Структура экзамена ЕГЭ очень близка к американскому тесту TOEFL. ЕГЭ и разрабатывался с опорой на международные стандарты. В первые годы в него были включены испытания по всем четырем видам деятельности (ВРД). Абитуриент должен был пройти тестирование по трем видам аудирования и чтения, выполнить три лексико-грамматических упражнения, написать письмо и эссе, составить монологическое высказывание и поучаствовать в диалоге с экзаменатором. В виду того, что большое количество абитуриентов с последними двумя заданиями не справлялось, из экзамена эти задания исключили. Ходят упорные слухи, что скоро раздел «говорение» вернут назад, поэтому предмет английский язык и подготовка к ЕГЭ в 2017 году станут, возможно, еще сложнее. Изменения в структуре экзамена происходят практически постоянно. Например, в 2019 году он стал проходить на 20 минут дольше (что, по мнению многих, также недостаточно).
Говорили, что необходимое для проведения части «говорение» записывающее оборудование будет приобретено и запущено к экзамену 2020 года, но, к сожалению (именно, к сожалению, так как без говорения нет полноценного языка), технические сложности не позволят провести полный экзамен и в этом году. При таких ожиданиях, готовящий к ЕГЭ по английскому языку репетитор, имея в виду, что изменения могут произойти в любой момент, наряду с «легитимными» видами речевой деятельности, будет готовить и к «говорению». Это не будет лишним, так как говорение является основной и неотъемлемой частью овладения английским языком.
У нас достаточно времени, чтобы во всеоружии встретить ЕГЭ-2023. От вас требуется высокая мотивация и нацеленность на положительный результат. Со своей стороны мы обещаем вам приложить все силы для обеспечения вас качественными учебными материалами и квалифицированной помощью специалистов.            

Советы нашего репетитора

ЕГЭ Аудирование.

Аудирование является первым заданием в ЕГЭ, поскольку выполняется всеми абитуриентами одновременно. В среднем, предъявляемые тексты звучат около 25-30 минут и повторяются по два раза каждый. В записи есть паузы, предназначенные для просмотра опций. Этот раздел состоит из трех заданий различного уровня сложности. Задание В1 входит в базовый уровень и состоит из шести вопросов. Здесь необходимо определить основную мысль высказываний, выбрав 6 вариантов ответов из 7 предложенных. Задания А1 – А7 представляют собой диалог с тремя вариантами ответов на каждое из 7 утверждений : «True», «False», «Not Stated». Это уже повышенный уровень сложности. В третью часть раздела входят задания высокого уровня А8 – А14. Здесь необходимо извлечь из аудиозаписи, представленной в виде интервью, беседы, или высказываний семи людей в различных ситуациях, детальную информацию о ее содержании. Экзаменуемому лицу необходимо выбрать один из трех ответов, которые даны на семь утверждений, связанных с прослушанным текстом. 

Общие понятия.

Говорить о знании английского языка без умения воспринимать его на слух – бессмысленно. Научиться понимать звучащую речь – значит чувствовать себя уверенно не только при прослушивании песен и просмотре фильмов на английском языке, но и при поездке заграницу как с целью отдыха, так и на обучение. Поэтому аудирование является не только важной составной частью ЕГЭ, но и той «лакмусовой бумажкой», которой вы можете проверить свои умения и навыки в этой сфере. При этом вы должны чётко знать свои права. Требования, предъявляемые к записям, следующие.

В задании В1 шесть человек (по 40-50 секунд каждый) высказывают свою точку зрения на одну и ту же проблему Чтецы этих заданий должны произносить свои тексты на невысокой скорости и практически без акцента. Тексты звучат около двух минут, они информационно-прагматического характера. Тематика – то, что проходят в любой средней школе, даже без углублённого изучения языка. Как правило, это Путешествия, Изучение языков, Школьная жизнь, Спорт, Развлечения, Магазины, Одежда, Еда, Профессии, Семья. В идеале, конечно, в записи должна звучать речь носителей языка. Все предложения произносятся чётко и с соблюдением пауз.

В задании А1-А7 темп речи более высокий, здесь уже может появляться лёгкий акцент. Как правило, это акцент жителей северной Англии, произносящих звук ʋ вместо звука ʌ в кратких словах типа bus, love, country, club и тому подобных. Если текст читают не коренные жители страны, а выходцы из стран Карибского бассейна или итальянцы, то может звучать нехарактерное для английского языка смягчённое звучание L, напоминающее употребление мягкого знака в конце слов Well, I’ll, hill,  и в середине milk, bald, help. Могут также иногда сглатываться начальные h, что характерно для просторечия жителей восточного Лондона. Это не должно мешать восприятию теста на слух, просто к этому надо быть готовым.

В задании А8-А15 речь быстрая и беглая, допустимо нечёткое, «сжёванное» произношение слов, которые не необходимы для извлечения требуемой информации. С этой же целью затруднения понимания, на плёнке могут быть записаны различные шумы: дождь, ветер, гуд взлетающего самолёта, шум на улице и тому подобное. Может звучать запись телефонного разговора, запись с автоответчика и тому подобное. Но надо твёрдо знать, что информации, необходимой для выполнения задания, должно быть достаточно.

Должно быть:

Текст должен быть отчётливо слышан всех частях аудитории, должен звучать без искажений и в полной тишине. Задания должны предъявляться дважды, в записи должны быть паузы для ознакомления с заданием и для проверки своих ответов и для занесения их в бланки ответов. Во всех заданиях на множественный выбор порядок вопросов соответствует тому порядку, в каком информация появляется в тексте. Это очень важно! Если порядок вопросов перепутан, то задание соответствует уже не уровню Upper Intermediate  или  Intermediate , а Advаnced, и данный факт является поводом для апелляции.

Не должно быть:

Сильного акцента, искажающего понимание слов на слух – южноамериканского, новозеландского. На плёнке не должны быть записаны детские голоса. Технические помехи и шум в аудитории должны быть исключены. Но о тех случая, когда можно и нужно подавать апелляцию, поговорим отдельно.

Маленькая хитрость общего характера.

К тому моменту, когда вы будете сдавать ЕГЭ, вы наверняка уже будете хорошо знакомы со стандартной процедурой проведения этого экзамена, уже сдавали репетиционный экзамен в школе, пробный в районе или в городе и тому подобное. Не тратьте зря время на прослушивание инструктажа. Вы знаете, что в аудиозаписи есть паузы для ознакомления с экзаменационными вопросами, но они короткие. Лучше прочитайте их внимательно сейчас.

·       Задание базового уровня

Итак, в задании шесть вопросов. Вам необходимо определить основную мысль высказывания и совместить её с данными утверждениями. С чего начинать?

1.     Утверждения должны быть понятны ПОЛНОСТЬЮ. Ещё раз – это базовый уровень. Здесь нет никаких особых подвохов, содержание высказываний достаточно просты, поэтому вопросов по их смыслу возникать не должно.

2.     Вы уже знаете, что одно выказывание лишнее. И здесь возможны два варианта. Первый, наиболее удачный с точки зрения прослушивания – ничего подобного в монологах не будет вообще. Тогда вы легко отбросите это высказывание уже после первого прослушивания. Но иногда при чтении заданий вы увидите два очень похожих друг на друга высказывания. Тогда будьте внимательны – одно из них наверняка окажется лишним. Но здесь легко ошибиться - тематически все шесть высказываний близки друг другу. Так что не торопитесь.

3.     При обучении аудированию всегда советуют находить и подчёркивать в заданиях ключевые слова. По правде говоря, в задании базового уровня, на мой взгляд, это напрасная трата времени. Идея, сформулированная в задании, там и так достаточно чёткая и лаконичная.

4.     Исходный аудиотекст, конечно, в высказывании скопирован не будет, но изложен он достаточно подробно и недвусмысленно.

5.     В тексте аудиовысказывания, безусловно, встретятся незнакомые, или произнесённые невнятно, неразборчивые слова. Не паникуйте – это совершенно нормально. Полное понимание текста для выполнения этого задания вам абсолютно не нужно, ваше дело – понять точку зрения говорящего.

6.     Постарайтесь выполнить большую часть задания уже при первом прослушивании. Вычёркивайте в бланке задания буквы, отмечающие те задания, которые вы уже сделали, чтобы потом не путаться.

7.     Если не сразу поняли, с чем соотнести задание – не впадайте в панику. Помните – запись никто не остановит. Отключитесь от того, что не получается, и слушайте дальше, иначе рискуете не разобраться и в остальном.

8.     При втором прослушивании сконцентрируйтесь на тех высказываниях, которые не поняли в первый раз. И не забывайте, что одно высказывание лишнее.

9.     Даже если вы так и не разобрались до конца, никогда не оставляйте бланк ответа незаполненным. Всегда есть шанс угадать, а компьютеру всё равно – пропуск или ошибка.

Как подготовиться к выполнению этого задания.

Есть очень простой и очень действенный способ – слушайте монологи, не ознакомясь с заданием! После каждого монолога останавливайте запись и пытайтесь самостоятельно сформулировать основную идею каждого высказывания одним предложением. Не торопитесь, в порядке тренировки можно повторять запись не по два раза, а сколько понадобится. Как только ваши формулировки в том, что касается главной идеи, начнут совпадать с формулировками задания, уменьшите количество прослушиваний до двух раз. Если всё стало получаться – значит к выполнению данного задания вы готовы.

 

·       Задание повышенного уровня.

В ходе выполнения этого задания вы услышите диалог. К нему прилагается семь высказываний-утверждений. Вашей задачей является определить выбор ответа из трех вариантов: «верно», «неверно», «в тексте не сказано». Это задание повышенного уровня, рассчитано на извлечение из текста необходимой информации и требует к себе значительно большего внимания. Давайте разбираться.

 

1.     В стратегиях, предлагаемых различными учебниками для выполнения заданий по аудированию, всегда предлагается воспользоваться своими знаниями и жизненным опытом для определения правильного ответа ещё до прослушивания теста. В данном случае, этого делать категорически нельзя. Объясняю почему.

Представьте себе, что формулировкой к заданию стоит следующее утверждение – «Мэри считает, что Вторая мировая война началась в 1939 году». Можете ли вы автоматически считать данное утверждение верным? А вот не можете! Потому что если бы там не было первых трёх слов, то справедливость данного высказывания была бы несомненной. Но задание подчёркивает, что вы должны не подтвердить существующий исторический факт, а выяснить, что думает по этому поводу Мэри. А она может думать всё, что угодно. И если из прослушивания диалога выяснится, будто Мэри считает, что Вторая мировая война началась в 1941 году, то приведённое утверждение окажется неверным.

2.     При выполнении этого задания нужно очень чётко определить для себя три вещи.

Первое. Утверждение считается верным, если оно полностью совпадает с тем, что вы услышали от участников диалога.

Второе. Если высказывание совпадает частично, то оно уже неверно. Например, утверждение гласит, что туроператор рекомендует туристу посетить Розовые сады и утверждает, что вход платный. А в тексте говорится, что за вход платить не надо, но высказывание это звучит после того, как озвучивается стоимость экскурсии, аудиогида и буклетов. Но рекомендация действительно присутствует. И тем не менее, утверждение неверно – вход бесплатный.

Третье. Необходимо очень чётко понять для себя, какая разница между понятиями False и Not stated/No information. В первом случае, информация неверна, то есть, в тексте содержится информация противоположная по смыслу. А во втором – на основании прослушанного просто нельзя сделать вывод об истинности или ложности данного утверждения. Информация просто отсутствует. И ещё раз – никаких догадок! Никаких своих идей, представлений или общих знаний. Только опора на текст.

3.     Далее. Внимательно прочитали утверждения и тему, на которую пойдёт речь в диалоге. Прикиньте, какая приблизительно потребуется информация для выполнения задания. В ряде случаев бывает понятно, что вам нужно услышать цифры, даты, имена и фамилии, профессии. На них и обращайте внимание.

4.     Вот здесь ключевые слова в утверждениях, действительно, желательно найти и подчеркнуть.  И тут же осознать одно правило – если конкретно именно эти слова вы и услышите в плёнке, то они, как правило, свидетельствуют о том, что утверждение неверно. Пример. Утверждение говорит The kitchen is large. А в тексте звучит -You said the kitchen is large. But in my opinion it’s not large. It’s just tiny! То есть, несмотря на двукратное употребление слова large, утверждение всё-таки окажется неверным, кухня маленькая.

5.     Здесь уже потребуется значительный словарный запас. В утверждении написано слово wonderful? Ищите в записи слова amazing, magnificent, stunning, breathtaking. Фраза She likes gardening? Ждите высказываний She enjoys, is keen on, is fond of. И так далее.

6.     Напрягайте слух, когда слышите цифры. Авторы аудиозаписей просто обожают дать в утверждении цифры 13 и 30, а на плёнке 14 и 40, точно так же с 15 и 50 и так далее. Вслушивайтесь в произношение pounds и pence, когда речь идёт о деньгах, am и pm о часах, km/h и mph о расстояниях, не упускайте из виду AD и BC, когда речь идёт об исторических периодах. Невнимание к таким деталям будет стоить вам верного ответа.

7.     В английском языке существует такое понятие как irrelevant information – лишняя, ненужная информация. Вот как правило, там вы услышите кучу ненужного, да ещё и с употреблением большого количества незнакомых вам слов, плюс ко всем произнесённых бегло и невнятно. Учитесь отсекать всё лишнее, не тратить время на выслушивание ненужных деталей. Вы уже определили для себя, что вам надо услышать.

Поэтому, если при беседе агента по недвижимости и потенциального покупателя обсуждение размеров кухни уже произошло, а следующим утверждением является сообщение о том, что в кладовке поместится посудомоечная машина, то промежуточные рассуждения о стоимости и дороговизне жилья на вторичном рынке можно просто пропустить мимо ушей. При одном условии! В конце задания могут быть вопросы более общего содержания. При ответе на них необходимо подумать о тексте всей записи целиком. Так что будьте очень внимательны к последнему вопросу. Хотя в заданиях этого уровня последние шесть лет такого не встречалось, это уже относится к заданию высокого уровня сложности.

8.     Один из вопросов – что, совсем нельзя делать никаких логических выводов?

Ну, всё зависит от текста. Смотрите сами.

The woman. Brr! It’s cold! I’m wet through.

The man. You are wet; would you like to come under my umbrella?

Можно на основании этого сделать вывод, что утверждение  it’s raining верно? Да! Хотя в тексте слово «дождь» ни разу не прозвучало, но то что вы услышали не даёт вам права сомневаться в его отсутствии.

Но! Женщина летит в Монреаль на свадьбу своей сестры. Она рассказывает, Montreal is a big city. It’s easy to get a job and education there. My sister’s been living and working there for 5 years and her future husband was born in Montreal. I’m so glad for her! Исходя из всего этого, сделать вывод, что утверждение «The woman likes Montreal» верно, вы не можете. Потому что выражений «Montreal is a really beautiful and ecologically clean city, it’s so nice to spend time there» и тому подобного, в записи не было. Поэтому – третий вариант ответа – «Нет информации».

9.     Утверждения, данные в заданиях, в 99% из 100% сформулированы именно утвердительно. Поэтому при прослушивании обращайте особое внимание на отрицательные предложения. Очень часто бывают такие варианты, что данное отрицательное предложение даст вам правильный утвердительный ответ, но с употреблением антонимов.

Например, Mr. Small was very angry these days. А в тексте звучит Mr. Small wasn’t kind during this week. Или чуть посложней Mr. Small was far from being kind in this period.

Суть-то одна и та же. И в связи с этим надо хорошо знать такие наречия как barely, hardly, scarcely, rarely, seldom. Почему? А потому что в английском языке действует правило отсутствия двойного отрицания. Либо I didn’t see anybody in the street, либо I saw nobody in the street, но никак не I didn’t see nobody in the street. Поэтому данная, допустим, в утверждении фраза He hardly had any time during his holidays будет равняться He didn’t have free time during the vacations в записи. Ответ будет True, даром что глагол в первой фразе в утвердительной форме, а во второй – в отрицательной.

10.  При первичном прослушивании отмечайте то, что явно правильно, таких ответов примерно 70%, они сразу на поверхности. Отмечайте знаком вопроса те утверждения, в которых вы сомневаетесь.

11.  При вторичном прослушивании обратите внимание на то, в чём вы сомневаетесь, ещё раз убедитесь в том, что ранее отмеченные варианты выбраны верно и ничего не оставляйте без ответа. Хоть наугад!

Как подготовиться к выполнению этого задания.

Тренировочных упражнений хватает, здесь нужна только практика. Но в данном разделе уже очень существен словарный запас. Нередко задние не выполняется не потому, что ученик не слышит речь, а потому, что он элементарно не владеет словарём в полном объёме. Слушайте ВВС, смотрите фильмы британского кинематографа. Именно британского, не американского или австралийского. Аудирование построено в основном на чистом оксфордском акценте. Американцы и австралийцы сглатывают и сжёвывают слова, это может помешать при восприятии аудиотекстов ЕГЭ, да и произношение там…весьма своеобразное, чтобы не сказать больше.

·       Задание высокого уровня сложности.

Здесь требуется полное понимание текста и умение делать выводы из услышанного. Вы услышите беседу, интервью или семерых людей говорящих в семи различных ситуациях. В задании даётся три варианта ответа на выбор, из которых правильным является только один.

1.     Стратегия та же. Внимательно читаем задание. Довольно часто предлагают читать только вопросы в задании, без вариантов ответа, т. к. это может сбить и запутать. В теории – да. Но на практике варианты ответа в 95% и 100% представляют собой придаточное предложение, а сам вопрос задания является сложноподчинённым предложением. В усечённом варианте вы его попросту не поймёте. Так что читаем полностью. А вот предположить, какая информация прозвучит в записи, исходя из задания, не просто можно, но и нужно. Необходимо. Пример. Вы услышите интервью с известной певицей. Один из вопросов задания сформулирован следующим образом.

What role did singing play in Ann’s life at college? 

1. It helped her earn her living for some time.

2. It helped her to go to a stage school

3. It helped her to relax and to feel self-confident.

Итак, какие выводы можно сделать отсюда? Что Анна, до того, как стать профессиональной исполнительницей, пела в колледже. И есть три варианта ответа – пение помогало ей заработать на жизнь, подготовило её к поступлению в музыкальное училище и просто помогало расслабиться и отдохнуть.

Сразу же – все свои идеи на это счёт отбрасываем. Мы можем делать выводы, только исходя из содержания аудиотекста. И мы должны ждать, когда прозвучит вопрос типа When did you start singing? Услышали - At school – не реагируем. Ждём слова college. И тут нам очень повезло, потому что у этого слова синонимов практически нет. Так что не пропустим. А уж дальше всё зависит от вашего знания языка.

2.     Ключевые слова и синонимы– конечно же смотрим и учитываем. Здесь стратегия такая же, как и в предыдущем задании. Но помним и ещё одну вещь. Если вы не успели прочитать и понять все вопросы, то как только началась запись – это действие немедленно прекращаем и слушаем. По ходу слушания вопросы прочтёте, они в том же порядке идут, что и информация, излагаемая в тексте. Стратегии 4-6 задания повышенного уровня совпадают и с заданием высокого уровня сложности.

3.     В этом задании в тексте будут звучать слова и из правильных, и из неправильных вариантов ответа. Поэтому особое внимание к контексту. Пример.

В задании говорится, что вы услышите разговор режиссёра с группой актёров. Варианты на выбор следующие:

The director says they are going to

1) decide what part each actor will play

2) hand out the scripts

3) read through the play

Звучит следующий отрывок текста:

Now this is our first rehearsal this evening and I hope you’ve all been given a script and know which parts you are playing but before we have a first read-through of a whole play I wonder if any of you have any questions.
Итак, как вы видите, в нём повторяются ВСЕ слова, но вопросы, связанные с   текстом пьесы и с ролями, освещаться режиссёром не будут, так как в этом нет   необходимости –     все уже по этому поводу осведомлены. А вот первая читка пьесы   только ещё состоится, поэтому правильный ответ №3.

4.     И та же рекомендация – если вы слышите в тексте те же самые слова, что и в задании – будьте осторожны. Скорее всего, они относятся к неверному ответу. Пример по тому же заданию.

The director encourages the actors to

1). spend their own money on buying a costume

2). stay within the budget she has given them

3). Find a way to increase a small budget

Звучит следующий отрывок текста:

Well, you can spend your own money on buying a costume if you like, but I don’t expect you to. There is a small budget, but when I say small, it’s small! It’s 18 pounds only per costume. And don’t try and persuade me to increase it, because I can’t!

Обратите внимание –фразы, являющиеся неправильными ответами, звучат почти дословно! А вот то, что верен ответ №2, надо понимать из контекста.

5.     Правильный ответ не обязательно включает в себя всю информацию, которая звучит в записи. Поэтому ещё раз – учитесь отбрасывать всё лишнее и фокусироваться только на необходимом.

6.     Вот здесь в конце задания вполне могут звучать вопросы общего характера. Они, как правило, формулируются следующим образом – the author thinks, the speaker believes, the orator’s opinion is… и тому подобное. Отвечая на них, следует обращать внимание не только на отдельные фразы, но на более длинные отрезки или текст в целом. Поэтому здесь отключаться от прослушивания текста нельзя ни на секунду. Помните – третий раз его для вас никто не поставит!

7.     Далее стратегии при прослушивании те же, что и при выполнении предыдущего задания.

8.     Классический вопрос, который задаётся абитуриентом – а что делать, если я не понимаю текст, потому что не знаю слов?

Что ж, давайте разбираться.

Во-первых, я уже говорила – при прослушивании текста вы однозначно встретите незнакомые слова. Плюс ещё вы точно услышите бегло и невнятно произнесённые слова, так что даже если вы их и знаете, вы их не разберёте. Дело в том, что для выполнения задания они не нужны. Задания построены так, что информация, необходимая для выбора правильного ответа, выражена в словарных единицах, имеющихся в словарном запасе ученика, успевающего на «четыре» и «пять». А незнакомых и, следовательно, непонятных слов обычно 10-15% от всего содержания текста. Простите, но если вы по английскому языку имеете слабую «тройку», то особого смысла в выполнении данного задания для вас нет.
Во-вторых, вслушивайтесь в контекст. Пример.  It was raining cats and dogs, besides the cold strong wind was terrible, I even couldn’t keep my umbrella open, it tended to fly away from me. The weather was atrocious, I just tell you!
Почти наверняка прилагательное atrocious вам незнакомо. Но даже если вы и идиому, звучащую в начале фразы не знаете, то всё равно по общему содержанию ясно, что погода была отвратительная. Включайте логику!
В архивной плёнке с места убийства Джона Кеннеди можно разобрать всего 8 слов, остальное – хрипы и шумы.  И, тем не менее, этого достаточно для выполнения задания из трёх пунктов.
В-третьих. Вот если вы не понимаете слов, которые употреблены в формулировке задания, тогда дело плохо. Тут уже никаких советов давать нельзя, разве что на везение положиться. Если непонятна одна формулировка из трёх, то тут ещё можно выкрутиться – возможно, что ответ будет другим, и она окажется ненужной. Или, наоборот, два другие ответа не подойдут, значит этот, непонятный. Но если вы не понимаете половины формулировок, тогда вы просто не готовы сдавать данный экзамен в этом аспекте.
В-четвёртых. Не забывайте о невербальных способах передачи информации. Даже если вы не поняли каких-то слов, то эмоции, интонация и логическое ударение могут помочь понять общий смысл происходящего.
Как подготовиться к выполнению этого задания.
Так же, как и ко второму. Если третья часть кажется очень сложной, то можно подложить такой вариант – сперва слушать аудиозапись, одновременно читая этот текст. Когда привыкнете к темпу, манере речи, акцентам, тогда начинайте слушать уже чистую запись.
И помните – на 100 баллов ЕГЭ по английскому на всю страну и десять человек не сдали за все годы. В заданиях высокого уровня сложности вполне допустимы одна-две ошибки, не переживайте.

Автор: Картышева Татьяна Марковна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, независимый консультант центра подготовки к ЕГЭ "Выпускник".

© 2012 - 2019, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ОГЭ
Профориентация
Стоимость курсов
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы