Еще Ломоносов писал, что «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».  Мы живем очень малый промежуток времени, но он влияет на грядущее и зависит от прошлого. Отдельные события, начиная от древности и заканчивая нашими днями, составляют общую историческую картину. Выбирают ОГЭ по истории не только девятиклассники, которые видят себя будущими юристами, политологами, государственными деятелями, но и все, кто любит свое Отечество.
На экзамен по истории в 9-м классе выносятся четыре периода, по которым проверяются знания исторических деятелей и фактов, а также такие умения, которые формируются в процессе получения исторического образования. При подготовке к ОГЭ по истории можно прибегнуть к помощи репетитора, который научит анализировать исторические источники, ситуации, карты, поможет сравнивать отдельные события и периоды, что станет залогом успешного прохождения экзамена.

На выполнение ОГЭ по истории отводится 180 минут или 3 часа. Этого времени вполне достаточно для выполнения всей заданий. К тому же, каждый экзаменуемый вправе самостоятельно решать, сколько времени уделить отдельному заданию и в каком порядке решать представленные задачи.

В ОГЭ по истории включено 35 заданий, которые разделены на 2 части. Часть 1 содержит 30 вопросов с кратким ответом. В части 2 представлено 5 заданий с развернутым ответом.

В ОГЭ по истории представлены вопросы, требующие разного оформления ответа. Поэтому необходимо очень внимательно читать инструкцию к каждому блоку вопросов.

В заданиях 1-22 ответ записывается в виде одной цифры, которая соответствует одному из предложенных вариантов ответа.

Ответами к заданиям 23-30 является последовательность цифр, слово или словосочетания, которые записывается без запятых и пробелов в бланк ответов №1.

Задания 31-35 требуют развернутого ответа, который оформляется на бланке №2.

В ОГЭ по истории представлены задания 3 уровней сложности:

- базовый уровень – к нему относят 24 вопроса из части 1;

- повышенный уровень представлен 8 заданиями в обеих частях экзамена;

- высокий уровень – 3 задания во второй части экзамена.

Задания из первой части №1-23, 25, 27-30 оцениваются в 1 балл.

В 2 балла оцениваются правильные и полные ответы на задания № 24 и 26. Если в этих заданиях допущена 1 ошибка, то выставляется 1 балл. Если ученик допустил более 2 ошибок, то 0 баллов.

За полное и верное выполнение заданий №31,32 и 34 выставляется 2 балла. Вопросы № 33 и 35 оцениваются максимально в 3 балла.

Сама экзаменационная работа состоит из 2 частей, которые проверяются дифференцированно. Первая часть экзамена, оформленная на бланке ответов №1, сканируется и проверяется компьютером. Именно по этой причине так часто ученикам напоминается об аккуратном заполнении бланка ответов №1. Вторая часть проверяется вручную - двумя независимыми экспертами. В случае сильного расхождениями в их оценках, работа отправляется на оценку к третьему эксперту. 

Полный список тем (объектов содержания) представлен в кодификаторе. Проверяемые элементы разделены на большие исторические периоды и изложены в хронологическом порядке — Древность и Средневековье, Новое время и Новейшая история. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента госстандарта основного общего образования 2004 года. Конкретизация элементов содержания представлена в Примерной программе. Проверка отдельных элементов выполняется с привлечением сведений из Всеобщей истории.

На экзамене не предусмотрено использование дополнительного оборудования. 

Нет, экзамен не претерпел изменений по сравнению с 2018 годом. Единственное нововведение – создание второго варианта демо, в котором охвачены исторические периоды с древнейших времен до 1914 года. Такое изменение связано с переходом на линейную систему изучения историю. 

Эффективность подготовки напрямую проецируется через правильное выполнение заданий экзаменационной работы. Они имеют разный уровень сложности и характер требований, но все связаны с проверкой знаний и умений. Поэтому самое главное правило — необходимо хорошо владеть историческим содержанием.

Усвоение и систематизация огромного материала — одна из основных проблем школьного исторического образования. Ее решение достигается различными способами — заучиванием дат, алгоритмизацией усвоения темы (причины-ход-итоги), составление синхронных таблиц по крупным блокам (даты, правитель, соратники правителя, исторические деятели, основные события, понятия/термины) и многими другими. Главное, чтобы учащийся системно воспринимал исторический процесс и для него не было дилеммы, кто правил раньше Борис Годунов или Иван Грозный.

Экзаменационная работа содержит конкретные типы заданий, проверяющие отдельные умения. Отталкиваясь от усвоенного содержания, ребенок должен сравнивать, объяснять, находить информацию в источнике, анализировать, соотносить общие процессы и частные факты, а также демонстрировать другие умения. Их формирование и отработка — еще один шаг эффективной подготовки к экзамену. 

Используя различные тренажеры, в том числе онлайн-версии необходимо самостоятельно прорешивать тестовые вопросы. Задания второй части нужно разбирать вместе с педагогом, который подскажет ошибки и порекомендует варианты их устранения. 

Максимальное количество баллов, которое можно набрать за экзамен, - 44. Рособрнадзор направляет во все субъекты России единую рекомендацию, в которой для каждой оценки определено количество полученных баллов. Так, например, для оценки «4» необходимо набрать от 24 до 34 баллов за всю работу. Однако окончательное решение о том, какое количество баллов соответствует той или иной оценки, остается за субъектом. 

Согласно рекомендациям Рособрнадзора для получения оценки «5» за ОГЭ по истории, необходимо набрать от 35 до 44 баллов. 

Для того, чтобы сдать экзамен, необходимо получить оценку «3». Для этого нужно набрать не менее 13 баллов из 44. При этом абсолютно не важно, какие конкретно задания будут выполнены. Важнее всего количество баллов, начисляемое за правильное решение. 

Да, для таких обучающихся в экзаменационный вариант включаются темы не позднее 1914 года. Их уровень сложности аналогичен заданиям КИМ для концентрической системы. 

Общий перечень проверяемых знаний и умений ОГЭ по истории содержится во втором разделе кодификатора. Список из 24 позиций составлен на основе требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента госстандарта основного общего образования.

Задания этого типа в основном направлены на диагностику формирования отдельных умений. При их составлении учитывалась многоаспектность предмета, поэтому вопросы включают экономические явления, политические проблемы, социальные отношения, внешнюю политику, духовную и материальную культуру, деятельность исторических личностей и другие аспекты.

Это задание базового уровня сложности, проверяющее умение извлечь информацию из иллюстративного материала. Ученику, глядя на картинку, нужно определить исторический период, с которым она связана. Для правильной идентификации смотрим на маркеры-подсказки: названия стран, образы политиков и исторических деятелей, символы, лозунги, устойчивые выражения. Например, в одном из вариантов встречается плакат с надписью «истребим троцкистско-зиновьевских агентов фашизма». Зная, что громкие процессы против лидеров коммунистической партии шли в 30-е годы выбираем именно этот вариант. 

Этот тип задания связан с диагностикой умения локализовать исторические факты в пространстве. Учащийся должен прочитать карту и выбрать правильный ответ, который может иметь различную атрибутику — исторический период, деятель, событие или явление. Сложность ответа заключается в отсутствии легенды, которая обязательно присутствует у исторической карты. Для правильной идентификации мы используем:

географический признак — например, узнаем Прибалтику и сразу вспоминаем войны, которые проходили в этом регионе;

исторические подсказки (стрелки, места битв, линии, цветовые переходы);

топонимику — например, наименования городов Молотов, Ленинград, Калинин, Чкалов явно указывает на советскую эпоху.

Чтобы успешно выполнить это задание требуется умение сравнивать исторические события и явления в заданном контексте. Ученику нужно уметь находить общее и различное, а для этого необходимы глубокие знания темы. Например, указать два общих признака НЭПа и «военного коммунизма» сможет лишь тот, кто знает черты этих экономических политик, реалии, в которых они проводились, а также их последствия. При решении заданий такого уровня сложности на первый план выходит системность знаний ученика.

Данное задание предполагает составление плана по предложенной теме. Его особенность связана с предоставлением пояснений по двум пунктам. Названия последних необходимо конкретизировать, исключая формальные обозначения — не просто причины Северной войны, а какие, не просто участники Гражданской войны, а кто именно. Так учащийся продемонстрирует умение устанавливать временные, причинно-следственные и иные связи. Пояснения разрешается приводить в виде подпунктов (как в сложном плане), комментариев или ненумерованного списка. 

При оценке ответа приоритет отдается не форме изложения, а содержанию. В идеале план должен полностью раскрывать тему, и при его использовании можно было бы дать у доски полноценный ответ. 

В процессе оценки учитываются следующие позиции:

1. Количество пунктов и число пояснений — соответственно 3 и 2;

2. Корректность высказываний с позиции их соответствия теме. Например, не могут быть признаны правильными общие формулировки «введение», «заключение» или «основная часть». 

3. Корректность изложенных пояснений (отсутствие фактологических ошибок и полнота предоставленной информации). 

Оба задания «привязаны» к историческому тексту и диагностируют умения учащихся его анализировать. В 31 задании проверяется правильность атрибуции источника на основании содержания. При выполнении 32 задания необходимо продемонстрировать умение осуществлять анализ структуры текста. Для работы предлагается исторический источник, адаптированный к возрасту обучающихся, или отрывок из работы известного историка.

Учащимся 9 классов предлагается провести атрибуцию по нескольким критериям — исторический деятель, период (с точностью до года или десятилетия), событие. Чтобы дать правильный ответ нужно пользоваться маркерами текста (имена, топонимы, названия титулов, должностей и чинов, устойчивые выражения). При этом источник нужно внимательно прочитать, чтобы уловить контекст события или явления. 

Например, в процессе чтения были обнаружены следующие маркеры — крестоцеловальная запись, Василий Иванович (из контекста ясно, что не Василий III, а Василий Шуйский), Москва и Коломенское, проклятые грамоты, воры. Они помогают дать ответ на вопрос о событии — восстание под руководством И.Болотникова и позволяют назвать временной период — 1610-е годы. 

Следует помнить, что, если в вопросе требуется указать конкретный год или дату формат ответа в виде десятилетия или его части (первая половина 50-х годов) признается неверным. 

Выполнение этого задания предусматривает выделение отдельных частей источника и установление между ними связей. На этом основывается оценка работы учащегося. Поэтому если он нашел в тексте факты о восстании С. Разина, но ничего не написал о причинах его поражения, как того требует вопрос ребенок получает 0 баллов. Также важное значение имеет количество указанных элементов.

В процессе подготовки к выполнению этого задания необходимо использовать пособия, хрестоматии и сборники, содержащие исторические тексты, адаптированные для обучающихся. Вместе с анализом по структуре (вопросы лучше формулировать так, как они указаны в КИМах) нужно учиться проводить атрибуцию источника по критериям, используемым в ОГЭ. 

Это задание-задача высокого уровня сложности направлено на диагностику умения соотносить локальные факты и общеисторические процессы. В его условии описывается конкретная ситуация, героями которой могут быть абстрактные персонажи, например, колхозник или рабочий. При этом ситуация обязательно связана с крупным историческим событием или явлением.

Ученик должен суметь установить между ними связь и дать конкретные ответы на предложенные вопросы. Чтобы дать полноценный ответ выпускнику недостаточно вспомнить заученный материал. Грамотное изложение требует правильного анализа ситуации с учетом поставленных вопросов, два из которых требуют точных формулировок. 

На протяжении нескольких последних лет выпускникам 9-х классов тяжелее всего даются задания, которые требуют:

сравнение исторических событий/явлений;

установление хронологической последовательности;

анализ карты/схемы;

знание дат;

систематизация исторических данных.

Труднее всего учащимся даются задания высокого уровня сложности №34 и 35. Качество их выполнения, в среднем, не дотягивает даже до 50%. Одна из главных причин заключается в отсутствии комплексных знаний темы, неумении взглянуть на нее со всех сторон. Ученики могут хорошо знать отдельные факты, например, Корниловский мятеж, I Всероссийский съезд советов и Ноту Милюкова. Но при этом не видеть между ними никакой связи. В этом случае составить план по теме «Россия в 1917 году» будет довольно проблематично.  

Наличие подобных проблем заставляет обращать внимание на отработку умения устанавливать связи между отдельными событиями как в рамках одной темы, так и между различными историческими периодами.

© 2012 - 2019, Все права защищены

Главная
О центре ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ОГЭ
Профориентация
Стоимость курсов
Пробные ЕГЭ
Контакты


Cоздание сайта Секрет Рекламы