty. NATURE

B13

Most of the land in National Parks is privately owned, but

administered by an independent National Park Authority

which works to balance the expectations of VISIT

____________

with the need to conserve these open spaces for future

generations.

B14 The UK also works to improve the global environment and SERIOUS

has taken global warming ___________ever since scientists discovered

the hole in the ozone layer.

B15 In 1997, the UK subscribed to the Kyoto Protocol binding

developed countries to reduce emissions of the six main

greenhouse gases. The Protocol declares environmental PROTECT

______________ as a very important problem.

B16 Nowadays British ___________are taking part in SCIENCE

one of the largest international projects that is undertaken to

protect endangered species.

Итак, текст посвящён достаточно популярной теме экологии и

защиты окружающей среды, которая в той или иной разновидности

обязательно встречается в экзаменационных вопросах. Я советую при

выполнении таких заданий всегда следовать Правилу четырёх шагов.

Первый шаг. Прочитать тест и понять его основное содержание.

Второй шаг. Определите, какая часть речи вам потребуется.

Третий шаг. Если это прилагательное, то определите его коннотацию. Она может быть, как «положительной», так и «отрицательной». Polite - impolite, helpful – helpless, legal – illegal, regular- irregular и. т. п.

Четвёртый шаг. Вставьте получившееся слово, прочитайте всё предложение. Проверьте «на слух», нормально ли оно звучит.

Если это задание выполняется дома, есть пятый шаг – проверьте по словарю, действительно ли существует данное слово, или вы его выдумали. Но для экзамена пятый шаг не годится.

Итак, применяем пошаговую методику к заданию демоверсии.

В11. Можно обратить внимание только на часть предложения после союза-связки despite. Дело в том, что там присутствует сочинительный союз and. Он всегда связывает однородные предложения – как в данном случае – либо равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Поэтому нам требуется имя существительное, здесь союз связывает однородные дополнения. Вспомните слово «урбанизация». Очень часто русская «калька» слова, заимствованного из иностранного языка, копирует его форму. «Урбанизация», «модернизация», «импровизация», «организация» - всё это английские слова с суффиксами –tion, -sion. В данном случае URBANISATION. Но компьютер примет и американскую версию URBANIZATION.

В12. Между артиклем и именем существительным может находиться только имя прилагательное. И снова привлекаем на помощь русский язык. Прилагательные «натуральный», как и «моральный», «индустриальный», «клерикальный» - это английские слова с суффиксом – al. NATURAL.

В13. Ну, вообще-то, предлог of практически всегда предваряет имя существительное, но на всякий случай переведите фразу полностью. Впрочем, от глагола visit крайне редко производится что-то кроме имени существительного. Но будьте внимательны! Имя существительное VISITOR, которое вы образуете, нарицательное и исчисляемое. Значит, перед ним должен стоять артикль. А раз его нет, то существительное должно быть во множественном числе – VISITORS. Помните – единственное число вместо множественного и наоборот будет ошибочным вариантом и не будет засчитан как правильный ответ.

В14. Здесь требуется наречие, что можно понять из перевода. Но, конкретно в данном случае, можно вообще ничего не делать. Потому что из прилагательного SERIOUS

ничего, кроме наречия SERIOUSLY создать просто невозможно. Других производных не существует. Превалирующее большинство наречий в английском языке образуется с помощью суффикса – ly на конце слова.

В15. Прилагательное environmental перед пропущенным словом говорит о том, что нам требуется имя существительное. Ещё раз напоминаю, что в английском языке жёсткий фиксированный порядок слов, имя прилагательное может стоять только перед именем существительным. Protection – «защита». Но – вернитесь к В11. Это слово существует и в виде понятия «протекция». Действует то же правило, суффикс – tion.

В16. Применяем шаг к ступени В15, чтобы понять, что требуется имя существительное – подлежащее в предложении, перед ним стоит прилагательное-определение British. И шаг к ступени В13, чтобы по отсутствию артикля понять, что это имя существительное должно быть во множественном числе. SCIENTISTS.

Давайте рассмотрим ещё некоторые примеры, представляющие собой интерес. Теперь это уже не будет связный текст, а просто взятые из разных тестов предложения, которые стоит принять к сведению. Обратим особое внимание на наиболее часто встречающиеся прилагательные. Выучить всю словообразовательную таблицу – повторюсь – невозможно и не нужно. Следует просто запомнить некоторые слова.

Достаточно часто встречаются прилагательные с суффиксом – ous.

More ___________visitors might try “The Vampire”. ADVENTURE

ADVENTUROUS

If heights make you_____________, this attraction might not be for you. NERVE

NERVOUS

This activity can be risky and___________________ DANGER

DANGEROUS

Часто встречается также суффикс – able.

You can go there for an _____________flight on the balloon. ENJOY

ENJOYABLE

I would like to have something more__________ COMFORT

COMFORTABLE

Также из разряда очень часто встречающихся прилагательных – interesting, boring, exciting, pleasing; detailed, exhausted, planned; beautiful, attractive, different.

Ещё одна «калька», которая может помочь – прилагательные с суффиксом и окончанием - ивный - массивный, активный, креативный, пассивный. Они заимствованы от английских massive, active, creative, passive. Знание этого факта поможет образовывать прилагательные от MASS, ACT, CREATE, PASSION, IMPRESS и тому подобных.

Остановлюсь ещё на двух аспектах, вызывающих затруднения.

Дело в том, что похожие слова далеко не всегда взаимозаменяемы. От глагола ACT можно образовать ACTOR – ну, это понятно, профессия. Но существуют и производные ACTION

– конкретное действие, как правило одноразовое, ACTING - имеющее отношение только к театральной деятельности и ACTIVITY – обозначающее деятельность вообще. Слово SENSE имеет два значения – «разум» и «чувство», отсюда два совершенно разных производных SENSIBLE – разумный и SENSITIVE – чувствительный. А от глагола CONDUCT образуется только одно слово COMDUCTOR, но оно значит не «кондуктор», а «дирижёр», а в технических текстах «провод», «проводник». Вполне возможно, что каких-то нюансов вы просто не знаете, то тем не менее, относитесь к заданию серьёзно, даже если вы уверены, что слово знакомое.
И последнее. Помните, что у прилагательных существует так называемая «коннотация», то есть, положительная или отрицательная окраска. Иными словами, прилагательным производным от HELP может быть как HELPFUL, так и HELPLESS. Наиболее часто встречаются такие пары как CARE – CAREFUL, CARELESS; POLITENESS – POLITE, IMPOLITE; DIFFERENCE – DIFFERENT, INDIFFERENT; PREDICT – PREDICTABLE, UNPREDICTABLE; ATTRACT - ATTRACTIVE, INATTRACTIVE.
Реже, но встречается такое и с другими частями речи - OBEDIENCE- OBEY, DISOBEY APPEARANCE – APPEAR, DISAPPEAR. Рекордсмен же по количеству производных, пожалуй, прилагательное ABLE – ABILITY, DISABILITY, UNABLE, DISABLED, ENABLE. Всё разные по смыслу слова и разные части речи. Будьте внимательны, если в задании на словообразование вам встретится это слово.

 

Автор: Картышева Татьяна Марковна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, независимый консультант центра подготовки к ЕГЭ "Выпускник".

© 2012 - 2019, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ОГЭ
Профориентация
Стоимость курсов
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы